ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Изучение пространства

2011 Журнал "Современное Дошкольное Образование. Теория и практика", №3

Елена Альбиновна Янушко – педагог, психолог, логопед, автор методик по развитию и обучению детей и более 200 практических книг-пособий по развитию речи и мышления, формированию математических представлений, сенсорному развитию, обучению рисованию, лепке, аппликации.www.elenayanushko.ru

ИЗУЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА

Часть 1: Жизненное пространство ребенка

Маленький ребенок осваивает окружающее пространство постепенно. Сначала это коляска, детская кроватка, манеж. Затем малыш изучает пространство детской комнаты и квартиры. Постепенно, освоив пространство жилища, подросший ребенок приступает к изучению прилегающей к дому территории – двор, детская площадка, прилегающие к дому дорожки, затем новые помещения – магазин, детский сад, поликлиника и т.д. Обращая внимание на особенности пространства комнаты, квартиры, дома и прилегающей к нему территории, можно добиться у ребенка более осознанного отношения к пространству. В этой статье мы подробно рассматриваем жизненное пространство ребенка – то место, где он живет – и предлагаем темы занятий и бесед с ребенком по изучению окружающего пространства.

Люди и предметы. Начинать изучение пространства советуем с расположения предметов относительно друг друга и соответствующих пространственных предлогов. Для занятия подготовьте небольшую коробку и несколько мелких игрушек и предметов. Расположите игрушки относительно коробки – например, колечко В коробке, ленточка НА коробке, зайчик ОКОЛО коробки, матрешка ПЕРЕД коробкой, машинка ЗА коробкой, картинка ПОД коробкой.
Взрослый. Посмотри-ка на коробку и предметы вокруг. Ответь, что В коробке? А что НА коробке? И т.д. А теперь расскажи сам, что где находится. Теперь давай расположим предметы по-новому – я буду диктовать, а ты раскладывай! Будем меняться: теперь ты диктуй, а раскладывать буду я.
Продолжайте изучение взаимного расположения предметов с реальными предметами в комнате и квартире.
Взрослый. Встань посередине комнаты и скажи, что где находится: что наверху, а что внизу, что справа, а что слева, что спереди, а что сзади. Нарисуй свою детскую комнату, отрази, в каких местах находятся предметы и вещи.

Убираем игрушки и вещи. Учите ребенка более внимательно относиться к порядку – выбирать оптимальное место хранения определенных вещей, и поддерживать порядок – всегда класть вещи после использования на одно и то же место: книжки – на полку, кубики – в коробку, одежду – в комод. Это помогает эффективнее существовать в своем жизненном пространстве, быстрее находить нужные вещи.
Взрослый. Ты хорошо знаешь, что где лежит в твоей комнате, какие игрушки и вещи в каких местах хранятся? Наведи-ка порядок в комнате – разложи всё по своим местам, а я засеку время и можно будет узнать, как быстро ты справляешься.
Можно провести другую игру.
Взрослый. Ты хорошо помнишь, какие предметы в каких помещениях находятся и где там лежат? Вот тебе несколько предметов из разных комнат – постарайся быстро навести порядок и все разложить по местам! (Возможные предметы: тарелка, веник, мыло, зонт, подушка)

Перестановка предметов. Дети воспринимают пространство вокруг как данность. Можно показать ребенку, как можно практически изменять ближайшее пространство. С вашей помощью ребенок может убедиться, что пространство можно изменять, например, переставив мебель в комнате. Можно вместе составить план смены обстановки или ремонта в комнате и квартире. Или вообще сделать план ремонта с изменением планировки всей квартиры. Часто таким способом можно сделать пространство более рационально организованным, а жизнь – более удобной.
Взрослый. Внимательно рассмотри свою комнату и придумай, что можно было бы переставить и изменить, чтобы жить стало просторнее, удобнее, приятнее. Что тебе хочется изменить в своей комнате?
Можно вместе с ребенком сделать кукольный домик из картонной коробки, заранее продумав расположение в домике разных помещений – кухни, спальни, гостиной.

Запоминание пространства. Знакомя ребенка с окружающим пространством, надо научить его обращать внимание на важные детали. На прогулке попросите ребенка вспомнить, что находится в разных комнатах его квартиры и как вещи расположены относительно друг друга.
Взрослый. Сколько комнат в квартире, в которой живет твоя семья? Расскажи, что находится в каждой комнате и для чего предназначено это место в квартире. Давай нарисуем схему вашей квартиры – где здесь ванная и туалет, прихожая, кухня, детская, гостиная и спальня?
По дороге в детский сад или магазин, обратите внимание ребенка на важные ориентиры, которые встречаются по дороге, где, когда и в какую сторону надо свернуть. Через некоторое время попросите его рассказать дорогу по памяти. Гуляя по знакомым маршрутам, предложите довести вас до почты, магазина или аптеки. А на прогулке в парке, предложите ребенку запомнить дорогу и самостоятельно вернуться в исходную точку. Взрослый. Вспомни и перечисли, мимо чего мы проходим, когда идем в детский сад, в магазин. А куда нужно свернуть, когда идем на кружок, в поликлинику?

Домашний адрес. Помогите ребенку выучить домашний адрес: страна, город, название улицы, номер дома и квартиры, подъезд и этаж.
Взрослый. Что такое «адрес»? Назови свой домашний адрес. Какие данные необходимо перечислить, чтобы человек попал по нужному адресу? (обязательно – название города или деревни, название улицы, номер дома, номер квартиры, дополнительно – номер подъезда и этажа) Сможешь ли ты отправить письмо бабушке? (чтобы отправить письмо, обязательно нужно указать точный адрес на конверте)
Часто люди не знают названия близлежащих улиц и номера домов, а хорошо бы ориентироваться в окружающем пространстве. Обратите внимание ребенка на таблички на домах – так ребенок научится ориентироваться в нумерации близлежащих домов и узнает название ближайших улиц.

Что ближе, а что дальше? Объекты в пространстве расположены в разной степени удаленности друг от друга и от смотрящего: что-то находится ближе, что-то дальше. Обратите на это внимание ребенка.
Взрослый. Выгляни в окошко и расскажи, какие объекты находятся ближе всего, чуть дальше, еще дальше, совсем далеко. А как называется место, дальше которого пространство нельзя увидеть? (линия горизонта) Нарисуй натюрморт, на котором яблоко близко, а ваза далеко. А теперь нарисуй пейзаж, на котором грибок располагается близко, куст с малиной дальше, а елочка совсем далеко.

Часть 2. За далёким горизонтом

С первобытных времен люди осваивали пространство вокруг. Они научились устраивать жилища в пещерах, а затем строить их из дерева и камня. Постепенно люди стали использовать ориентиры – солнце, звезды и другие, запоминать приметы – например, сломанное дерево, большой камень, что помогало ориентироваться на местности, в окружающих лесах и полях. Однако выйти за пределы освоенного ареала обитания первобытный человек не решался, потому что боялся немилости злых духов, грозных явлений природы, далекий неведомый мир казался полным неожиданностей и опасностей.

Тем не менее, на протяжении всей истории человечества люди стремились узнать: а что же находится там, за горизонтом? Далекая линия горизонта манила своей загадочностью. Стремление попасть в «тридевятое царство» дошло до наших времен в виде народного фольклора. Мечта человека о далеких странах помогла придумать и волшебный «транспорт» – в сказках разных народов мира присутствуют ковер-самолет, сапоги-скороходы, метла и ступа Бабы Яги… А персонажи-животные переносят сказочных героев по земле и небу «в мгновение ока за тридевять земель» (Конек-Горбунок, Серый Волк, Гриф и другие).

Время шло, освоение пространства продолжалось. Только далеко ли можно уйти пешком? И вот люди постепенно приручают животных и начинают использовать их в качестве транспортного средства (лошадь, осел, верблюд, мул, олень, ездовые собаки). С развитием животноводства появляются кочевые племена. Развитие транспорта продолжается – человек изобретает колесо. Вырубая деревья и прокладывая дороги, древний человек начинает раскатывать сначала в колеснице да телеге, запряженных конями, а современный человек не представляет своей жизни без автомобиля.

Человек осваивает не только землю, но и водное пространство, постепенно изобретая плот, лодку с веслами и парусный корабль. С изобретением парусника, наступает время далеких путешествий и географических открытий. Человек открывает другие континенты, острова, моря и океаны. Постепенно появляются карты, дающие представления о поверхности земли, об иноземных государствах, о морских и сухопутных путях, помогающих в путешествии, а также изобретаются оптические приборы (подзорная труба, позже – бинокль), которые помогают «приблизить пространство» путем увеличения. Бурно развивается торговля между разными странами.

Остается еще одна стихия, не освоенная человеком – воздух. Недоступное небо манит своей безбрежностью и человек в своем стремлении испытать чувство полета и взглянуть на землю с высоты изобретает искусственные крылья. Однако даже самая легкая из конструкций не позволяет подняться ввысь. Но время идет, творческая мысль человека не стоит на месте. Со временем происходит изобретение воздушного шара и дирижабля, наполненных нагретым газом, планера и, наконец, самолета.

Однако человек испытывает потребность не только передвигаться в пространстве, но и делать это быстро. Для быстрой передачи сообщений в старину была придумана голубиная почта, гонцы и скороходы проводили дни и ночи в пути, чтобы побыстрее доставить важные сообщения. Сегодня под землей несутся поезда метро, а по поверхности земли – скоростные поезда-экспрессы, современные автомобили и мотоциклы. В небо поднимаются самолеты и вертолеты. А с изобретением ракетостроения человек сумел подняться в космос. Вид земного шара из космоса – потрясающая и величественная картина! Подлинно эпохальным событием явилось изобретение компьютерных технологий и интернета, позволяющих обмениваться информацией с минимальными потерями времени – практически мгновенно.

К настоящему времени человек полностью освоил Землю, «белых пятен» почти не осталось. Тем не менее, многие люди по-прежнему стремятся покорять пространство – землю, воздух, горы и воду: туристы-походники организуют экспедиции, альпинисты поднимаются в горы, спелеологи изучают глубокие подземные пещеры, планеристы и парашютисты парят в небе, байдарочники сплавляются по опасным горным рекам, аквалангисты опускаются в глубины морей и океанов. А стремление к высоким скоростям привело к развитию экстремальных видов спорта: гонки на автомобилях, горные лыжи и другие.

Чтобы воспитать у ребенка более широкий взгляд на пространство и, соответственно, на мир в целом, полезно в интересной и познавательной форме дать ему основы исторических и географических знаний. Это можно сделать, используя интересные книги и энциклопедии, видеоматериалы, реальные впечатления жизни. Мы же предлагаем несколько интересных устных заданий, в которых обозначены основные темы для игр и занятий по изучению с ребенком окружающего пространства.

Пространство и профессии. Люди разных профессий работают в разном пространстве: летчик ведет самолет в открытом небе, лесник ходит по лесу, крановщик видит стройку с высоты подъемного крана, а шахтер прокладывает путь в узких подземных лабиринтах. Представь и расскажи (или нарисуй), что видит на работе фермер, пастух, библиотекарь, продавец, пловец, футболист, артист, учитель, водолаз.

Виды транспорта. Люди преодолевают пространство при помощи транспорта. Вспомни и назови разные виды современного транспорта (поезд, автомобиль, автобус, самолет, вертолет, велосипед, мотоцикл, лодка, пароход, метро). Подумай и скажи, какой вид транспорта самый быстрый, а какой медленный? На чем можно передвигаться по земле, по воздуху, по воде? Перечисли виды наземного, воздушного и водного транспорта. А что движется под землей? Расскажи, на каких видах транспорта ты путешествовал. Что ты увидел из окошка троллейбуса, вагона метро, речного катера, поезда?

Старинный и современный транспорт. На протяжении истории человечества транспорт постоянно развивался. Я буду называть старинный вид транспорта, а ты подумай и назови соответствующий современный транспорт: карета (автомобиль), парусник (пароход), воздушный шар (самолет), старинный паровоз (поезд-экспресс), телега (трактор), сани (снегоход).

Кто обслуживает транспорт? Назови профессии людей и виды транспорта, которые они обслуживают. На поезде работают… (машинист, проводник), на самолете… (пилот, стюардесса), в автобусе (водитель, кондуктор), на корабле (матрос, капитан, кок).

Животные и транспорт. Назови животных, которых люди использовали или до сих пор используют в качестве транспортного средства (лошадь, верблюд, осел, олень, ездовые собаки). Когда люди более активно использовали в качестве транспорта животных – в старину, или сейчас? Где в настоящее время принято использовать животных для передвижения в пространстве – в городе или в сельской местности? Расскажи, где используют оленей (в тундре), ездовых собак (на севере), верблюдов (в пустыне) и почему (потому что там нет дорог).

Волшебный транспорт. Стремление человека быстро передвигаться в пространстве и попасть в неведомые дали, отразилось в сказках. Вспомни и назови героев сказок и волшебные предметы, с помощью которых они преодолевали пространство (Баба-Яга летала на ступе, Емеля катался на печке, девочка Элли летала в домике-фургоне, Старик Хоттабыч – на ковре-самолете, Маленький Мук летал с помощью волшебных туфель, Снежная Королева ездила на волшебной карете, а Аленушка преодолевала пространство с помощью волшебного аленького цветочка).

Люди и пространство. Люди продолжают покорять разные виды пространства. Подумай и скажи, кто идет по дальнему лесу (турист-походник), кто поднимается в горы (альпинист), кто покоряет небо (планерист), кто спускается в глубокие пещеры (спелеолог), кто покоряет горные реки (турист-байдарочник), кто спускается в глубины океана (аквалангист).

Дети и пространство. С помощью чего дети могут увеличить скорость передвижения в пространстве? (велосипед, ролики, самокат, скейт, коньки, лыжи, санки)

Кто быстрее? Живые существа также передвигаются в пространстве, только одни из них делают это быстро, а другие медленно. Вспомни и назови животных, которые передвигаются очень медленно (например, улитка, черепаха, медуза, морская звезда, гусеница) и быстро (например, газель, акула, страус, лев, ласточка).


Часть 3. Схемы и карты

Пространство (также как и время) воспринимается на нескольких уровнях – бытовом, научном, философском. В повседневной жизни мы сталкиваемся, прежде всего, с практической необходимостью ориентироваться в окружающем нас конкретном пространстве.

Постепенно освоив пространство жилища, подросший ребенок приступает к изучению прилегающей к дому территории и освоению родной улицы, а также новых объектов – магазины, банк, кафе, почта и другие. В дальнейшем ребенку предстоит изучить родной район, город, а также поездки по стране. И на этом практическое освоение пространства в жизни человека не заканчивается, так как есть возможность путешествовать по другим странам, по миру, изучая новые территории.

Однако понятие пространства может быть представлено гораздо более широко. Реальное пространство, с которым мы имеем дело в обычной жизни – это первый, практический, уровень освоения пространства. Пространство продолжает разворачиваться дальше – планету Земля, Солнечную систему мы можем видеть на фотографиях, сделанных из космоса. Это уже научный уровень изучения пространства, недоступный непосредственному опыту. Следующий уровень – абстрактные представления на основе как научных данных, так и философских учений: только абстрагируясь, человеческое сознание получает возможность воспринять информацию о далеких галактиках, о Вселенной, о Бесконечности.

От того, насколько широки представления и взгляды человека, во многом зависит его личная картина мира. Поэтому очень важно помочь ребенку в его освоении окружающего пространства. Предлагаем варианты устных бесед с ребенком, которые не только дают определенные представления о пространстве, но и подсказывают основные направления работы. Ребенку необходимы как теоретические знания, так и практические навыки – запомнить домашний адрес, выучить дорогу домой, научиться кратко и точно объяснять путь, пользоваться картами и схемами и т.д. Эти знания и навыки очень пригодятся ребенку в повседневной жизни.

Стороны света. Гуляя на природе – в парке, в лесу – познакомьте ребенка со сторонами света: объясните, что солнце встает на востоке, а садится на западе; познакомьте с компасом и научите им пользоваться. Используя компас, можно поиграть в пиратов: закопать в определенном месте «клад» и нарисовать карту с указанием объектов-ориентиров и сторон света.

Земля с высоты птичьего полёта. Если доведется вместе с ребенком путешествовать на самолете, внимательно рассмотрите проплывающую внизу землю, стараясь узнать как можно больше объектов на ней. Покажите ребенку фотографии Земли, сделанные из самолета, а также из космоса.

Схемы. Придя в учреждение (больницу, детский сад, школу), найдите вместе с ребенком на стене и рассмотри схему этажа здания. Вместе вспомните, какие схемы вы видели в транспорте (в троллейбусе или электричке висит схема маршрута следования транспорта, а в метро – схема линий метрополитена). Во время прогулок обратите внимание ребенка на схемы парков, музеев и театров. Дайте ребенку несколько практических заданий.
Взрослый. Рассмотри схему метрополитена. Пальчиком проведи маршрут, по которому можно добраться от одной станции до другой. Покажи, где можно сделать пересадки.
Предложите ребенку самостоятельно нарисовать схему дома, в котором он живет, или двора.

Объясни дорогу! Умение четко и понятно объяснять дорогу – важное умение, которое пригодится в жизни. Многие согласятся, что даже некоторым взрослым это оказывается не под силу – часто такие объяснения не четки и путаны. Помогите ребенку освоить это умение.
Взрослый. Представь, что у тебя скоро день рождения – объясни каждому из гостей, твоих друзей и родственников, дорогу к твоему дому. Также попробуй четко и кратко объяснить дорогу от дома до детского сада или школы, от магазина до аптеки, от автобусной остановки до магазина, от станции метро до кинотеатра. Сколько раз, и в каком порядке нужно повернуть налево, направо? А что примечательное можно встретить по дороге? Опиши по порядку все важные и запоминающиеся объекты, которые помогут не сбиться с пути и не заблудиться (дорога, светофор, магазин, почта, аптека, автобусная остановка, церковь, забор и т.п.).

Ориентировка на местности. Расскажите ребенку о том, как природа помогает ориентироваться на местности. Что можно сделать, чтобы лучше сориентироваться на местности? Подняться на самую высокую точку, чтобы дальше было видно – например, залезть на дерево, забраться на холм. А какой прибор поможет определить, где север, а где юг? (компас)

Карта города. Познакомьте ребенка с картой родного города. Объясните, что карта – это специальная схема, которая описывает обширные пространства.
Взрослый. Рассмотри современную карту города, в котором ты живешь. Найди на карте дома, улицы (дороги), реки, пруды, парки и другие объекты. Рассмотри условные обозначения и попробуй догадаться, на какие реальные объекты они указывают (станция метро, пристань, дежурная аптека, аэропорт, автовокзал, заправка). Придумай свои условные обозначения и нарисуй карту сказочного города.

Карта мира, глобус. Познакомьте ребенка с различными картами мира.
Взрослый. А теперь рассмотри карту мира – какие континенты ты на ней видишь? А что такое глобус? Это маленькая подвижная модель земного шара. Найди на карте мира или глобусе Тихий Океан, Австралию, Африку, Черное море, Антарктику, реку Ганг и т.д. А какие еще реки, моря и океаны ты знаешь? А какие страны и столицы ты знаешь? Найди и покажи их на карте или глобусе. А теперь покажи Россию и найди на ее территории столицу – Москву. Попробуй найти и показать место, где ты живешь.

Пространство и приборы. Расскажите ребенку о том, что есть специальные приборы, которые помогают видеть удаленные объекты – бинокль, подзорная труба, телескоп. Также напомните о компасе – приборе, который помогает ориентироваться в сторонах света. Желательно показать ребенку бинокль и компас, научить ими пользоваться.
Взрослый. Какие приборы помогают приблизить удаленные объекты? Подумай и скажи, кому и где может пригодиться бинокль (моряку, туристу, охотнику, пограничнику, а также в театре, цирке, на стадионе). А кто и для чего пользуется телескопом? (астроном при помощи телескопа изучает далекие звезды)
Также расскажите ребенку и, если есть такая возможность, продемонстрируйте электронный навигатор, в который загружаются карты, полученные с нескольких космических спутников, что позволяет отлично ориентироваться на местности и определять свое точное местонахождение и направление собственного движения (например, на автомобиле).

Самостоятельные прогулки. Изучая с ребенком пространство, мы учим его быть более самостоятельным, ориентироваться на местности, не теряться, если заблудился или попал в незнакомое место. Ребенок должен четко представлять как себя вести, если возникла такая ситуация (спросить дорогу, попросить помощи у взрослых, позвонить родителям и сообщить свое местонахождение, посмотрев на табличку с названием улицы и номером дома возле которого находится).
Взрослый. В какие места ты ходишь самостоятельно? (в школу, кружок, спортивную секцию, на детскую площадку, на каток) Расскажи, какие правила безопасности необходимо соблюдать во время самостоятельных прогулок (аккуратно переходить через дорогу, не уходить с чужими, не брать в руки подозрительные предметы и т.д.)

Дальние прогулки. Современные дети часто много путешествуют вместе с родителями. Однако бывает так, что эти поездки и путешествия не откладываются в памяти, происходят лишь как неосознанная смена мест и впечатлений. Чтобы изучение мира вокруг происходило более осознанно и помогло расширить внутренний мир ребенка, полезно готовиться к поездкам (заранее обсуждать маршрут, изучать карты, собирать информацию о местах, в которых предстоит побывать), а по прошествии времени после поездки вспоминать о ней (беседовать, просматривать фотографии и прочее).
Взрослый. Вокруг нас огромный мир и столько всего интересного! Расскажи, где ты уже успел побывать (в парке аттракционов, в цирке, театре, в музее, на выставке, в другом городе, в деревне у бабушки, за границей). Опиши дорогу туда и обратно (транспорт, что проезжали, что примечательного видели) и само это место. А где еще ты хочешь побывать?

Чтобы воспитать у ребенка более широкий взгляд на пространство и, соответственно, на мир в целом, полезно в интересной и познавательной форме дать основы исторических и географических знаний. В этом вам помогут как наши беседы, так и познавательные фильмы, книги и энциклопедии.

В статье использованы иллюстрации художника А.А.Шахгелдяна к книгам: Янушко Е.А. Далеко ли, близко ли? (Ориентировка в пространстве). – М.: Карапуз, 2005; Янушко Е.А. Едем, едем, едем в далёкие края (Ориентировка в пространстве). – М.: Карапуз, 2007.

При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
Авторская методика Елены Янушко
Помогите малышу заговорить
Логопедическая практика
Творчество для детей
Учим ребёнка думать
Игротека
Развивающие занятия

НОВИНКА!!!
Полная методика раннего развития - расскажет, как развить речь малыша, научить его думать, рисовать и лепить, познакомит с миром вокруг. Методика разработана специально для развития малышей от 1 года до 3 лет!

АУДИОВЕРСИЯ книги "Помогите малышу заговорить"
Слушайте в Литрес, МТС_строки, Букмейт

Подписывайтесь!
Авторская методика Елены Янушко в соцсетях

4+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Вышли в свет ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий , альбом ПРАКТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ, сборник 100 УПРАЖНЕНИЙ. Готовится к изданию альбом с интерактивными заданиями ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Не пропустите!

ТЕСТ: развитие речи в 1-3 года
Признайтесь: сравниваете речь малыша со сверстниками - вдруг отстает? Предлагаю пройти простой тест, чтобы прояснить ситуацию и не тревожиться!

Серия ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В серию входят 6 книг: Учимся читать, Учимся писать, Учимся считать, Закладываем основы грамотности, Готовимся к школе, Развиваем межполушарное взаимодействие

УНИКАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ "Картинки с секретом" для развития - ваш малыш будет в восторге!

Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Логопедические альбомы по формированию звуков Р-Рь, Ш-Ж, Л-Ль, С-Сь уже в продаже. Не пропустите!

3+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 3 до 4 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, альбом ПРАКТИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА, альбом ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажёр

2+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 2 до 3 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ и ЛЕПКА, альбом с заданиями АППЛИКАЦИЯ и КОНСТРУИРОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

1+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 1 года до 2 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки ЛЕПКА, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ!
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ - книга-бестселлер


Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
Рекомендую
Занятия
Авторская методика Елены Янушко..
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов