ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Игры с магнитной азбукой

2011 Журнал "Лиза. Мой ребенок" март
ИГРЫ С МАГНИТНОЙ АЗБУКОЙ
(Авторское название: МАГНИТНАЯ АЗБУКА – ВОЛШЕБНАЯ АЗБУКА)

 
Многие из нас помнят из детства удивительную игру – магнитную азбуку. Она представляет собой металлический экран и разноцветные буквы, в которые вставлены магнитики. С помощью магнитной азбуки можно выучить и запомнить буквы, научиться сначала сливать их в слоги, а потом составлять слова – сначала простые, затем все более сложные. Теперь, когда наш собственный малыш начинает интересоваться буквами, когда приходит время учиться читать, мы отправляемся по детским магазинам на поиски этой игры.
Но вот все буквы уже знакомы, ребенок научился составлять слоги, даже слова. Что дальше? Неужели ресурсы магнитной азбуки исчерпаны и пора отправлять её поглубже в шкаф или дарить младшеньким? Конечно, нет!
С помощью магнитных букв можно поиграть в разнообразные игры со словами. Обычно такие игры предлагаются детям постарше и проводятся в устной форме. Но играть со словами устно, когда материал воспринимается только на слух, абстрактно, бывает непросто даже для младших школьников. А магнитная азбука помогает сделать эти игры наглядными и еще более интересными. И, конечно, подарит время волшебного общения с любимым ребенком.
Не забывайте хвалить ребенка за сообразительность, давайте ему время подумать, самому найти правильное решение.

Игра «ПРЕВРАЩЕНИЯ СЛОВ»
В этой игре мы предлагаем ребенку побыть волшебником. А секрет «волшебства» такой: заменив в предложенном слове всего одну букву, можно превратить его в другое слово с совершенно иным значением. Сначала предлагайте для превращения самые простые слова, которые состоят из трех букв (одного слога):
• СОК – ТОК – КОК: Попросите ребенка выложить из букв магнитной азбуки слово СОК. Затем предложите превратить его, изменив всего одну букву, в то, что находится в электрической розетке. Дайте ребенку время подумать и возможность догадаться самому, что это ТОК. Затем предложите, снова изменив одну букву, превратить это слово в корабельного повара (КОК).
• ЛЕВ – ЛЕС: Выложите вместе с ребенком слово ЛЕВ. Затем предложите превратить грозного хищника в место, где растет много деревьев.
• ЛУК – ЛАК – ЛАЗ: Предложите ребенку сложить из магнитных букв слово ЛУК. Затем превратить этот овощ в то, чем красят ногти (или покрывают мебель) – ЛАК. Затем попросите ребенка превратить слово ЛАК в отверстие, через которое можно пролезть (ЛАЗ).
• ЖУК – СУК – ТУК – ЛУК: Предложите ребенку выложить слово ЖУК, затем превратить его в острую ветку на дереве (СУК), затем в звук, который получается, когда стучат молоточком (ТУК). А потом это слово превратить в овощ, который добавляют в суп и в салат.
• БОБ – ЛОБ: Вместе с ребенком выложите слово БОБ, объясните, что оно означает съедобные плоды. Потом предложите превратить БОБ в часть лица (ЛОБ).
• ДОМ – ДЫМ: Дайте ребенку три буквы – Д, О, М – и попросите выложить слово, обозначающее здание (ДОМ). Затем предложите превратить это слово в то, что образуется во время горения костра (ДЫМ).
• МИР – ПИР: Что бывает, когда нет войны? Предложите ребенку выложить из магнитных букв слово МИР. Затем заменить одну букву так, чтобы МИР превратился в большое застолье, где гостей угощают вкусной едой (ПИР).
Подобным образом можно обыграть другие цепочки слов: КОМ – ТОМ – ДОМ, СЫР – СОР – ВОР, БОР – БОЙ – БОК, БОГ – ДОГ, ДАМ – ДАР, ВОЛ – ГОЛ – КОЛ – ПОЛ, БАК – БОК, БЫК – БУК, БЫЛ – БАЛ, РИС – КИС.
Если ребенку нравится игра и он уже научился легко менять простые слова, можно предложить для игры более сложные слова, состоящие из 2-3 слогов:
• ЛОДКА – ЛОЖКА: Вместе с ребенком выложите слово ЛОДКА. Затем предложите заменить в слове одну букву так, чтобы то, на чем плавают, превратилось в то, чем едят (ЛОЖКА).
• БАРАН – БАНАН: Выложите из магнитных букв слово БАРАН. Затем предложите ребенку превратить его в сладкий заграничный фрукт.
• ГОРОХ – ГОРОД: Вместе с ребенком выложите из магнитных букв слово ГОРОХ. Затем предложите превратить его в место, где много домов, дорог и людей.
• КОРОВА – КОРОНА: Попросите ребенка выложить слово КОРОВА, а потом изменить одну букву так, чтобы животное превратилось в головной убор короля.
Игру можно продолжать с другими словами: ГОРКА – НОРКА, БЕЛКА – БУЛКА, ТУЧКА – РУЧКА – ЖУЧКА, ДЕНЬ – ПЕНЬ – ТЕНЬ – ЛЕНЬ, ТОЧКА – ДОЧКА – КОЧКА – БОЧКА – ПОЧКА.

Игра «БУКВЫ МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ»
Это еще одна интересная игра со словами из магнитных букв. И вновь ребенок получает возможность почувствовать себя волшебником! Ведь есть такие слова, которые состоят из одних и тех же букв, но в разном порядке – поэтому и значение у них разное. И очень интересно угадать, какое же новое слово прячется в заданном слове! И поможет в этом магнитная азбука: можно подбирать варианты, переставляя буквы местами (в уме это делать намного сложнее).
• АУ – УА: Вот малыш плачет УА (вместе с ребенком выложите слово УА). А теперь преврати это слово в другое – как будто малыш потерялся в лесу (вместе с ребенком выложите слово АУ)
• РАК – КАР: Предложите ребенку выложить слово РАК, а затем поменять буквы местами так, чтобы речной житель превратился в громкий крик большой чёрной птицы.
• ЛАЗ – ЗАЛ: Попросите ребенка выложить слово ЛАЗ, а затем превратить узкий проход в большое и просторное помещение (ЗАЛ).
• ГОРА – РОГА: Попросите ребенка выложить слово ГОРА, а потом переставить буквы местами так, чтобы гора превратилась в то, что растет на голове у оленя (РОГА).
• БАНКА – КАБАН: Выложите вместе с ребенком слово БАНКА. Потом предложите поменять буквы местами так, чтобы стеклянная посуда превратилась в дикое животное, которое живет в лесу и очень любит желуди (КАБАН).
Мы привели примеры игры, когда ребенку дается подсказка – описание значения нового слова. Можно усложнить игру, предложив самостоятельно догадаться, что это за слово. Например:
• ТОК – КОТ: Выложите слово ТОК, а потом предложите ребенку поменять буквы местами так, чтобы получилось другое слово. Что это за слово? Дайте ребенку возможность догадаться самому! (КОТ)
Продолжайте игру с другими словами: ЛЕС – СЕЛ, ГОД – ДОГ, БАЯН – БАНЯ, СЛОВО – ВОЛОС, БАРЫНЯ – РАБЫНЯ, ГОРОДА – ДОРОГА, ДОМА – МОДА.

Игра «БУКВА СБЕЖАЛА»
А в этой игре происходит другое волшебство: если из некоторых слов убрать всего одну букву, то получается новое слово! Дайте ребенку возможность убедиться в этом нагладно при помощи магнитной азбуки:
• КРОТ – РОТ: Попросите ребенка выложить слово КРОТ. А потом предложите убрать одну букву из слова так, чтобы подземный житель превратился в часть лица (РОТ).
• ПОЧКИ – ОЧКИ: Предложите ребенку выложить слово ПОЧКИ, а потом убрать из слова одну букву так, чтобы ПОЧКИ на ветке, в которых прячутся зеленые листочки, превратились в стеклянный предмет в оправе, который нужен тем, кто плохо видит.
• ГРОЗА – РОЗА: Вместе с ребенком выложите слово ГРОЗА. А затем предложите убрать из слова одну букву так, чтобы грозная стихия превратилась в красивый цветок (РОЗА).
• ВОЛК – ВОЛ: Попросите ребенка выложить из магнитных букв слово ВОЛК, а потом попросите убрать одну букву, чтобы хищный и опасный лесной зверь превратился в домашнее животное (ВОЛ).
Это были варианты игры с описательными подсказками для ребенка. Предложите ребенку и другие варианты заданий, в которых он должен найти ответ самостоятельно: ПУШКИ – УШКИ, ВАННА – АННА, ЭКРАН – КРАН, ИВОЛГА – ВОЛГА, КОСА – ОСА.

Игра «СЛОГ СБЕЖАЛ»
В аналогичную игру можно поиграть и со слогами: стоит убрать из некоторых слов один слог, и они превращаются в другие слова! Но прежде чем предлагать ребенку эту игру, стоит познакомиться со слоговой структурой слова. Маленькая подсказка: делить слово на слоги помогают хлопки в ладоши с одновременным произнесением слова (один слог – один хлопок).
• ПЕСОК – СОК: Выложите слово ПЕСОК. Попросите ребенка прочитать слово и хлопками выделить слоги, назвать первый слог, второй слог. Затем предложите ребенку убрать из слова один слог так, чтобы получилось совсем другое слово. Если ребенок не может догадаться сам, можно сделать подсказку: «Убери из слова ПЕСОК один слог так, чтобы он превратился во вкусный фруктовый напиток» (СОК).
• ПИРОГ – РОГ: Предложите ребенку выложить слово ПИРОГ и назвать слово по слогам. Затем попросите убрать один слог так, чтобы получилось новое слово. Если ребенок затрудняется, возможна подсказка: «Убери из слова ПИРОГ, один слог так, чтобы вкусная еда превратилась в то, что растёт на носу у носорога».
• ГАМАК – МАК: Подобным образом (описание игры см. выше) попросите ребенка превратить ложе для сна и отдыха в цветок.
Продолжайте играть с другими словами (с подсказками-описаниями или без них): БАБОЧКА – БОЧКА, БОЛОТО – ЛОТО, МАТРОС – ТРОС, ЛОДОЧКА – ДОЧКА, КОРЗИНА – ЗИНА, КАБАЧОК – БАЧОК, ПАТРОН – ТРОН.

Игра «ВОЛШЕБНЫЕ БУКВЫ»
Есть удивительные слова, которые могут стать предметом целой сказки. Вот одно из них:
ПОБЕДА (По сказке С. Погореловского)
Одна буква может творить чудеса.
Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину «Победа». Написал под картинкой: ПОБЕДА (выложите с ребенком это слово из букв магнитной азбуки).
Заглянул на лужайку Ёжик. Понравилась ему буква П. «Поставлю ее, - думает, - перед своим домом. Хорошие ворота будут». Взвалил букву на спину и унес. (Уберите букву П. В дальнейшем при чтении сказки ребенок убирает другие буквы – по тексту)
Пришел Медведь хмурый. Жаловаться стал:
- Нет у меня сегодня…
- ОБЕДА, - подсказали буквы.
- Верно! – рявкнул Медведь. – Эх, меду бы поесть! Да на зиму запасти! Вот, кстати, и обруч для кадки.
Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку. А на лужайку Зайчик выпрыгнул. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел: БЕДА.
- Ой, где беда? – заметался Зайчик.
Налетел с перепугу на букву Б. отскочила она, за рябину упала. А Зайчик умчался в лес.
Прилетел Аист. Вкусное слово увидел: ЕДА. А в траве и верно еда: лягушек – сколько хочешь. Приделал Аист к букве Е палочку, получилась вилка. Поел Аист, улетел и вилку унес.
Тут Баран пришел. Заблеял обиженно:
- Неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый?
А буквы ему:
- ДА.
Разозлился Баран. Разбежался, ударил букву Д рогами. Она и рассыпалась на кусочки. Осталась последняя буква – А. стоит одна-одинешенька. Что она без друзей сказать может. Только плакать горько: а-а-а!
Утешь скорее букву А – поставь рядом с ней друзей-товарищей, чтобы получились новые слова!

Если ребенку понравилась такая сказка-игра, можете придумать вместе придумать свои сказки со словами СКЛАД и ПЧЁЛКА.
Описанные игры со словами очень полезны для развития чувства языка, прививают интерес и любовь к родному языку. Такие игры помогают научить ребенка более внимательно слушать слова, обращать внимание на их написание, учат понимать значения слов. Все это развивает грамотность – учит быть внимательным, писать слова правильно – что очень пригодится и в школе, и в жизни.

При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
Авторская методика Елены Янушко
Помогите малышу заговорить
Логопедическая практика
Творчество для детей
Учим ребёнка думать
Игротека
Развивающие занятия

НОВИНКА!!!
Полная методика раннего развития - расскажет, как развить речь малыша, научить его думать, рисовать и лепить, познакомит с миром вокруг. Методика разработана специально для развития малышей от 1 года до 3 лет!

АУДИОВЕРСИЯ книги "Помогите малышу заговорить"
Слушайте в Литрес, МТС_строки, Букмейт

Подписывайтесь!
Авторская методика Елены Янушко в соцсетях

4+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Вышли в свет ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий , альбом ПРАКТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ, сборник 100 УПРАЖНЕНИЙ. Готовится к изданию альбом с интерактивными заданиями ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Не пропустите!

ТЕСТ: развитие речи в 1-3 года
Признайтесь: сравниваете речь малыша со сверстниками - вдруг отстает? Предлагаю пройти простой тест, чтобы прояснить ситуацию и не тревожиться!

Серия ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В серию входят 6 книг: Учимся читать, Учимся писать, Учимся считать, Закладываем основы грамотности, Готовимся к школе, Развиваем межполушарное взаимодействие

УНИКАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ "Картинки с секретом" для развития - ваш малыш будет в восторге!

Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Логопедические альбомы по формированию звуков Р-Рь, Ш-Ж, Л-Ль, С-Сь уже в продаже. Не пропустите!

3+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 3 до 4 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, альбом ПРАКТИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА, альбом ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажёр

2+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 2 до 3 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ и ЛЕПКА, альбом с заданиями АППЛИКАЦИЯ и КОНСТРУИРОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

1+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 1 года до 2 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки ЛЕПКА, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ!
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ - книга-бестселлер


Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
Рекомендую
Занятия
Авторская методика Елены Янушко..
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов