ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Как хорошо уметь читать! Обучение чтению в дошкольном возрасте

2011 Журнал "Современное Дошкольное Образование", №5 2011 (часть I), №6 2011 (часть II)

Часть I

Идеи раннего развития пользуются у современных родителей большой популярностью. Если большинство мам и пап современных детей читать, писать и считать учились в первом классе, то современные дети должны приходить в школу подготовленными. Такая ситуация порождает у родителей волнение и желание как можно раньше обучить ребенка разным ученым премудростям. И главная из этих премудростей – чтение.

В мире книг
Книга и книгопечатание – великое достижение человечества, и остается таковым на протяжении веков. Но нам повезло (или не повезло?) жить во времена стремительных перемен, которые породил технический прогресс. И перемены эти коснулись и книг. Сегодня книги бывают очень разные – из разных материалов, на разных носителях (аудокниги, электронные книги). Меняется сама роль книги в современном мире: если раньше книга была основным источником знаний и опыта, накопленного человечеством, то теперь у нее появились серьезные «конкуренты» – телевидение, компьютер, интернет. А также разнообразные интерактивные пособия, разработанные специально для детей: детские компьютеры, говорящие книги, интерактивные плакаты и другие электронные игрушки, играя с которыми, дети могут просто нажимать на кнопки…
Об изменении роли книги в обществе свидетельствуют и тенденции на мировом книжном рынке. Издатели ломают голову над тем, как привлечь детей и их родителей к чтению… В результате на полках магазинов появляется огромное количество детских книг, в том числе книжек-игрушек – ярко иллюстрированных, оригинально сконструированных, выполненных из самых лучших материалов. Однако тексты в таких книжках стремятся к нулю: на развороте можно увидеть одно-два предложения, а то и просто пару слов… Но и это не предел: сейчас на полках книжных магазинов появляются книги для детей, в которых нет вообще ни одного слова, одни картинки. Когда листаешь такую книгу (А можно ли ее назвать книгой? Скорее, альбом), возникает ощущение, что авторы возвращают нас к истокам письменности – помните наскальные рисунки, при помощи которых древние люди учились передавать сообщения? Такие тенденции появились на западе уже давно. В качестве примера можно привести необыкновенную популярность жанра комиксов, описывающих простые истории в виде серий ярких картинок с минимальным сильно упрощенным текстом к ним. А вот в нашей стране всегда с удовольствием читали сложные тексты и можно утверждать, что жанр комиксов у нас не прижился.
Однако остается ли Россия читающей страной в настоящее время? Нравится нам это или нет, но перемены уже прочно вошли в нашу жизнь и телевидение для многих заменило книгу (выбирая между сериалом или шоу, многие останавливаются на последнем). Но если мы хотим, чтобы ребенок вырос самостоятельной и самодостаточной личностью, умел трезво оценивать мир вокруг и относиться к нему осознанно, чтение сложных текстов необходимо. Именно сложных текстов, потому что сейчас появилось много «упрощенных» вариантов развлекательных книг, так называемой «жвачки», которые помогают скоротать время, но не оставляют ни в голове, ни в душе никакого значимого следа.

Ребёнок и книга
Общаясь на форумах в интернете, можно узнать такую интересную информацию: оказывается, многие взрослые сейчас вполне серьезно задаются таким вопросом относительно своих детей: «Зачем вообще в наше время, богатое развлечениями и информацией из других источников, читать книги?» Постараемся ответить на этот вопрос кратко и без излишнего морализирования:
• Во-первых, при помощи книг ребенок может самостоятельно получать богатые и разнообразные сведения об окружающем мире.
• Во-вторых, чтение книг – это залог грамотности маленького человека: правила написания многих слов и выражений ребенок спонтанно (неосознанно) воспринимает и запоминает во время чтения (в этом случае задействованы механизмы зрительного восприятия и запоминания).
• В-третьих, умение читать развивает самостоятельность малыша: ребенок может читать книги и выполнять задания в развивающих книжках без помощи и постоянного присутствия взрослых.
• В-четвертых, видеоинформация больше направлена на развлечение, но не на обучение. Чтобы учиться, без умения читать не обойтись – чтение необходимо и при использовании обучающих компьютерных программ, и поиске нужной информации в интернете.
• В-пятых, читающий ребенок получает возможность испытывать ни с чем не сравнимое удовольствие от чтения интересных книг.
Очень хочется надеяться, что нам удалось если не переубедить сомневающихся, то хотя бы заставить их подумать об этой проблеме более осознанно. Никто не запрещает пользоваться разными источниками информации, но у человека всегда должен быть выбор. И у родителей тоже есть выбор: хотят они приобщить своего ребенка к чтению и готовы приложить для этого определенные усилия, или же не считают данный вопрос актуальным.
Чтобы книга стала важной частью жизни маленького человека, близким придется приложить некоторые усилия для создания домашней библиотеки малыша. В наше время книга может стать частью жизни ребенка с самого раннего возраста – рынок предлагает разнообразные варианты книжек для самых маленьких. Уже с первого года жизни книжка может стать значительной частью жизни малыша. Конечно, в этом возрасте нужны не обычные книжки, а книжки-игрушки, которые выполнены из подходящих материалов – из плотного картона с закругленными краями (таким книжкам не страшны «маленькие исследователи» – их не порвешь и не разгрызешь, они даже не мнутся), из ткани (такие книжки можно брать с собой в постель), из клеенки (их можно рассматривать во время купания). Тексты в таких книжках должны быть короткие, а картинки четкие, яркие и узнаваемые. Малыш будет в восторге от разнообразных сюрпризных моментов – это открывающиеся части странички, вставки из материалов другой фактуры, звуковые эффекты и др.
Малыши обожают книжки с наклейками и с удовольствием выполняют задания в них. Также родителям стоит обратить внимание на альбомы для развития творчества, в которых ребенок учится рисовать, лепить, делать аппликацию. Это книжки, предполагающие активность самого малыша.
Существует и другая категория книг – это книги для чтения взрослыми детям. Этот классический вариант детской книги сейчас представлен самыми разнообразными вариантами на любой вкус и с самым замечательным качеством полиграфии. Такие замечательные книжки для маленьких непосед помогают взрослому и ребенку общаться, вместе рассматривая яркие картинки в книжке, когда взрослый читает, а малыш внимательно слушает.
Можно с уверенностью говорить о том, что любовь к чтению начинается со слушания. Это значит, что ребенку нужно много читать вслух. Выбирайте лучшие произведения детской литературы. Не забывайте о важности иллюстраций в детских книжках. Сейчас в книжных магазинах можно найти множество разных изданий одних и тех же сказок – обращайте внимание на качество иллюстраций и перевода. Ребенку будет интереснее и легче следить за сюжетом, если на каждом развороте книги есть яркая и выразительная картинка, а текст не только интересный, но и грамотный. Иногда можно встретить книги, которые больше похожи на произведения искусства, с такой любовью они сделаны.
Нельзя забывать и о силе личного примера: для ребенка важно видеть, что близкие читают и получают от этого удовольствие, бережно относятся к книге как к хранительнице мудрости. Есть ли у вас дома большой книжный шкаф? Позволяете ли вы ребенку иногда открыть его, достать и полистать разные книги, рассматривая иллюстрации в них? Сейчас многие забыли, что есть на свете библиотеки. Начиная с 4-5 лет, можно отвести ребенка в детскую библиотеку – дайте малышу возможность выбора, пусть он возьмет домой понравившуюся книжку. Загляните вместе с ребенком в книжный магазин. Поверьте, ребенок будет очень рад возможности выбрать и купить новую книжку.
Понимая роль книги в жизни ребенка, не забывайте об опасном «конкуренте» - телевизоре. Яркий визуальный ряд, быстро сменяющие друг друга образы и сюжеты могут надолго завладеть вниманием ребенка, как бы завораживают его. При этом малыш остается пассивным наблюдателем – к сожалению, телевидение оставляет ребенку немного возможностей пофантазировать и осмыслить увиденное. Если ребенок встает перед выбором – книга или телевизор? – он часто делает выбор в пользу телевизора, дающего яркие впечатления, которые можно получить без всякого труда. Советуем ограничивать время просмотра мультфильмов и передач.

Знакомься: это буквы!
Будьте внимательны к ребенку, чтобы не пропустить первый момент проявления интереса к буквам. Часто такой интерес сам собой появляется в 2-3 года. Важно поддержать интерес ребенка к буквам и обеспечить ему развивающую среду! Как лучше и эффективнее познакомить малыша с буквами?
• Повесьте на стену большой яркий плакат с буквами русского алфавита. Поддерживайте интерес ребенка к изучению букв: когда малыш показывает на букву пальчиком, называйте соответствующий звук. Приготовьтесь к тому, что повторять название букв придется много-много раз, пока малыш их не запомнит. Можно использовать интерактивный плакат «Говорящий Букварёнок», который сам называет букву при нажатии на нее пальцем.
• Алфавит – сложная знаковая система. Абстрактное мышление ребенка только развивается, поэтому, чтобы облегчить ему запоминание букв, полезно задействовать в восприятии графического начертания букв различные анализаторы – не только зрение, но и осязание. Можно лепить разноцветные буквы из пластилина, выкладывать из счетных палочек или карандашей, а также шнурков или цепочек. Можно вырезать из картона плоские буквы, или сделать их объемные модели.
• Процесс изучения букв можно сделать веселым и вкусным! Для этого сварите вместе с ребенком «Алфавитный суп», используя фигурные макароны. Устройте чаепитие с печеньем «Алфавит» или вместе с малышом вылепите буквы из теста и запеките их в духовке.
• Используйте магнитную азбуку. Буквы магнитной азбуки замечательны тем, что на них можно не только смотреть, но и подержать в руках, попробовать на ощупь, а также придумать с буквами разные веселые игры. Вот одна из таких игр под названием «Прятки»: спрячьте разные буквы под жестяными крышками от детского питания, варенья, печенья или чая, предложите ребенку найти буквы – перевернуть крышки по очереди, и назвать примагнитившиеся к ним буквы.
• Не забывайте о книгах – замечательно, если у малыша есть азбука или букварь с яркими картинками и простыми словами. Сейчас в продаже огромный выбор азбук с замечательными картинками и текстами – на любой вкус!
• При обучении ребенка буквам можно использовать и компьютер: откройте текстовой редактор и дайте ребенку возможность понажимать на клавиши – появление на экране букв станет для него настоящим волшебством! Настройте шрифт так, чтобы буквы были большими, прописными, а при желании разноцветными. Но не переусердствуйте: время занятий за компьютером не должно превышать 5-10 минут. Готовое «произведение» распечатайте на принтере и торжественно вручите маленькому «писателю».

Волшебство превращения в читателя
Теперь ребенок знает буквы – он запомнил их очертания, узнает заданные буквы в словах и текстах. Ах! Как хочется научиться читать! Умение читать для малыша выглядит как настоящее волшебство. К сожалению, став взрослыми, мы забываем свои детские ощущения… Чтобы хотя бы отчасти представить то, что ощущает в период обучения чтению ребенок, представьте себя изучающим иностранный язык: поначалу вы видите на листе лишь множество абстрактных значков, чужих и непонятных, но однажды вы начинаете различать в них слова, полные смыслов. Ну разве не чудо?
Будьте внимательны, наблюдайте за ребенком. И вы заметите момент, когда ребенку становится интересно складывать буквы в слова – он находит и показывает в словах знакомые буквы, пытается прочитать названия магазинов, уличные вывески, с интересом рассматривает тексты в детских книжках. Это значит, что пришло время обучения чтению и мозг ребенка вполне созрел для усвоения этого нового навыка. Психологи называют такой момент синзетивным возрастом – это наиболее благоприятный момент для развития определенного навыка.

В каком возрасте учить ребенка читать?
Решая для себя этот важный вопрос, руководствуйтесь здравым смыслом. В наше время стало модно «учить читать с пеленок». Но учитывать надо прежде всего потребности и интересы ребенка, а не свои родительские желания и веяния моды. Обычный же возраст, в котором ребенок может научиться читать быстро и наиболее гармоничным образом – это 4,5-6 лет (возраст обучения чтению зависит от уровня развития и индивидуальных особенностей ребенка).

Прежде чем приступать к обучению ребенка чтению, нужно четко представлять способ, каким будете учить ребенка читать. Рассмотрим в общих чертах некоторые известные методики.
Читаем по слогам: сначала с ребенком учат буквы и звуки, затем учат ребенка складывать буквы сначала в слоги, а затем в слова. Если правильно и в подходящем возрасте заниматься с ребенком чтением по слогам, то проблем не возникает (при условии нормального развития, конечно). Все получается быстро и просто, навык чтения успешно закрепляется в игровых заданиях. И такой метод не противоречит программе детского сада и школы, которая основана на слоговом и звуковом анализе слов. Автор данной статьи также отдает свое предпочтение именно этому методу обучения чтению.
Читаем по складам: Складовой принцип чтения считается исконно русской единицей чтения – так на Руси издавна учили детей. Эту методику развил А. Зайцев, который представил ее в виде развивающих кубиков. В настоящее время есть много поклонников этой методики стала весьма распространенной. Однако есть мнение, что такая методика может помешать ребенку в школе – ребенку трудно делить слово на слоги. Вот что пишет об этой методике один из педагогов, обучающий детей читать по складам: «Способ чтения по складам можно использовать лишь ровно столько, сколько нужно, чтобы научить ребенка свободно читать слова любой степени сложности. После этого необходимо помочь ребенку избавиться от привычки дробить слова на склады и перейти к чтению по слогам и к слитному прочтению слов. Если этого не сделать вовремя, то такая привычка укоренится и будет замедлять чтение и затруднять восприятие». Ну и как вам? Сначала учить читать по складам, а потом переучивать читать по слогам. Но зачем лишние усилия?
Чтение целыми словами (глобальное чтение): Методика обучения чтению целыми словами предлагает ребенку узнать слово целиком, не вычленяя отдельных букв. В нашей стране метод глобального чтения используется в обучении чтению глухих и слабослышащих детей. Многие слышали и про систему Домана-Маниченко, которая используется при обучении чтению как детей с нарушениями в развитии, так и нормально развивающихся детей. Итак, обучение строится по принципу визуального распознавания целых слов – ребенка обучают распознавать слова как целые единицы, не затрагивая ни названия букв, ни звуко-буквенные соотношения. Практически обучение выглядит так: взрослый показывает ребенку табличку с крупно написанным словом и называет слово. Такие занятия повторяются многократно. Затем взрослый проверяет степень запоминания ребенком слов, называя знакомые слова и предлагая найти и выбрать нужную табличку среди других. После того, как ребенок таким образом выучит 50-100 слов, ему предлагают тексты, в которых часто встречаются эти слова. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память ребенка. Однако если обучать ребенка только приемам глобального чтения, довольно скоро наступает момент, когда механическая память перестает удерживать накапливающийся объем слов.
Метод целого текста (метод «whole-language»): Этот метод в чем-то напоминает метод целых слов, но больше базируется на языковом опыте ребенка. Например, ребенку дают книгу с увлекательным сюжетом и предлагают прочесть ее. Ребенок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов. Цель этого подхода – сделать процесс чтения приятным. Одна из особенностей этого метода – фонетические правила не объясняются. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово неправильно, его не исправляют. Психологическое обоснование этой методики заключается в том, что чтение, как и освоение разговорного языка, – естественный процесс, и ребенок способен сам его постичь.
Метод Мура: Основа обучения – интерактивная среда. Мур начинает с того, что обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка, произносящая звуки и названия символов, когда нажимаешь на соответствующую клавишу. Так ребенок постепенно заучивает названия букв, знаков препинания и цифр. Следующий шаг – ребенку показывают серии букв или символов на экране и он их набирает на печатной машинке, и машинка «произносит» эти серии, например, короткие простые слова. Далее Мур просит читать и печатать слова и предложения. Его программа включает также такой вид работы, как слушание и письмо под диктовку.
Метод Монтессори: Методика Монтессори предлагает интересные пособия – шероховатые буквы на разноцветных табличках и объемные деревянные буквы разного цвета. Сначала ребенку дают объемные буквы и он исследует их – разглядывает, ощупывает (в этом процессе задействованы разные анализаторы – зрение, осязание), играет с ними. Из объемных букв можно построить даже целый разноцветный город, а по ходу игры педагог называет буквы. Когда ребенок запомнил буквы, можно учиться писать их и произносить. Позже, когда ребенок научится соединять звуки в слова, можно предлагать соединять слова в предложения.


Часть 2

Его величество мотив

Учтите, что важно не только уметь читать, но и ЧТО читать, и КАК читать. Помогая ребенку научиться читать, не следует забывать о психологии возраста. А наука психология нам подсказывает, что ребенок-дошкольник еще не готов к школьным методам обучения, а ведущей деятельностью для него является игра, а не обучение. Поэтому если начать активно применять к нему школьные методы и устроить ребенку настоящие уроки чтения, мы рискуем надолго отбить у него охоту читать… Показателен такой пример: одного мальчика 6 лет учили читать по старому букварю, и когда попросили перечитать еще раз рассказ под «завлекательным» названием «Куры» он «прочитал» его быстро, четко и без единой запинки. Так это же отлично, скажете вы? Но есть одно «но»: мальчик переставил в тексте местами некоторые предложения… Что это означает? Всего лишь то, что ребенку оказывается легче выучить текст наизусть, чем прочитать его еще раз, потому что это для него трудно и скучно. Есть и другие уловки, к которым прибегают предприимчивые детки во время обучения чтению – к примеру, пытаются угадывать слова по нескольким первым буквам, то есть читать слова не до конца. Самое страшное, когда ребенок просто отказывается читать: не хочу – не буду!

Что же делать? Как превратить обучение чтению в эффективный и радостный процесс и для маленького ученика, и для учителя? Использовать правильную мотивацию! Рецепт такой: возьмите побольше интереса и юмора, добавьте немного хитрости и чуточку фантазии. В этом случае можно организовать занятия таким образом, что ребенок будет играть и сам не заметит, как в интересной игре прочитает много-много слов, а затем и предложений, а в будущем перейдет и к текстам. В этом могут помочь хорошие книжки, которые предлагают интересные игровые задания по обучению чтению. И хорошо позаботиться о приобретении таких пособий заранее.

Пропеваем слоги

Пожалуй, самый важный и сложный момент в обучении ребенка чтению – это научить соединять вместе буквы, читать слитно сочетания букв и слоги. Для многих детей это представляет серьезную трудность: ребенок читает отдельно буквы, не сливая их вместе. Отчасти это можно объяснить тем, что ребенку нужно время, чтобы вспомнить следующую букву. Чтобы помочь ему преодолеть это затруднение, начните обучение с таких простых слов (желательно, чтобы уже на этом этапе короткие слова-слоги несли в себе определенный смысл и не были механическим упражнением): АУ и УА, каждое из которых состоит из двух гласных звуков. Подберите к словам картинки или нарисуйте простые картинки сами – мальчика или девочку в лесу и младенца (не стесняйтесь несовершенства своего рисования – художественная ценность рисунков в данном случает не имеет значения), ребенку особенно понравится, если картинки будут нарисованы прямо у него на глазах. Попросите ребенка не просто прочитать подпись к картинке, а пропеть ее, не останавливаясь: АААУУУ, УУУААА. Продолжайте тренироваться обратными слогами: мальчик есть яблоко – АААМ, старушка вздыхает – ОООХ, девочка ловит мяч – ОООП; с прямыми слогами: корова мычит – МММУ, мальчик смеется – ХХХА. При этом первый звук ребенок поет столько времени, сколько ему требуется, чтобы вспомнить и назвать следующий звук. Над этими немногими слогами придется потрудиться. Не торопите ребенка – как только он на собственном опыте почувствует основной принцип чтения, дальше дело пойдет быстрее. Хочется добавить, что многие буквари предлагают для чтения слоговые таблицы – учтите, что их чтение полезно, но для ребенка не очень интересно, так как является чистой тренировкой и слоги не несут смыслового значения. Если ребенок будет сопротивляться при чтении слоговых таблиц, не стоит заставлять его, чтобы не отбить охоту к чтению.

Игры со словами

Итак, ребенок уже готов к чтению и научился сливать буквы в слоги. Возникает вопрос: что читать дальше? То, насколько интересный и соответствующий возрасту ребенка материал для чтения вы сможете предложить ему в этот важный момент, может надолго определить его отношение к чтению. Скорее отправляйтесь в книжный магазин и подберите ему самую интересную и забавную книжку по чтению для маленьких! Но что если подходящей книжки под рукой нет и в ближайшее время вы не сможете заняться ее поисками и знаете это? Ничего страшного – веселые и интересные задания можно придумать самостоятельно. Вот примеры некоторых типов заданий, на основе которых вы можете придумать множество своих вариантов.

Чтобы маленькому читателю было легче делать свои первые шаги, советуем соблюдать необходимые условия написания слов для чтения – крупно, разреженно, большими буквами, слово разделено на слоги. Например, так: МА-МА   КА-ША  Не забывайте в букве Ё ставить точки.

Слова и картинки

Подберите яркие забавные картинки из настольных игр. Будьте внимательны: подбирайте в начале те картинки, названия у которых - простые слова, состоящие из одного-двух слогов. Затем сделайте таблички со словами к этим карточкам (для этого напишите слова большими печатными буквами на полосках плотной бумаги, или же распечатайте на принтере). Предложите ребенку разные игры со словами и картинками. Например, перемешайте карточки, затем предложите найти каждой картинке название - подложить под картинки таблички с соответствующими им словами. В ходе выполнения подобного задания на бумаге, ребенок может соединить линиями слова и картинки.

Выбери слово!

Есть еще один интересный вариант игры: нарисуйте простую картинку, а рядом с ней напишите в столбик 3-4 варианта названий. Предложите ребенку прочитать слова и выбрать для картинки самое подходящее название (обвести или подчеркнуть). Например, рисуем яблоко, рядом пишем слова: ГРУ-ША, БА-НАН, ЯБ-ЛО-КО, СЛИ-ВА.

Зачеркни лишнее слово!

Еще один вид задания – прочитать столбик слов, найти и зачеркнуть лишнее слово. Бесконечное количество вариантов таких заданий можно придумать на материале темы «Группы предметов и обобщающие слова»: выбираем три слова из одной группы, а среди них «прячем» слово из другой группы. Такое задание учит ребенка не только читать, но и думать.

Найди пару!

В такой варианте заданий ребенку предлагают прочитать слова в двух столбиках и подобрать пары слов по смыслу. Для этого ребенок соединяет пары слов линиями (что также облегчает проверку правильности выполнения задания). Такие интересные задания могут иметь разную «смысловую начинку»: «Мамы и дети» (названия животных и их детенышей), «Кто что ест?» (животные и еда), «Кому что нужно?» (люди и предметы) и др. Таким же образом можно не просто подбирать пары слов (два существительных), но и составлять словосочетания (существительное + прилагательное): «Из чего делают вещи?» (предметы и материалы, из которых они сделаны), «Разноцветная еда» (овощи, фрукты и их цвет) и т.д.

Составь предложение!

Задания этого типа позволяют в игре перейти от чтения отдельных слов к чтению фраз. Располагаем рядом два столбика слов – в одном столбике существительные, а в другом глаголы, все перепутано и перемешано. Предлагаем ребенку прочитать слова и подобрать подходящие пары, соединив их линиями. Например, «Кто как говорит?» (в одном столбике названия животных – корова, кошка, собака и т.д., а в другом глаголы – лает, мяукает, мычит и т.д.), «Кто что умеет?» (птица летает, кузнечик прыгает, змея ползает и т.д.), «Веселые спортсмены» (спортсмены и то, что они умеют делать), «Что делают люди?» (люди разных профессий и работа, которую они выполняют) и т.д.

Картинки и предложения

Предложите ребенку внимательно рассмотреть сюжетные картинки на карточках, затем прочитать предложения на табличках (их можно придумать, написать, а затем распечатать на принтере) и подобрать для каждой картинки подходящее предложение. Можно также устроить веселую путаницу – подложить под картинки «чужие предложения» и попросить ребенка прочитать таблички и «навести порядок». Иногда смысл таких заданий получается очень смешным и выполнять их очень весело.

Картинки и тексты

Если подготовить для каждой сюжетной картинки по несколько предложений, то ребенок может составить из табличек целые тексты. Продолжая игру, можно поменять две таблички местами и попросить ребенка найти и исправить ошибку. В дальнейшем можно попросить ребенка придумать и написать печатными буквами на полоске бумаги свое предложение к картинке.

Такие простые и интересные задания помогут ребенку, который уже научился читать, но делает это неохотно, развить навык чтения – сделать чтение быстрым, беглым и осмысленным. А главное – сделают процесс чтения интересным и увлекательным! К тому же методы выполнения заданий – обведение или подчеркивание слов, проведение линий – позволяют наглядно увидеть, насколько ребенок понял прочитанное, является ли чтение вполне осмысленным.

От простого к сложному

В основе обучения чтению должен лежать известный принцип обучения – «от простого к сложному». Сначала предложите ребенку для чтения облегченные слова, подкрепленные картинками: БИ-БИ (машина), ТУ-ТУ (поезд), КО-КО (курица), ГА-ГА (гусь)... Продолжайте чтение простых слов: МА-МА, ПА-ПА, ЛУ-ЖА, ЖА-БА, ТУ-ЧА, ГУ-СИ, ТА-НЯ, ВА-НЯ; ЛЕВ, КОТ, КИТ, МАК, ДЫМ… После того, как ребенок научится хорошо читать простые слова, можно предлагать более длинные и сложные варианты слов: СО-БА-КА, МА-ШИ-НА, ЧЕ-РЕ-ПА-ХА…А в дальнейшем – словосочетания: ЗЕ-ЛЁ-НЫЙ ПО-ПУ-ГАЙ, РЕ-ЗИ-НО-ВЫЙ МЯЧ, предложения – КО-РО-ВА МЫ-ЧИТ, БЕЛ-КА ПРЫ-ГА-ЕТ. Следующий этап – чтение текстов.

Пишите письма!

Также хочется немного сказать о еще одном важном навыке ребенка, который развивается параллельно с развитием чтения – это письмо печатными буквами. Едва научившись читать, ребенку тут же хочется освоить и другую сторону этого явления – писать. Написать что-то самому – это тоже волшебство, особенно если твою надпись прочитал и понял близкий значимый человек. Освоить навык письма печатными буквами не так сложно, конечно, при условии хорошего уровня развития мелкой моторики ребенка и предварительной подготовки руки к письму. Для этого можно купить специальные прописи для письма печатными буквами, или просто потренироваться в написании печатных букв в тетради в клетку (по клеткам). После того, как ребенок научился писать буквы, можно освоить написание имени ребенка, что будет для него особенно интересно. Если имя ребенка сложное, научите его писать сокращенный, наиболее простой вариант имени (например, не Вероника, а Ника). Умение писать собственное имя дарит ребенку новые возможности – например, отныне он может самостоятельно подписывать свои рисунки, а также фотографии, открытки и подарки! Чтобы поддержать интерес ребенка к чтению и письму, очень полезно обмениваться записочками и письмами. Ребенку может настолько понравиться такой обмен письменными сообщениями, что переписка станет длительной и обширной. Чтобы поддержать интерес ребенка к написанию, можно писать записки и письма карандашом, ручкой или фломастерами, используя разную бумагу – белую и цветную, большие листы и маленькие листочки), а также обеспечьте ребенка конвертами. Кроме того, такая совместная деятельность имеет психологический эффект – вы можете узнать о своем ребенке много нового: часто он может написать то сокровенное, о чем не говорит вслух. Например, если в своих письмах к вам ребенок раз за разом повторяет один и тот же вопрос: «Мама, ты меня любишь?», это должно навести на определенные размышления – быть может, вы излишне строги к ребенку и он чувствует недостаток безусловной любви? Чтобы поддержать творческий импульс ребенка и сделать процесс чтения и письма активным, можно вместе изготовить самодельную книжку – использовать семейные фотографии или рисунки ребенка, и придумать интересные подписи к ним. Такую книжку читать будет особенно интересно!

Научитесь слушать ребенка!

Не забывайте о том, что маленькому чтецу очень нужен заинтересованный слушатель – это создает дополнительный мотив деятельности. Послушать самостоятельное чтение ребенка полезно еще и потому, что позволяет вовремя выявить ошибки и погрешности чтения, и благополучно исправить их. Однако не переусердствуйте: помните, что дети хотят учиться, но очень не любят, когда их проверяют.

Выбираем первые книги!

Чтобы привить ребенку потребность к чтению и любовь к книгам, подойти к выбору первых книг нужно очень внимательно. Вначале, чтобы отработать навык быстрого чтения, можно предлагать специальные книжки с простыми игровыми заданиями, в которых ребенок читает слова (выбери слово, подбери пару слов, найди картинку для слова) – например, книги серии «Читают малыши» издательства «Мозаика-синтез». Такие задания помогают пробудить в ребенке интерес к чтению и развить этот полезный навык. Ну а дальше можно переходить к чтению текстов разной степени сложности. И вот тут начинается «новая эра» в жизни ребенка, когда без хороших книжек уже не обойтись!

Классический вариант первой книжки – азбука или букварь. Сейчас огромный выбор азбук. Сходите в магазин вместе с ребенком и выберите ту, что понравится ему больше всего. Главное условие выбора книг – соответствие уровня сложности текста уровню развития навыка чтения у ребенка. В азбуке обязательно должны присутствовать простые слова и предложения, которые начинающий читатель может читать сам: слова не очень длинные – в основном, из 2-3 слогов; короткие предложения – 2-4 слова; короткие тексты из 2-10 коротких предложений, или детские стихотворения – рифма облегчает процесс чтения, к тому же строки в стихотворениях короткие и их читать удобнее и проще (при условии, что стихи качественные, не говоря уже о вдохновении автора). Детям очень нравится юмор. Поэтому «на ура» пойдет «Азбука для заботливых родителей» Марка Шварца – одна концовка чего стоит: «Урок окончен, ваш ребенок сыт. И Азбука в глазах его блестит!». Также наполнена юмором «Азбука Бабы Яги» Андрея Усачова. Обе эти книги написаны прекрасными стихами, которые легко читаются, и во время чтения заставят хохотать не только ребенка, но не оставит равнодушными и родителей. Первые книги для самостоятельного чтения нужно подбирать в соответствии со вкусами ребенка: нравятся мальчику машинки или динозавры – покупаем про них книжку, нравятся девочке лошадки или принцессы – делаем выбор в их пользу.

Обучая ребенку чтению, помните: разным детям чтение дается по-разному. Одни начинают читать быстро и без особенных усилий, все получается как бы само собой, другим же придется постараться и потрудиться. Но в ваших силах устроить все так, чтобы обучение ребенка чтению стало поводом для веселого общения и взаимного удовольствия. Желаем успехов вам и вашему юному читателю! Пусть в будущем ему будет уютно в классе и не трудно на уроке. А главное, чтобы на всю жизнь чтение стало любимым и полезным занятием, а книга – источником познания и вдохновения!

Для тех, кто хочет научить ребенка читать в игре, рекомендую книги серии "Читают малыши" издательства "Мозаика-синтез".

При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
Авторская методика Елены Янушко
Помогите малышу заговорить
Логопедическая практика
Творчество для детей
Учим ребёнка думать
Игротека
Развивающие занятия

НОВИНКА!!!
Полная методика раннего развития - расскажет, как развить речь малыша, научить его думать, рисовать и лепить, познакомит с миром вокруг. Методика разработана специально для развития малышей от 1 года до 3 лет!

АУДИОВЕРСИЯ книги "Помогите малышу заговорить"
Слушайте в Литрес, МТС_строки, Букмейт

Подписывайтесь!
Авторская методика Елены Янушко в соцсетях

4+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Вышли в свет ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий , альбом ПРАКТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ, сборник 100 УПРАЖНЕНИЙ. Готовится к изданию альбом с интерактивными заданиями ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Не пропустите!

ТЕСТ: развитие речи в 1-3 года
Признайтесь: сравниваете речь малыша со сверстниками - вдруг отстает? Предлагаю пройти простой тест, чтобы прояснить ситуацию и не тревожиться!

Серия ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В серию входят 6 книг: Учимся читать, Учимся писать, Учимся считать, Закладываем основы грамотности, Готовимся к школе, Развиваем межполушарное взаимодействие

УНИКАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ "Картинки с секретом" для развития - ваш малыш будет в восторге!

Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Логопедические альбомы по формированию звуков Р-Рь, Ш-Ж, Л-Ль, С-Сь уже в продаже. Не пропустите!

3+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 3 до 4 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, альбом ПРАКТИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА, альбом ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажёр

2+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 2 до 3 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ и ЛЕПКА, альбом с заданиями АППЛИКАЦИЯ и КОНСТРУИРОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

1+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 1 года до 2 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки ЛЕПКА, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ!
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ - книга-бестселлер


Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
Рекомендую
Занятия
Авторская методика Елены Янушко..
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов