ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Какие бывают загадки?

2011 Журнал "Лиза. Мой ребенок", май

А и Б сидели на трубе
(Авторское название: Какие бывают загадки?)

Отгадывание загадок – весёлый и интересный процесс, приносящий удовольствие и детям, и взрослым, он дарит богатые возможности для развития речи, внимания, мышления и воображения ребенка. Прежде чем начать загадывать ребенку загадки, полезно узнать, какие они бывают. А загадки бывают разные! А еще нужно подбирать загадки по степени сложности в зависимости от возраста ребенка и уровня его индивидуального развития.

Описательные загадки
Мы предлагаем начинать с описательных загадок, отгадки на которые найдут даже самые маленькие: перечислите важные особенности и характерные детали предмета, явления или живого существа, о котором идет речь. Описательные загадки можно упрощать или усложнять, давая более краткий или развернутый варианты описаний. Так как всегда желательно опережать актуальный уровень развития ребенка (то, что он уже знает и умеет на данный момент), советуем задавать сначала более сложный (краткий) вариант описательной загадки, и, конечно, давать время подумать. Но если видите, что ребенку пока сложно, можно загадать более легкий (развернутый) вариант. Например:

Это животное самое большое на нашей планете. Кто это? (слон)
Он большой и добрый. У него большие уши, короткий хвостик и длинный хобот. Кто это? (слон)

Про него говорят «царь зверей». Кто это? (лев)
Он хищник. Живёт в Африке. У него есть густая грива. Кто это? (лев)

Она сделана из металла. Ею управляют при помощи руля. Что это? (машина)
У нее четыре колеса. Она едет по дороге и сигналит: БИ-БИ! Что это? (машина)

Рифмованные загадки
В некоторых загадках-стихотворениях предлагается назвать в качестве отгадки последнее слово в строке. Совпадение рифмы со словом предыдущей строки – это дополнительная подсказка при отгадывании. Рифма подскажет отгадку и поможет ребенку почувствовать себя успешным, поверить в свои силы. Такие занятия доступны самым маленьким и малыши очень любят такие загадки. Рифмованные могут быть совсем короткие – всего по две строки, и подлиннее. Например:

Быстро прячется от страха
В панцирь твердый… (черепаха)

Проснулась утром рано
И корчит рожи… (обезьяна)

До чего огромный рот!
Пасть разинул… (бегемот)

Хвост как веер, гордый взгляд,
Не одежда, а наряд.
Пусть завидуют вокруг:
Птица важная… (индюк)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её… (лиса)

Если лапы вместо рук,
Если самый верный друг,
Если забияка,
Значит друг… (собака)


Загадки-обманки
Загадки-обманки также предлагают в качестве ответа слово-рифму, вот только это подсказка наоборот – путаница, неправильное слово. Отгадывание таких загадок требует от ребенка внимательности и сосредоточенности: ребенок должен не поддаться на подсказку-обманку и не позволить себя запутать, дать правильный ответ, который не созвучен стихотворению. Одновременно это очень веселое занятие, особенно если играть в группе детей и предлагать для выбора правильного ответа наборы картинок, в которых присутствуют как подходящие, так и неподходящие изображения. Например:

На заборе поутру
Кукарекал… (не кенгуру, а петух)

Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая… (не лисица, а белка)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать… (не соловей, а свинья)

В чаще голову задрав,
Воет с голоду… (не удав, а волк)

Загадки-стихотворения
Стихотворные загадки бывают разного уровня сложности. В более простых загадках смысл достаточно прозрачен, строится на уже имеющихся у ребенка знаниях об окружающем мире, его практическом опыте, описан простыми, понятным дошкольникам словами. Например:

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не лениться.
(мыло)

Меня не растили –
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?
(снежная баба)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(медведь)

Образные загадки
В более сложных стихотворных загадках смысл представлен образно, он завуалирован. Для отгадывания таких загадок необходимо обладать большим словарным запасом, высоким уровнем мышления и воображения. Обратите внимание, что дети любят отгадывать такие загадки, только если они уже знакомы, а при отгадывании новых загадок испытывают трудности. Стихотворные загадки со скрытым смыслом слишком сложны для малышей, советуем предлагать их детям среднего и старшего дошкольного возраста. Если ребенку трудно отгадывать такие загадки, используйте разные виды подсказок: предложите несколько картинок, одна из которых является отгадкой; подскажите первую букву в слове – например, «Слово-отгадка начинается на букву К»; дайте дополнительную информацию – укажите характерные черты и свойства объекта. Не пожалейте времени на обсуждение ответов ребенка, попросите объяснить их содержание, обратите его внимание, что у некоторых загадок могут быть несколько вариантов ответов. Научите ребенка внимательно слушать и анализировать информацию, обращать внимание на детали, и в будущем он прекрасно справится с такими непростыми загадками без вашей помощи. Примеры загадок:

Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
(ветер)

Четыре братца
Под одной крышей стоят.
(стол)

Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице.
(морковь)

Загадки-«самоделки»
Это загадки, которые придумывает и загадывает сам ребенок. Обязательно нужно учить ребенка не только отгадывать загадки, но и придумывать описательные загадки самостоятельно. Вначале это представляет для ребенка значительные трудности. Например, пытаясь загадать загадку про мяч, ребенок говорит: «Мяч круглый и синий. Что это?» Но немного тренировки – и успех гарантирован! Для начала помогите ребенку: придумайте начало предложений-описаний, а он пусть закончит и задаст вопрос «Кто это?» или «Что это?» Загадывать и отгадывать загадки-«самоделки» можно и дома, и на прогулке, и в транспорте. Благодаря этой игре Ваш ребенок научится анализировать информацию, выделять в окружающих предметах и явлениях важные свойства и детали. Помните: именно загадывание ребенком загадок позволяет сделать прорыв на новый уровень развития мышления! Вот примеры сочинения описательных загадок с помощью взрослого и с использованием реальных предметов и игрушек, или картинок:

Игрушка – красный мяч.
По форме он… (круглый). По цвету он… (красный). С ним можно играть так… (катать, подбрасывать, бить об пол и стену). Что это?

Картинка – гроза.
На улице… (темно). Поднялся сильный… (ветер), сверкнула… (молния), загрохотал… (гром). Значит, началась… Что? (гроза)

Картинка – зебра.
Она живет в… (Африке). Она умеет… (скакать). Она вся в белую и черную… (полоску). Кто это?

Подбирая загадки разного уровня сложности, особое внимание уделяйте иллюстрациям к ним. Помните, что наличие картинок отгадок перед глазами ребенка – это серьезная подсказка. А восприятие загадки только на слух – это намного более сложная задача для мышления ребенка.
Итак, с загадками можно играть не только по готовым книгам и пособиям. Предлагая ребенку интересную игру в загадки и отгадки, вы можете подобрать загадки и иллюстрации к ним самостоятельно, а также придумать вместе с ребенком новые загадки – описательные или короткие стихотворные с простейшими рифмами. Развивайте мышление и воображение ребенка с удовольствием!





При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
Авторская методика Елены Янушко
Помогите малышу заговорить
Логопедическая практика
Творчество для детей
Учим ребёнка думать
Игротека
Развивающие занятия

НОВИНКА!!!
Полная методика раннего развития - расскажет, как развить речь малыша, научить его думать, рисовать и лепить, познакомит с миром вокруг. Методика разработана специально для развития малышей от 1 года до 3 лет!

АУДИОВЕРСИЯ книги "Помогите малышу заговорить"
Слушайте в Литрес, МТС_строки, Букмейт

Подписывайтесь!
Авторская методика Елены Янушко в соцсетях

4+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Вышли в свет ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий , альбом ПРАКТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ, сборник 100 УПРАЖНЕНИЙ. Готовится к изданию альбом с интерактивными заданиями ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Не пропустите!

ТЕСТ: развитие речи в 1-3 года
Признайтесь: сравниваете речь малыша со сверстниками - вдруг отстает? Предлагаю пройти простой тест, чтобы прояснить ситуацию и не тревожиться!

Серия ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В серию входят 6 книг: Учимся читать, Учимся писать, Учимся считать, Закладываем основы грамотности, Готовимся к школе, Развиваем межполушарное взаимодействие

УНИКАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ "Картинки с секретом" для развития - ваш малыш будет в восторге!

Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Логопедические альбомы по формированию звуков Р-Рь, Ш-Ж, Л-Ль, С-Сь уже в продаже. Не пропустите!

3+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 3 до 4 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, альбом ПРАКТИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА, альбом ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажёр

2+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 2 до 3 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ и ЛЕПКА, альбом с заданиями АППЛИКАЦИЯ и КОНСТРУИРОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

1+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 1 года до 2 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки ЛЕПКА, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ!
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ - книга-бестселлер


Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
Рекомендую
Занятия
Авторская методика Елены Янушко..
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов