ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Интервью для интернет магазина книг SETBOOK

2010, ноябрь

Елена Янушко – педагог-новатор, логопед, создатель оригинальных методик раннего развития и обучения чтению, автор более 80 практических книг-пособий для дошкольников, а также книг для взрослых, посвященных развитию и обучению детей до школы, мама одаренной дочки.

---

Какие игры и занятия с ребенком в домашних условиях могут способствовать развитию речи?

Прежде всего, дома надо создать малышу речевую среду. Это значит, что надо как можно больше говорить с ним, комментировать все происходящие в жизни маленького человека ситуации, организовывать интересные игры и эмоционально озвучивать их. Даже если пока вы не слышите ответа… Говорить надо простыми словами и фразами, о чем-то вполне конкретном (что ребенок может видеть, слышать, потрогать, поиграть), избегать сложных слов и слов с абстрактным значением. Очень полезны игры на развитие подражания. Например, взрослый рассказывает стишок и одновременно показывает движения, а ребенок повторяет. Сначала повторяет только движения, со временем начинает повторять слова. Для таких игр можно использовать известные детские стишки и потешки. Также нужно приобрести книжки для малышей с хорошими картинками и текстами. Особое внимание следует уделять глагольному словарю: чем больше слов-действий в словаре малыша, тем выше будет уровень развития его речи. Хочется также упомянуть такой эффективный прием развития речи малышей, как тексты с договариванием. Использование этого приема подразумевает следующее: читая стишок, или пропевая  песенку, которые хорошо знакомы малышу и любимы им, взрослый делает паузы в некоторых местах, давая малышу возможность договорить или допеть словечко. И, конечно, задавайте малышу вопросы. Будьте терпеливы: если не слышите ответа, после паузы отвечайте сами. Побольше положительных эмоций во время общения и занятий – и однажды ребенок обязательно ответит вам! Особое внимание уделяйте развитию мелкой моторики пальцев рук.

 Скажите, пожалуйста, стоит ли мамам  строго ориентироваться на нормы речевого развития, по которым ребенок к 1-2-3 годам должен говорить определенное количество слов? Ведь каждый ребенок индивидуален.

Знать эти нормы желательно, но слепо следовать им не нужно, тем более что они в разных источниках различаются. Каждый ребенок, безусловно, развивается в своем темпе. И границы нормы довольно широки (например, двое малышей могут говорить очень по-разному, но и тот и другой вариант речевого развития являются нормальными).

 Если ребенок, несмотря на все занятия и игры, молчит – в каком возрасте родителям надо бить тревогу и обращаться к логопеду?

Чаще всего родители начинают беспокоиться по поводу развития речи малыша к двухлетнему возрасту, на третьем году жизни эта проблема ставится всерьез. На мой взгляд, в первую очередь нужно организовать полноценное речевое общение в домашних условиях (если этого не делалось раньше), читать книжки, рассказывать стишки, петь песенки, проводить специальные речевые игры, развивать мелкую моторику. Но если и в этом случае малыш молчит, надо искать специалиста. К сожалению, логопеды обычно предпочитают заниматься с детьми, достигшими 4–5 лет. Однако можно найти специалиста, имеющего опыт работы с малышами. В некоторых случаях понадобится консультация психоневролога, желательно также проверить слух малыша.

 Нужно ли родителям в общении с детьми использовать слова, адаптированные к детской речи: «бибика», «ням-ням» и т.п. Или надо с самого начала называть все вещи своими именами?

Поначалу можно использовать так называемые аморфные слова – например, КИСА (кошка), УТЯ (утка), ЗАЯ (заяц), АМ (кушать) и другие. Это как бы «облегченные» варианты слов, которые малышу легче повторять. На начальном этапе развития речи малыша проводится большая работа по повторению им слов-звукоподражаний – это слова-слоги, которыми малыш может заменить любые слова, которые еще не может произнести. Например, подражания голосам животных – МУ, АВ-АВ, МЯУ, КУ-КУ и др.; подражания транспортным шумам – БИ-БИ, ТУ-ТУ; подражания звукам музыкальных игрушек – ДУ-ДУ-ДУ, ДИНЬ-ДИНЬ, БОМ-БОМ и другие. Однако повторять за ребенком неправильные, искаженные варианты слов, конечно же, не стоит. Надо всегда давать правильный вариант произнесения слова.

 Правда ли, что мальчики начинают говорить позже, чем девочки?

Есть такая статистика. Но я думаю, что это важно лишь для статистики. А в жизни бывает по-разному. И когда перед нами реальный ребенок, нужно помогать, организовать речевые занятия.

 Если ребенок левша, это влияет как-то на развитие речи?

Исследования давно доказали связь развития речи и руки. Что касается развития речи у маленьких левшей, считается, что грубая переделка левши в правшу может привести к серьезным расстройствам речи. Считается  полезным для развития речи принять меры, чтобы правая рука у левши стала более активной, развивать ее.

 Что благоприятнее сказывается на развитие речи – чтение книг или просмотр мультфильмов?

И книги, и мультфильмы для малышей нужно строго отбирать – они должны соответствовать многим параметрам. В книгах это подходящие для малышей картинки и тексты, в мультфильмах не допускается быстрое мелькание кадров, непонятные картинки, неестественные надуманные сюжеты и т.п. При этом если мультики можно смотреть в день 10–15 минут, то книжки можно читать без ограничений. Но важнее и продуктивнее всего, я считаю, – это общение со взрослым: в жизни, в игре, в ходе занятий. Совместная деятельность ребенка и взрослого (сотрудничество) в ходе игр с предметами – вот ведущие формы общения и деятельности в раннем возрасте (согласно отечественной детской психологии).

 Расскажите, пожалуйста, о вашей книге «Помогите малышу заговорить!» – для кого она может быть интересна и полезна?

Книга «Помогите малышу заговорить!» предлагает систему речевого развития малышей 1,5–3 лет, которая включает такие разделы, как развитие подражания, слухового восприятия и дыхания, мелкой моторики рук, и, собственно, развитие речи. Эту систему вполне можно применять в домашних условиях, даже не имея специальной подготовки и образования – для этого отобраны самые простые, но интересные и эффективные игры. Также книга может быть интересна педагогам и психологам, работающим с маленькими детьми. Популярность этой книги – в издательстве «Теревинф» она уже выдержала семь изданий! – лишний раз подтверждает актуальность этой проблемы.
Желаю всем успехов в развитии речи!

Елена САЙ, специально для SetBook
http://www.setbook.ru/news/2010/11/377.html

Авторская методика Елены Янушко
Помогите малышу заговорить
Логопедическая практика
Творчество для детей
Учим ребёнка думать
Игротека
Развивающие занятия

НОВИНКА!!!
Полная методика раннего развития - расскажет, как развить речь малыша, научить его думать, рисовать и лепить, познакомит с миром вокруг. Методика разработана специально для развития малышей от 1 года до 3 лет!

АУДИОВЕРСИЯ книги "Помогите малышу заговорить"
Слушайте в Литрес, МТС_строки, Букмейт

Подписывайтесь!
Авторская методика Елены Янушко в соцсетях

4+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Вышли в свет ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий , альбом ПРАКТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ, сборник 100 УПРАЖНЕНИЙ. Готовится к изданию альбом с интерактивными заданиями ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Не пропустите!

ТЕСТ: развитие речи в 1-3 года
Признайтесь: сравниваете речь малыша со сверстниками - вдруг отстает? Предлагаю пройти простой тест, чтобы прояснить ситуацию и не тревожиться!

Серия ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В серию входят 6 книг: Учимся читать, Учимся писать, Учимся считать, Закладываем основы грамотности, Готовимся к школе, Развиваем межполушарное взаимодействие

УНИКАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ "Картинки с секретом" для развития - ваш малыш будет в восторге!

Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Логопедические альбомы по формированию звуков Р-Рь, Ш-Ж, Л-Ль, С-Сь уже в продаже. Не пропустите!

3+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 3 до 4 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, альбом ПРАКТИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА, альбом ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажёр

2+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 2 до 3 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ и ЛЕПКА, альбом с заданиями АППЛИКАЦИЯ и КОНСТРУИРОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

1+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 1 года до 2 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки ЛЕПКА, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ!
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ - книга-бестселлер


Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
Рекомендую
Занятия
Авторская методика Елены Янушко..
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов