ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Малыш и иностранный язык

2011: Журнал "SHAPEмама" №4 2011

В апрельском номере журнала поднята тема изучения иностранного языка малышом. Опыт общения с родителями дошкольников и консультирования на портале "Школа Семи Гномов" показывает, что проблема двуязычия очень актуальна для современных семей. Здесь вы можете прочитать материал из журнала "SHAPEмама" (апрельский номер, статья "5 правил развития речи") и портала "Школа Семи Гномов", и даже больше!

Русский язык не есть мой родной язык
Как быть в тех случаях, если ребенок растет в «смешанном» браке и папа-иностранец не очень хорошо говорит по-русски? Сегодня это актуальная проблема, и единого мнения по этому поводу у логопедов пока нет. «До четырех лет ребенку идеально расти в одной языковой среде, – говорит логопед Татьяна Ткаченко. – Если ваш супруг иностранец, примите совместное решение, будете вы общаться с крохой только на русском (что вполне естественно, раз уж вы живете в России) или английском (немецком, французском). Если ваш муж говорит по-русски очень плохо, сильно коверкая слова, пусть пока общается с крохой меньше вас. Не волнуйтесь, ваш ребенок овладеет и вторым языком, но не в период становления речи, когда это затруднит ее формирование. Ведь тот же английский и русский значительно отличаются друг от друга и грамматическим строем, и фонетикой… Учить второй язык можно с пяти лет и при условии, что у ребенка все идеально с первым – не с позиции мамы, а с позиции специалиста».
«Лично я раннее обучение иностранному языку не приветствую, – говорит Елена Янушко, логопед, автор методик по обучению и воспитанию детей раннего возраста. – Здесь чаще имеют место родительские амбиции, а не реальная польза для ребенка. В этом возрасте обучение происходит спонтанно, без должной доли осознанности самим малышом. Кроме того, если у ребенка есть логопедические проблемы (а таких детей сейчас, к сожалению, большинство), то изучение иностранного языка может негативно сказаться на процессе усвоения системы родного языка – малыш просто запутается…
Однако, раннее знакомство (именно ненавязчивое знакомство, а не изучение) с иностранным языком все же полезно для ребенка. В частности, стоит развивать его фонематический слух к иностранному языку – тренировать в различении звуков иностранной речи. Для этого рекомендуется ставить звуковые и видеозаписи, чтобы малыш слышал иностранную речь (заранее определитесь с языком – какой именно язык хотите изучать). Если малышу нравится, разучивать с ним короткие стишки и песенки на иностранном языке – это скорее игра, чем настоящее обучение. Но все вышесказанное не относится к детям-билингвам, которые растут в двуязычных семьях, и к малышам, у которых есть постоянная возможность общаться с носителями языка – почему бы не воспользоваться такой возможностью!»

Как происходит становление речи ребенка в смешанных браках (мама – русская, папа – американец или, скажем, француз)?
Мой опыт консультирования родителей показывает, что билингвизм – очень актуальная проблема для многих семей. Это и понятно: мировые тенденции привели к активной миграции населения, люди стали более свободно пересекать границы государств, и смешанных браков с каждым годом становится больше. Можно говорить о том, что билингвизм становится характерной чертой нашего времени.
Дети в двуязычных семьях попадают в особую ситуацию развития. На эту ситуацию могут влиять разные факторы (отношения в семье, сколько времени уделяют родители детям и их развитию, и другие), но одно можно сказать точно: из двух языков доминирующим будет язык окружающей речевой среды. По-другому, ребенок интуитивно, подсознательно отдает больше внутренних сил языку, на котором говорят все вокруг – в детском саду, на детской площадке, в магазине, в кино…
Но если один из родителей постоянно общается с ребенком на втором языке, а также если поблизости есть родственники или друзья, которые говорят на этом языке, и есть возможность с ними общаться, то язык, конечно развивается. Однако многие родители жалуются, что ребенок говорит на этом языке (который невольно становится №2) с ошибками и ужасным акцентом, часто неохотно. Поэтому придется приложить очень большие усилия, чтобы создать условия для более успешного освоения двух языков одновременно.


