ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Вдох, выдох! Правильно дышим и развиваем речь

2011 Журнал "Мой Ребенок" №10 октябрь

Развитие речи малышей:

Вдох, выдох – учимся правильно дышать в игре!

Дыхание играет важную роль в процессе речи. И малышу, который только начинает говорить первые слова, предстоит научиться говорить и дышать одновременно. Не всегда этот процесс происходит естественно и без проблем. Порой приходится наблюдать, как малыш захлебывается во время речи, ему приходится останавливаться, чтобы вдохнуть, он добирает воздух мелкими вдохами во время того, как говорит. Все это доставляет неудобства ребенку – мешает как говорить, так и дышать.

Поэтому, занимаясь с малышом развитием речи, будет совсем не лишним провести ряд упражнений по развитию дыхания. А чтобы малышу было не скучно, а очень даже интересно, предлагаем развивать дыхание в интересных играх! Запомните, что цель развивающих дыхательных упражнений – сформировать у малыша сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха:

• выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»;

• выдох происходит плавно, а не толчками;

• во время выдоха губы складываем трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

• во время выдоха воздух выходит только через рот, нельзя допускать выход воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот);

• выдыхать следует, пока не закончится воздух;

• во время пения или говорения нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Также необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют малыша, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо контролировать по времени – они не должны длиться слишком долго (можно, например, использовать песочные часы), их обязательно нужно чередовать с другими упражнениями и играми.

Лети, бабочка!

Для игры приготовьте 2-3 яркие бумажные бабочки, которые легко сделать вместе с малышом из цветной бумаги. К каждой бабочке привяжите нитку, а нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Покажите ребенку, как бабочки приходят в движение, если на них подуть, затем предложите подуть малышу: Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

Листопад

Вырежьте из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые «осенние листочки», а также приготовьте пластмассовое ведерко. Разложите бумажные листочки на столе, напомните малышу про осень. Затем предложите ребенку подуть на листочки, пока все они не окажутся на полу, а затем собрать их в ведерко: Представь, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер – разбросал все листья по земле! Давай сделаем ветер – подуем на листья! Все листики на земле… Теперь давай соберем листочки в ведерко. Игру можно повторить несколько раз.

Одуванчик

Эту игру можно провести на прогулке – на полянке, где растут одуванчики. Предложите малышу найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем покажите, как можно сильно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предложите ребенку подуть на свой одуванчик: Давай подуем на одуванчики! Дуй один раз, но сильно – чтобы все пушинки слетели. Смотри, летят пушинки, как маленькие парашютики.

Вертушка

Перед началом игры подготовьте игрушку вертушку – ее можно купить или изготовить самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно: Давай сделаем ветер – подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее – вертушка вертится быстрее!

Песня ветра

Для этой игры нужен китайский колокольчик «песня ветра». Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее – звук становится громче.

Катись, карандаш!

Сядьте с ребенком за стол напротив друг друга. Положите на поверхность стола карандаш. Покажите малышу, как можно с силой подуть на карандаш, чтобы он укатился в противоположный конец стола. Затем предложите ребенку подуть на карандаш, а сами ловите карандаш на противоположном конце стола, если тот падает. В такую игру можно играть много раз.

Весёлые шарики

Для игры нужен легкий пластмассовый шарик, например, для настольного тенниса. Положите шарик на стол или на пол и предложите малышу с силой подуть на него – так, чтобы он укатился как можно дальше.

Плыви, кораблик!

Эту игру можно провести в ванной, и для этого понадобятся бумажный или пластмассовый кораблик, таз или ванна с водой. Предложите малышу пустить кораблик на воду и подуть на него: Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!

Бульки

Для игры понадобится стакан с водой, а также трубочки-соломинки для коктейля. В стакан, наполовину наполненный водой, опустите трубочку и подуйте – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть: Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю! По «буре» в воде можно наглядно оценить силу выдоха ребенка и его длительность. Во время игры будьте внимательны: многие дети привыкли пить сок из пакетиков с помощью трубочки-соломинки, поэтому не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе, или на ладошку, чтобы можно было почувствовать выходящий из трубочки воздух.

Расти, пена!

Для игры нужны стакан с водой, трубочки-соломинки разного диаметра, жидкость для мытья посуды. Эту игру можно предложить ребенку после того, как он освоил игру «Бульки» - то есть научился хорошо дуть через трубочку (не пьет воду, не перегибает трубочку, не выдыхает воздух через нос). Также перед началом игры предупредите ребенка, что эту воду пить нельзя, и во время игры внимательно следите за соблюдением этой меры предосторожности. Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду – с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее: Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду… Теперь помешаю – ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузыриков! Теперь ты попробуй подуть.

Задуй свечу!

Приготовьте невысокую устойчивую свечу. Перед началом игры предупредите ребенка, что с горящей свечой надо обращаться очень осторожно: нельзя приближаться к свече слишком близко, нельзя трогать, а тем более опрокидывать свечу. Затем зажгите свечу на глазах у малыша, вместе полюбуйтесь пламенем свечи, после этого предложите задуть ее. При задувании свечи следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что дуть можно только один раз. Если свеча не потухла, предложите снова набрать в грудь побольше воздуха и попробовать еще раз. Обратите внимание на еще один момент: делая правильный выдох, ребенок, тем не менее, может неверно направлять струю выдыхаемого воздуха – она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубку, сделанную из листа плотной бумаги – так можно зрительно контролировать направление выдыхаемого воздуха.

Мыльные пузыри

Для игры нужен флакон с мыльными пузырями. Сначала выдувайте мыльные пузыри сами, предложив ребенку ловить их. Затем попросите ребенка выдуть пузыри самостоятельно. Учтите, что часто выдувание мыльных пузырей оказывается для малыша довольно трудной задачей и требует некоторой тренировки. Во время этой игры не забывайте о предосторожности: мыльная жидкость не должна попасть ребенку в рот или в глаза.

Свистульки

Для этой игры подойдут детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных. Дайте ребенку свистульку и предложите подуть в нее, чтобы получился мелодичный громкий свист.

Милиционер

Для этой игры нужен свисток. Дайте ребенку свисток и предложите поиграть в милиционера: Вот тебе свисток. Давай поиграем в милиционера! Вот милиционер увидел нарушителя – свисти в свисток! Игру можно повторить несколько раз.




Самая современная методика развития речи малышей 1-3 лет в книге "Помогите малышу заговорить!" 

Купить книгу "Помогите малышу заговорить" в интернет-магазине book24

При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
Авторская методика Елены Янушко
Помогите малышу заговорить
Логопедическая практика
Творчество для детей
Учим ребёнка думать
Игротека
Развивающие занятия

НОВИНКА!!!
Полная методика раннего развития - расскажет, как развить речь малыша, научить его думать, рисовать и лепить, познакомит с миром вокруг. Методика разработана специально для развития малышей от 1 года до 3 лет!

АУДИОВЕРСИЯ книги "Помогите малышу заговорить"
Слушайте в Литрес, МТС_строки, Букмейт

Подписывайтесь!
Авторская методика Елены Янушко в соцсетях

4+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Вышли в свет ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий , альбом ПРАКТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ, сборник 100 УПРАЖНЕНИЙ. Готовится к изданию альбом с интерактивными заданиями ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Не пропустите!

ТЕСТ: развитие речи в 1-3 года
Признайтесь: сравниваете речь малыша со сверстниками - вдруг отстает? Предлагаю пройти простой тест, чтобы прояснить ситуацию и не тревожиться!

Серия ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В серию входят 6 книг: Учимся читать, Учимся писать, Учимся считать, Закладываем основы грамотности, Готовимся к школе, Развиваем межполушарное взаимодействие

УНИКАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ "Картинки с секретом" для развития - ваш малыш будет в восторге!

Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Логопедические альбомы по формированию звуков Р-Рь, Ш-Ж, Л-Ль, С-Сь уже в продаже. Не пропустите!

3+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 3 до 4 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, альбом ПРАКТИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА, альбом ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажёр

2+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 2 до 3 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ и ЛЕПКА, альбом с заданиями АППЛИКАЦИЯ и КОНСТРУИРОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

1+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 1 года до 2 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки ЛЕПКА, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ!
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ - книга-бестселлер


Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
Рекомендую
Занятия
Авторская методика Елены Янушко..
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов