Главная »» Публикации Вопросы от журнала «Счастливые родители»
2013 |
|
1. Как Вы думаете, в чем причина появления детских развивающих книг для самых маленьких? Ведь раньше родители как-то обходились без них, а малыши развивались…
Действительно, еще несколько десятилетий назад считалось, что малышам одного – двух лет достаточно правильного ухода, незатейливых игр и эмоционального общения с мамой. Но в настоящее время особую популярность приобрели идеи раннего развития. Конечно, способность к развитию заложена в самой природе ребенка (в частности, способность к подражанию) – малыш в любом случае будет развиваться, даже без всяких занятий. Тем не менее, детям раннего возраста (от 1 до 3 лет) также необходимы развивающая среда и занятия, как и дошкольникам (детям от 3 до 7 лет) – чтобы реализовать в полной мере все заложенные в ребенке способности и сделать его жизнь по-настоящему интересной и насыщенной. Как же помочь малышу развиваться? Можно использовать проверенные временем игры – народные потешки, пальчиковые игры, подвижные игры и др. Но при этом развивающие пособия, созданные специально для самых маленьких, могут стать замечательным подспорьем на занятиях с малышом. А когда вы увидите тот интерес и удовольствие, которые получают малыши во время занятий с развивающими книжками, вопрос отпадает сам собой. Поэтому замечательно, что в настоящее время на рынке представлено такое большое разнообразие книжек для самых маленьких.
2. С какого возраста с ребенком можно заниматься с помощью развивающих книг?
Я считаю, что книги можно использовать на занятиях с малышом, начиная с года.
3. Скажите, в чем характерные отличия развивающих книг от обычных? И разве обычные детские книжки нельзя тоже назвать развивающими?
Развивающие книги отличаются от обычных книг и внешним видом и «начинкой». Основное содержание обычной книги – это текст и иллюстрации к нему. Развивающая книжка обязательно содержит дополнительную цель – например, развитие внимания (спрятанные картинки-сюрпризы), развитие мелкой моторики (книжки-шнуровки, книжки с паззлами), сенсорное развитие (книги из различных материалов, знакомство с цветом) и др.
4. Сейчас очень много развивающих книг-игрушек. Чем они отличаются от игрушек, в чем их уникальные особенности?
Книжка-игрушка – это как бы переходный этап от игрушки к книжке. Ведь что будет, если годовалому малышу дать обычную книжку? Если такая книжка попадет в руки маленькому ребенку, странички скорее всего будут безжалостно измяты или изорваны – в силу нежного возраста малыш еще не в состоянии регулировать силу и точность движений рук, перелистывать тонкие странички. А вот книжки-игрушки – это то, что надо! Обычно они сделаны из прочных материалов (клеенка, ткань, плотный картон), которым не страшны ни детские ручки, ни детские зубки. При этом книжка-игрушка с успехом знакомит малыша с форматом книги, а именно – с перелистывающимися страничками, как бы готовя его к встрече с книгами.
5. Делятся ли развивающие книги на какие-то группы или виды? На какие? Как родителям быстро сориентироваться, что для чего?
Действительно, сегодня в книжных магазинах можно встретить такое разнообразие развивающих книг, что просто глаза разбегаются. И родителям непросто сориентироваться и сделать правильный выбор. Перечислим, какие бывают книжки-игрушки: • Книжки из клеенки – их можно «читать» во время купания. • Книжки из ткани – их можно брать с собой в постель. • Книжки с использованием различных материалов (кожи, меха, ткани, фольги и др.) – развивают тактильное восприятие ребенка. • Книжки-погремушки. • Книжки-шнуровки – развивают мелкую моторику. • Книжки с пазлами. • Книжки с различными сюрпризами – спрятанными картинками, подвижными деталями и др. – развивают внимание малыша. • Интерактивные книги с электронными элементами. • Книжки-альбомы – предлагают задания по рисованию, лепке, аппликации. • Книжки с заданиями. • Книжки с наклейками. • И др. Конечно, необязательно покупать все виды книг. Замечательно, если в арсенале малыша будет несколько разных развивающих книжек. Выбирая книжку-игрушку для ребенка, нужно ориентироваться на здравый смысл и вкус – в книжке должен присутствовать простой текст, яркие симпатичные картинки, она должна быть выполнена из качественных материалов, и конечно, книжка должна просто нравиться.
6. Чему должна научить развивающая книга ребенка определенного возраста? Если можно, то дайте, пожалуйста, краткие комментарии с разбивкой по возрастам: с 1 года; с 2-х лет, с 3-х лет и т.д. до школы. Каковы особенности книг по этим возрастам?
Конечно, такое деление книг по возрастам может быть только приблизительным. Советую ориентироваться на уровень развития и возможности вашего ребенка. Помните, что слишком простые и слишком сложные задания одинаково неинтересны для малыша.
1+
• Развитие тактильного восприятия (книги из различных материалов) • Сенсорное развитие – знакомство с цветом (основные цвета – красный, желтый, зеленый, синий), величиной (большой – маленький) • Книжки со стихами и народными потешками. • Книжки о домашних животных • И др.
2+
• Сенсорное развитие – знакомство с цветом (основные цвета + оранжевый, фиолетовый, белый, черный, коричневый), формой, величиной (высокий – низкий, длинный – короткий и др.) • Развитие мелкой моторики – шнуровки и др. • Русские народные сказки для малышей. • Альбомы по рисованию, лепке, аппликации. • Развитие речи • Домашние, дикие животные и их детеныши. • И др.
3+
• Развивающие книжки с наклейками. • Знакомство с окружающим миром – времена года, профессии для малышей и т.д. • Сказки народов мира и авторские сказки. • И др.
4+
• Азбуки и буквари – знакомство с буквами • Развитие фонематического слуха • Развитие устной речи – рассказы по картинкам • И др.
5+
• Математика – счет. • Книжки по обучению чтению. • И др.
6+
• Книжки с заданиями по игровому чтению. • Первая математика – решение простых примеров и задач. • Первые энциклопедии – знакомство с миром вокруг. • И др. Конечно, это очень примерный и неполный список. Гораздо удобнее пользоваться готовой системой развивающих книг, чем подбирать книги для ребенка самостоятельно. Проект «Новый ребенок» разработан специально таким образом, что позволяет организовать системные занятия от 1 года до 7 лет, при этом новые знания надстраиваются на заложенный фундамент, как кирпичики строящегося здания.
7. Как выбрать развивающую книгу, подходящую малышу по возрасту, если на ней нет указаний об этом?
Знаете, даже если на обложке книги вы увидите четкое указание возраста, оно не всегда однозначно соответствует истине. Ведь все дети разные и ритм развития у разных детей может значительно различаться. Выбирая книгу, ориентируйтесь на уровень развития вашего малыша, его возможности. Неплохо научиться оценивать потенциал книжки – можно ли по ней заниматься в течение длительного времени, постепенно усложняя задания, или книжка «одноразовая».
8. Развивающие книги – это книги для двоих. Расскажите, насколько важно участие родителя в занятии с книгой.
Участие родителя в общении с книгой не просто важно – оно является основополагающим. Так как маленький ребенок только начинает познавать мир, да к тому же не умеет читать, именно взрослый помогает книге «ожить» - не только озвучивает текст книжки, но и показывает малышу, как можно поиграть с книжкой, при необходимости помогает. Если взрослый действует с неподдельным интересом, эмоционально комментирует игру с книжкой, он зажигает в душе ребенка огонек интереса и такая книга может стать любимой надолго.
9. Есть ли критерии и отличия качественной развивающей книги от неправильной? Что обязательно должно быть в качественной (какие картинки, страницы, какое наполнение и т. п.)
Можно выделить несколько основных критериев, по которым можно отличить правильные книжки от неправильных: • Качество материала – книга должна быть прочной, безопасной, удобной в использовании. • Формат – книга должна быть не слишком большая, но и не маленькая, удобного для малыша размера. • Иллюстрации – картинки должны быть крупными, яркими, с четкими контурами, без большого количества деталей. • Содержание книжки должно быть полезным и содержать важные сведения об окружающем мири, о свойствах предметов, практические задания и др. Советую избегать «одноразовых» книжек, которые лишь развлекают ребенка, да и то ненадолго.
10. А есть ли какие-то четкие рамки, чего в хорошей развивающей книге быть категорически не должно?
В хорошей книге не должно быть неестественного, агрессивного, страшного, примитивного, неэстетичного.
С уважением, Елена Янушко
При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
|
|
МАГАЗИН Ищите книгу Елены Янушко, но её уже нет в продаже? Здесь выложены авторские экземпляры - последняя возможность купить нужное для обучения пособие!
|
НОВИНКА! Вышла в свет замечательная книга "10 навыков высокоэффективных детей. Осваиваем со Смешариками"! Помогает сформировать у ребёнка полезные навыки. Отличный подарок
|
|
|