Каковы особенности этого процесса и на что обратить внимание родителям, чтобы малыш заговорил в срок и правильно?
В первую очередь, нужно как можно больше уделять внимания ребенку – разговаривать с ним, играть, заниматься, читать книжки. Таким образом, мы создаем более благоприятные условия для развития речи вообще.
Надо при этом быть готовыми к тому, что у малыша-билингва в развитии речи часто возникает путаница –наблюдается своеобразное «смешение языков». В норме это временное явление: придет срок и все встанет на свои места. Однако даже в более старшем возрасте (в начальной школе и старше) это разделение двух языков будет требовать от ребенка определенных усилий и большого уровня осознанности.
Однако, билингвизм – это не только трудности, но и благо: ребенок с раннего детства окунается в две речевые среды и имеет уникальную возможность общаться с носителями разных языков. В такой ситуации у ребенка есть шанс усвоить как родные два языка, а это может ох как пригодиться в жизни. А «не утонуть» в этих речевых «потоках и течениях» могут помочь самые близкие люди. Надо только постараться!


Какие браки в этом смысле наиболее коварны? (Какая речь – арабская, английская, славянская, французская и т.д., примешиваясь к русской создает для малыша наибольшие проблемы?)
О проблемах и возможностях билингвизма много говорят, но посвящены эти материалы в основном психологическим, социальным, даже политическим сторонам проблемы. Это явление сейчас активно изучают ученые-лингвисты. Многих родителей волнует вопрос: «Есть ли методика обучения двум языкам сразу?» Я думаю, что в ближайшее время будут появляться новые методики обучения маленьких детей нескольким языкам одновременно. При этом именно ученые (лингвисты) должны давать рекомендации в отношении сочетания разных языков. При этом не стоит забывать и о других факторах, которые влияют на усвоение ребенком как одного, так и нескольких языков: возраст ребенка, социальные факторы, индивидуальные возможности ребенка (уровень развития интеллекта, внимания, памяти, усидчивость и др.), способности к языкам и прочее.

Как с такими проблемами справиться? Ведь нельзя же рекомендовать папе совсем не общаться с сыном или дочерью? А ведь если иностранец будет говорить с ребенком даже на русском, он все равно будет не так правильно как мы, носители языка, произносить слова и звуки.
Конечно, ограничивать искусственно общение на одном из языков – это негармоничный путь. Тем более, что если папу еще можно попросить общаться с сыном или дочкой на русском, и, быть может, он даже согласится, то что делать с другими людьми, которые окружают ребенка – воспитателями и друзьями в детском саду, няней, продавцом в магазине, соседями, наконец? Как говорят мудрецы: «Нельзя жить в обществе и быть свободным от него». Если уж самим фактом своего союза двое людей создали такую особую ситуацию для своих детей, надо искать пути решения этой проблемы.
Наивно было бы полагать, что, живя в другой стране, в иноязычной среде, система родного языка будет формироваться у ребенка так же гармонично и естественно, как на родине. И если один из родителей (чаще мама – русская) является для ребенка единственным носителем родного языка большую часть времени - на ней огромная ответственность, потому что именно она можете повлиять на ситуацию.
В этом случае не удастся ограничиться обычным объемом общения с ребенком – чтобы русский язык в иноязычной среде был как можно более значимым для ребенка, нужно организовать интересное общение и интересные занятия. Это возможно, но потребует большого труда: подбирайте самые лучшие книжки и игры, мультфильмы и сказки, вместе читайте стихи и пойте песни, играйте с ребенком как можно больше, комментируя ход игры на русском языке. Всему этому можно научиться, но придется постараться. Однако результат того стоит!
И еще один совет: постарайтесь как можно чаще приезжать погостить на родину вместе с ребенком. Причем, и в этом случае Вам будет не до отдыха: помимо общения с родными и друзьями, специально продумайте и организуйте для ребенка досуг во время каникул - сходите в театр, магазин игрушек, в кино, в другие интересные места. Это важно, чтобы для ребенка было интересно жить "на русском языке".
В общем, уделяйте как можно больше внимания ребенку и вашему совместному общению, и у вас появятся все шансы выправить ситуацию. Я думаю, если некоторые русские дети за границей не научились говорить на родном языке, то это в основном потому, что родители пустили ситуацию на самотек.


Правильно ли то, что современные папы и мамы стараются сызмальства отдать малыша заниматься иностранным языком? С какого возраста можно учить иностранные языки без ущерба для становления родной речи?
У специалистов однозначного мнения по поводу раннего изучения иностранного языка нет: одни говорят об этом с энтузиазмом (например, педагоги, преподающие иностранный язык), другие против (например, логопеды).
Прежде всего, перед тем, как начинать занятия иностранным языком, надо четко определиться: зачем это делается? Ведь часто здесь имеют место родительские амбиции, а не реальная польза для ребенка, его интересы и желания.
Обратите особое внимание: если у ребенка есть логопедические проблемы (а таких детей сейчас, к сожалению, очень много), то раннее изучение иностранного языка может негативно сказаться на процессе усвоения системы родного языка – малыш просто запутается…
Также надо четко представлять что подразумевается под "обучением иностранному языку" - знакомство в игре, или более серьезное изучение, какая используется методика. Заучивание отдельных слов, коротких стишков или песенок на иностранном языке, что обычно предлагается в центрах развития – это скорее игра, чем настоящее обучение. Ведь в этом нежном возрасте обучение происходит спонтанно, без должной доли осознанности самим малышом. К тому же если не заниматься регулярно, то все, что легко усвоилось, также легко и забудется.
Очень большое значение имеет личность и уровень подготовки специалиста: владеет ли методиками работы с малышами, насколько чистое произношение и т.д.
Но нельзя не принимать во внимание и другой факт: раннее знакомство (именно ненавязчивое знакомство, а не изучение!) с иностранным языком все же полезно для ребенка. В частности, стоит развивать его фонематический слух к иностранному языку – тренировать в различении звуков иностранной речи. Для этого рекомендуется ставить звуковые и видеозаписи, чтобы малыш слышал иностранную речь (заранее определитесь с языком – какой именно язык хотите изучать). И то, такие занятия окажутся полезными лишь в том случае, если ребенку нравится заниматься. А так бывает не всегда…
Конечно, все вышесказанное не относится к детям-билингвам, которые растут в двуязычных семьях, и к малышам, у которых есть постоянная возможность общаться с носителями языка – почему бы не воспользоваться такой возможностью!
Из вышесказанного можно дать такой совет: в дошкольном возрасте стоит познакомить ребенка с иностранным языком в ненавязчивой игровой форме, а организовать более серьезное изучение после того, как сформирована система родного языка, а также когда становится возможными серьезные занятия – в старшем дошкольном возрасте, или уже в начальной школе. Не волнуйтесь, при желании и правильно организованном обучении ребенок с успехом выучит иностранный язык, и, возможно, не один.

 

Также на эту тему советую прочитать статью "Учить или не учить" педагога и журналиста Надежды Григорьевны Ляпенковой, под которой я также могла бы подписаться.

При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
Авторская методика Елены Янушко
Помогите малышу заговорить
Логопедическая практика
Творчество для детей
Учим ребёнка думать
Игротека
Развивающие занятия

НОВИНКА!!!
Полная методика раннего развития - расскажет, как развить речь малыша, научить его думать, рисовать и лепить, познакомит с миром вокруг. Методика разработана специально для развития малышей от 1 года до 3 лет!

АУДИОВЕРСИЯ книги "Помогите малышу заговорить"
Слушайте в Литрес, МТС_строки, Букмейт

Подписывайтесь!
Авторская методика Елены Янушко в соцсетях

4+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Вышли в свет ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий , альбом ПРАКТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ, сборник 100 УПРАЖНЕНИЙ. Готовится к изданию альбом с интерактивными заданиями ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Не пропустите!

ТЕСТ: развитие речи в 1-3 года
Признайтесь: сравниваете речь малыша со сверстниками - вдруг отстает? Предлагаю пройти простой тест, чтобы прояснить ситуацию и не тревожиться!

Серия ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В серию входят 6 книг: Учимся читать, Учимся писать, Учимся считать, Закладываем основы грамотности, Готовимся к школе, Развиваем межполушарное взаимодействие

УНИКАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ "Картинки с секретом" для развития - ваш малыш будет в восторге!

Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Логопедические альбомы по формированию звуков Р-Рь, Ш-Ж, Л-Ль, С-Сь уже в продаже. Не пропустите!

3+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 3 до 4 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, альбом ПРАКТИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА, альбом ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажёр

2+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 2 до 3 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ и ЛЕПКА, альбом с заданиями АППЛИКАЦИЯ и КОНСТРУИРОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

1+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 1 года до 2 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки ЛЕПКА, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ!
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ - книга-бестселлер


Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
Рекомендую
Занятия
Авторская методика Елены Янушко..
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов