ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Ребенок и книга - от сказок до учебников

2013, Журнал "Первоклассные родители"

Ребенок и книга: от сказок до учебников

Уже десять лет я пишу книги для детей. Неудивительно, что у меня особенное отношение к книге и к чтению. Но в этой статье я хочу поговорить не только о значении чтения и роли книги в жизни ребенка, но и поделиться личным опытом – приобщению к чтению моей дочки.

Читать! Для чего?
Лично для меня любовь к чтению несет однозначно положительную окраску – это как аксиома, не требующая доказательств. К сожалению, не все думают и чувствуют так же. Можно говорить о том, что в последнее время авторитет книги и чтения в сознании людей серьезно пошатнулся… Во времена тотальной безграмотности человек, который умел читать, пользовался особенным уважением. Сейчас, когда образование доступно всем, чтение воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Но при этом многие забывают о том, что нужно удобрять почву, если хотите получить хороший урожай. Я убеждена в том, что если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал настоящим читателем и умение читать и любовь к чтению стали основой его образования, эрудиции и успешности в жизни, надо прилагать к этому усилия.
Так для чего же нужно читать? Оказывается, многие взрослые сейчас вполне серьезно задаются таким вопросом относительно своих детей: «Зачем вообще в наше время, богатое развлечениями и информацией из других источников, читать книги?». Пусть значение чтения – это прописная истина, но все же давайте перечислим преимущества чтения еще раз:
• При помощи книг ребенок может самостоятельно получать богатые и разнообразные сведения об окружающем мире. Что ни говори, а чтение остается основой образования ребенка – с определенного возраста основной массив информации поступает в виде текстов, причем, сложных текстов. Читающий ребенок имеет преимущество перед одноклассниками: он больше знает и быстрее усваивает информацию, так как является тренированным читателем и читает бегло и осмысленно.
• Чтение книг – это залог грамотности маленького человека: правила написания многих слов и выражений ребенок спонтанно (неосознанно) воспринимает и запоминает во время чтения (в этом случае задействованы механизмы зрительного восприятия и запоминания). Можно говорить о том, что читающему ребенку легче дается усвоение родного языка.
• У ребенка, который много и с удовольствием читает, обычно лучше развита устная речь, богаче словарный запас.
• Умение читать развивает самостоятельность ребенка: он может читать книги и выполнять задания в развивающих книжках или учебниках без помощи и постоянного присутствия взрослых.
• Различные виды визуальной информации в большинстве случаев направлены на развлечение, но не на обучение. Чтобы учиться, без умения читать не обойтись – чтение необходимо не только для чтения книг, но и при использовании обучающих компьютерных программ, и поиске нужной информации в интернете и т.д.
• Читающий ребенок получает возможность испытывать ни с чем не сравнимое удовольствие от чтения интересных книг.

Читать – уметь или любить?
Уметь читать и любить читать – это разные вещи. Большинство людей в современном мире умеют читать: отсутствие у человека начального образования, как и специфические нарушения письменной речи – редчайшие случаи. Однако, чтобы ребенок смог полюбить чтение по-настоящему – читал много, быстро, осознанно и с удовольствием, надо приложить специальные усилия. И это – дело родителей. Бывают, конечно, случаи, когда ребенок сам, без посторонней помощи влюбляется в чтение и становится настоящим читателем. Но чаще, его приходится подталкивать к этому. И если сами родители являются людьми читающими, такая помощь ребенку не станет обузой, напротив, может стать одной из интересных и значимых граней детско-родительских отношений.

Чтение до школы
Первые книжки могут войти в жизнь малыша очень рано. В настоящее время есть разнообразные книжки-игрушки, предназначенные для детишек от одного года. Это книжки из клеенки, которые можно использовать во время купания в ванной, из ткани, которые можно брать с собой в постель, из плотного картона – все эти книжки невозможно порвать, помять или погрызть. Обычно книжки-игрушки для самых маленьких – это переходный вариант от игрушки к книжке. Почти в каждой такой книжке вы найдете «волшебную начинку» - пищалку или шуршалку, погремушку или пальчиковую игрушку, вынимающиеся пазлы, клапаны, скрывающие интересные картинки и другие сюрпризы. Такие замечательные книжки не только развивают и развлекают малыша, но и первыми знакомят его с классическим форматом книжки – перелистывающимися страничками, хотя тексты в таких книжках минимальны или вообще отсутствуют.
Следующими появляются в жизни малыша книжки со стишками и потешками, а также народные сказки для самых маленьких. Малыш с удовольствием по много-много раз будет слушать полюбившиеся тексты, постепенно запомнит их, научится отвечать на вопросы, показывать нужную картинку.
Также стоит подобрать для ребенка развивающие книжки, которые знакомят его с цвет, формой, величиной, содержат различные интересные сведения о мире вокруг. Один из видов современных книг – интерактивные книги: малыш нажимает на кнопки – и книга начинает звучать. Конечно, общение с такой книжкой не заменит совместного чтения с мамой, но займет ребенка и при правильной «озвучке» поможет в развитии речи.
Когда малыш достигает дошкольного возраста (после трех лет) становятся необходимы книги с более сложными текстами – это сказки народов мира, авторские сказки. Чтобы привлечь внимание подросшего ребенка к книгам, стоит приобрести панорамные книжки (с объемными иллюстрациями), книжки с наклейками, которые особенно любимы детьми, и другие книжки «с секретом».
По достижении ребенком пяти лет, нужно задуматься о приобретении азбуки или букваря, а также специальных пособий для обучения чтению в игре.
Если домашняя библиотечка ребенка будет пополняться в таком порядке, то интерес к книгам у ребенка обеспечен. Но, к сожалению, не все так просто. Книга для маленького ребенка, который еще не умеет, или только учится читать, может «ожить» только в руках взрослого, во время совместного чтения. Не все родители, к сожалению это понимают. Много раз мне приходилось слышать такие неутешительные приговоры не только книгам, но и собственным детям: «Мой ребенок не любит книги: я дала ему новую красивую книжку, а он ее порвал…», «Моему ребенку еще рано читать книжки – он только быстро листает странички, а затем убегает играть». И т.п. Но смею утверждать, исходя из опыта работы с детьми и воспитания собственного ребенка, что если взрослый не поленится и посвятит время совместному чтению с малышом, его труд вернется сторицей – ребенок будет сам приносить книжки и просить почитать, будет проявлять подлинную заинтересованность и огромный интерес к чтению книг. И много-много раз порадует вас тем, как быстро будет усваивать новую информацию из книг и научится использовать ее в жизни. Не стоит лишать ребенка такой большой пользы и радости одновременно!

Чтение в школе
Все описанное выше я применила в отношении дочки – в доме с раннего возраста было много самых разнообразных детских книг, мы с удовольствием играли с ними и читали их вместе. Читать дочь я научила в 4,5 года по собственной методике игрового чтения (по слогам). Однако далеко не сразу дочка стала читать сама. Я не настаивала, так как давление в данном вопросе считаю неприемлемым в отношении дошкольников: согласно утверждениям отечественной психологии, у детей до семи лет ведущая деятельность все-таки игровая, а не учебная. Мое дело – дать ребенку шанс, а дальше действовать гибко, ведь все дети разные. Очень важно в этом вопросе не перегнуть палку.
В общем, дочке больше нравилось, когда читаю я, а она слушает. И я читала. При этом регулярно приносила ей новые книги, со вкусом и вниманием выбранные в книжных магазинах и на книжных ярмарках. И радовалась, видя, что дочка радуется новой книге совсем не меньше, чем новой игрушке. Тем не менее, мы продолжали тренировать навык чтения – мы писали друг другу шуточные записочки. Дочке в такой забавной игре читалось легче и с неизменным интересом, потому что касалось непосредственно ее жизни, а я могла подбирать уровень сложности текстов в соответствии с уровнем ее навыков. И терпеливо ждала момента, когда же дочке захочется читать самой.
Иногда мы читали по очереди. А первая книга была полностью самостоятельно прочитана почти в семь лет – это была «Азбука Бабы Яги» Андрея Усачева. Затем «Азбука для заботливых родителей» Марка Шварца. Я поняла, что ребенку легче читать стихи – и строки короче, и рифма помогает (конечно, имеются в виду только стихи хороших детских поэтов). К тому же стало ясно, что огромную роль в стихах играет юмор – стихи были действительно смешные. Поняв этот секрет, я бросилась на поиски книг со стихами. Весь замечательный и очень любимый нами Андрей Усачев, а также Вадим Левин, Александр Кушнер, Игорь Лагерев и другие современные детские поэты (почему-то, стихи с юмором лучше даются мужчинам) заняли почетное место в нашей библиотеке и читаются регулярно и самостоятельно.
Иногда, чтобы ребенок почитал, а мама могла при этом заниматься своими делами, я покупаю детские тематические журналы – про любимых дочкой лошадок и на другие интересные для нее темы. Но не увлекаюсь журналами – информация в них часто довольно примитивна, я все же отдаю предпочтение книгам.
Сейчас моя дочь учится в первом классе. В данный момент ее маленькой жизни ее больше всего волнуют и интересуют непростые отношения между людьми – между детьми, между взрослыми, между детьми и взрослыми. Поэтому в нашей библиотеке появились книги издательства «Энас-книга»: серия «Детвора» для младшего школьного возраста и серия «Книги на все времена» для среднего школьного возраста, посвященные разнообразным вариантам человеческих отношений – от смешных до трагических. Обычно я начинаю читать книгу, а дальше дочь продолжает чтение сама. Ей по-настоящему интересно и поэтому она читает с увлечением, главу за главой, а что непонятно – спрашивает у меня, и порой мы подолгу беседуем над содержанием книги. А еще дочке очень хочется завести домашнего питомца и книга Марины Аромштам «Мохнатый ребенок» очень помогла ей посмотреть на проблему домашних животных и ухода за ними с разных сторон.
Иногда мы читаем по ролям. И собираемся записаться в детскую библиотеку, где дочка сможет научиться самостоятельно выбирать интересные для нее книги.
Вот такой путь мы прошли вместе с дочкой – не очень простой, но такой интересный! И продолжаем по нему идти – я никогда не откажу ей в просьбе почитать вслух и буду продолжать дарить хорошие книги. Когда я вижу, как она читает, слышу, как она смеется или плачет над прочитанным, я понимаю, что мои усилия были недаром и мой ребенок полюбил чтение. И это уже навсегда. Вот такой «алгоритм превращения в читателя»: сначала ребенку надо приложить усилие, но наступает момент, когда он получает от чтения настоящее удовольствие!

Как подобрать книгу для ребенка
Конечно, мы с дочкой прочитали все книжки, которые написала я. Но, как и любой родитель, я столкнулась с тем, что, воспитывая ребенка, надо научиться выбирать для него книги. Когда список книг, запомнившихся из собственного детства закончился, я стала выбирать книги современных авторов, которые понравились мне самой, а также искать книги с интересным именно моему ребенку содержанием, руководствуясь утверждением: если ребенку интересно, он будет читать сам!
Вот несколько советов, которые также лучше учесть при подборе книг для ребенка:
• особое внимание обращайте на качество текста или перевода, не стоит недооценивать возможности ребенка и бояться сложных, неадаптированных текстов;
• не забывайте, что иллюстрации – важнейшая составляющая детских книг;
• величина шрифта – буквы должны быть достаточно крупными, чтобы ребенок мог читать книгу самостоятельно без ущерба для зрения;
• качество бумаги – бумага должна быть достаточно плотной;
• формат книги, качество обложки должны быть удобными для чтения.

Чтение – помощники и конкуренты
Итак, родители – первые помощники маленького читателя. В первую очередь, необходимо регулярно читать ребенку вслух. Помните, что семейные чтения необходимы не только до школы, но и вплоть до подросткового возраста. Не отказывайте ребенку, если он просит почитать вслух. Нельзя забывать и о силе личного примера: для ребенка важно видеть, что близкие читают и получают от этого удовольствие, бережно относятся к книге как к хранительнице мудрости. Конечно, дома должна быть хотя бы небольшая библиотека.
Но не стоит забывать об опасных конкурентах книги – это прежде всего различные современные устройства (телефоны, электронные игрушки, компьютеры), а также телевидение. Яркие образы, визуальный ряд, звуковое сопровождение «завораживают» ребенка, надолго поглощая его внимание, к сожалению, книга по сравнению с ними может показаться слишком простой и неинтересной. Поэтому, на мой взгляд, стоит строго соблюдать меру в использовании электронных устройств и телевидения.

Обучая ребенка чтению, помните: разным детям чтение дается по-разному. Одни начинают читать быстро и без особенных усилий, все получается как бы само собой, другим же придется постараться и потрудиться. Но в наших силах устроить все так, чтобы обучение ребенка чтению стало поводом для веселого общения и взаимного удовольствия.
Желаем успехов вам и вашему юному читателю! Пусть ему будет уютно в классе и не трудно на уроке. А главное, чтобы на всю жизнь чтение стало любимым и полезным занятием, а книга – источником познания и вдохновения!


При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
Авторская методика Елены Янушко
Помогите малышу заговорить
Логопедическая практика
Творчество для детей
Учим ребёнка думать
Игротека
Развивающие занятия

НОВИНКА!!!
Полная методика раннего развития - расскажет, как развить речь малыша, научить его думать, рисовать и лепить, познакомит с миром вокруг. Методика разработана специально для развития малышей от 1 года до 3 лет!

АУДИОВЕРСИЯ книги "Помогите малышу заговорить"
Слушайте в Литрес, МТС_строки, Букмейт

Подписывайтесь!
Авторская методика Елены Янушко в соцсетях

4+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Вышли в свет ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий , альбом ПРАКТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ, сборник 100 УПРАЖНЕНИЙ. Готовится к изданию альбом с интерактивными заданиями ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Не пропустите!

ТЕСТ: развитие речи в 1-3 года
Признайтесь: сравниваете речь малыша со сверстниками - вдруг отстает? Предлагаю пройти простой тест, чтобы прояснить ситуацию и не тревожиться!

Серия ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В серию входят 6 книг: Учимся читать, Учимся писать, Учимся считать, Закладываем основы грамотности, Готовимся к школе, Развиваем межполушарное взаимодействие

УНИКАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ "Картинки с секретом" для развития - ваш малыш будет в восторге!

Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Логопедические альбомы по формированию звуков Р-Рь, Ш-Ж, Л-Ль, С-Сь уже в продаже. Не пропустите!

3+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 3 до 4 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, альбом ПРАКТИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА, альбом ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажёр

2+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 2 до 3 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ и ЛЕПКА, альбом с заданиями АППЛИКАЦИЯ и КОНСТРУИРОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

1+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 1 года до 2 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки ЛЕПКА, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ!
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ - книга-бестселлер


Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
Рекомендую
Занятия
Авторская методика Елены Янушко..
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов