ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Готов ли ребенок к школе?

Журнал «Все для женщин», сентябрь 2013

Готовность ребенка к школе – очень важный вопрос для родителей будущих первоклассников. Ведь каждый любящий родитель хочет помочь своему ребенку и облегчить переход на новую ступень развития. И даже зная, что в школу все равно примут всех, родители хотят подготовить своего ребенка как следует.
Как же понять, готов ли ребенок к школьному обучению? В настоящее время можно использовать разнообразные тесты, которые помогут в этом. Но можно обойтись своими силами. Для этого прежде всего надо определиться, что включает в себя понятие «готовность к школе».
В первую очередь, это психологическая составляющая: психика ребенка должна «созреть» для нового вида обучения, а проявляется это в том, что ребенок хочет идти в школу, его интересует, что же его ждет за порогом класса, он часто говорит о том, как пойдет в школу и что будет там делать. Конечно, родители должны помогать ребенку настроиться на учебу и стараться разбудить интерес к учебе. Для этого взрослые должны беседовать с ребенком на эту тему, отвечать на его вопросы о школьной жизни, рассказывать разнообразные интересные истории из собственного школьного опыта.
Надо уточнить, что ребенок должен быть психологически готов не только непосредственно к учебе, но и к новым социальным отношениям – общению с учителем и одноклассниками. Помочь ребенку занять достойное место в школьном коллективе помогает, прежде всего, посещение в дошкольном возрасте детского сада. Детский сад дает ребенку первый и очень важный опыт построения социальных отношений как со взрослыми, так и с ровесниками. Поэтому советую всем, даже сторонникам домашнего воспитания, посещать с ребенком детский сад хотя бы за год до школы.
Кроме этого, ребенок должен обладать достаточной степенью самостоятельности. Ведь родителей не пустят в школу (за порогом современной школы вас ждет строгая охрана) и первоклассник должен будет самостоятельно переодеваться, следить за своими вещами и прочее. Опыт показывает, что это «слабое звено» подготовки к школе – почти все первоклашки порой теряют свои вещи, а школьный ранец становится хранилищем не только учебных вещей, но и самой настоящей свалкой, в которой вперемешку с тетрадками и учебниками валяются огрызки яблок и недоеденные булочки. Однако самоконтроль и умение следить за своими вещами – дело наживное, и в течение первого класса малыши становятся намного более самостоятельными, удивляя и радуя близких.
Следующая составляющая подготовки к школе – собственно учебная, то есть, с каким набором знаний должен идти в школу ребенок. Хорошо, если ребенок знает буквы и цифры, умеет читать и писать печатными буквами, совершать простые арифметические действия. Прекрасно, если знания ребенка об окружающем мире достаточно обширны и разноплановы. В этом случае ребенок будет чувствовать себя компетентным на уроке. Но не следует слишком натаскивать ребенка, тем более если собираетесь отдавать его в обычную школу и речь не идет об элитном образовании – в первом классе все равно придется все это повторить, потому что часть детей придет в школу без такого набора знаний.
Будьте осторожны: слишком упирать на подготовку к школе в дошкольном возрасте довольно опасно. Ни в коем случае нельзя организовывать занятия по типу школьных уроков, иначе мы можем вызвать у ребенка отвращение к учебе. Заниматься можно только по специально разработанным для дошкольников пособиям. В этом случае обучение происходит опосредованно – ребенок думает, что только играет, а на самом деле учится и получает новые знания. Этим требованиям в полной мере отвечает серия книг «Новый ребенок». И не нужно пытаться пройти программу первого класса до школы. Дошкольный период жизни ребенка самодостаточен, и в этом нежном возрасте малыш должен прежде всего играть, а не учиться.
Однако подготовка к школе – модная тема. К школе готовят и в детском саду, и в развивающих центрах, в различных кружках. Такое положение вещей порой приводит к нелепостям. К примеру, мой ребенок изучал алфавит четыре раза: я познакомила ее с буквами и научила читать в четыре года, затем, уже прилично читая, дочь «учила» буквы в подготовительной группе детского сада (причем, два года подряд, так как не пошли в школу в шесть лет и остались еще на год в детском саду), и, собственно, в первом классе школы. Мой совет родителям будущих первоклассников – организуя подготовку ребенка к школе, исходите прежде всего из здравого смысла.
Кроме этого, следует учитывать, что опытный учитель смотрит не столько на набор знаний, а обращает пристальное внимание на общий уровень развития ребенка – эрудицию, степень осведомленности ребенка об окружающем мире, на богатство его словарного запаса, любознательность, интерес к познанию мира вокруг. Потому что набить головку ребенка информацией не так сложно, а вот научить думать, полюбить учиться, использовать новые знания в разнообразных жизненных ситуациях – это гораздо более сложная и долгая работа. Для этого в течение всего дошкольного детства надо постоянно говорить с ребенком на самые разные темы, много читать ребенку и покупать ему книжки с картинками для самостоятельного чтения, заниматься по специально разработанным для дошкольников развивающим пособиям, играть с ребенком, организовывать досуг ребенка – посещать с ним музеи, выставки, картинные галереи, цирк и зоопарк, планетарий и т.д. В общем – уделять ребенку достаточно внимания.
И, наконец, одна из самых приятных составляющих подготовки ребенка к школе – материальная: отправить первоклассника в новую интересную жизнь необходимо с «приданым». Новые красивые вещи, которые родители покупают для будущего первоклассника могут стать дополнительным стимулом школьного обучения. Отправляясь по магазинам, запаситесь не только деньгами, но и здравым смыслом, ведь в настоящее время рынок предлагает такое разнообразие продукции, что можно и голову потерять.
Выбирая ребенку школьную форму и обувь, помните, что они должны быть не только красивыми, но и удобными – ребенок должен ощущать себя комфортно, тем более, что в форме ему придется проводить отныне по полдня. Не забывайте о здоровье ребенка и вместе с ним выберите ранец с ортопедической спинкой, предоставьте ребенку возможность померить несколько ранцев, нагруженных книжками, и выбрать самый для него удобный. Выбор канцтоваров – это особенно приятный момент и тут вы можете пойти разными путями: или предоставить ребенку возможность выбрать то, что понравится, самостоятельно, или сделаете для него сюрприз – дайте возможность заглянуть в полностью собранный к школе ранец. Учтите, что карандаши, ручки и ластики необходимо брать с запасом, так как первоклашки их часто теряют.
Отправляя ребенка в первый класс, надо позаботиться о связи с ним, поэтому часто к первому классу у ребенка появляется первый мобильный телефон. Обратите внимание, что маленькому школьнику еще предстоит научиться пользоваться такой, казалось бы, простой и однозначной вещью, как телефон. Скорее всего, вы столкнетесь с тем, что малыш часто забывает зарядить аккумулятор или включить телефон, можетт увлечься и не отвечать на звонок мам ы. Кроме этого, дети часто теряют телефонные аппараты, поэтому не стоит покупать слишком дорогой.
Вот мы и рассмотрели основные составляющие подготовки ребенка к школе. Но есть факторы, которые этому мешают и их тоже надо иметь в виду. Это, прежде всего, телевидение, электронные игры, интернет. Дело в том, что слишком раннее знакомство ребенка с компьютером может серьезно исказить линию его развития. Например, обычная книга никогда не сможет конкурировать с устройствами, которые поставляют яркие образы. Для малыша такое устройство сродни волшебному предмету из сказки: стоит нажать на кнопку или экран – и происходит что-то интересное! Длительный просмотр TV портит зрение и не учит ребенка стремиться к развитию и прилагать усилия. А использование включенного телевизора в качестве постоянного фона, рассеивает внимание и не позволяет сосредоточиться. На бесконечных просторах интернета ребенок может столкнуться с аггрессивной или вредной информацией. А все вместе эти «дары цивилизации» отбарают у ребенка самое драгоценное – время, предназначенное для игры и развития. Поэтому советую использовать телевидение и компьютеры под строгим контролем со стороны взрослых – как в отношении времени, так и в отношении содержания. И не беспокойтесь, ребенок успеет освоить компьютер, но желательно, чтобы это происходило в старшем возрасте и вполне осознанно.
Желаю детям успешного обучения в школе, а родителям – гордиться их успехами!

При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
Авторская методика Елены Янушко
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов

ДЕТСКИЙ НАВИГАТОР ЛАБИРИНТА
Апрель 2017: РАСТИ С УМОМ! Елена Янушко рассказывает о своей методике раннего развития

АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА ЕЛЕНЫ ЯНУШКО
NEW! Серия "Новый ребенок" 1+ в новом формате - полный годовой курс и наборы многоразовых карточек - выходит под новым названием "Авторская методика Елены Янушко". Уже в продаже! Не пропустите!

РАСПРОДАЖА
Уникальные книги для малышей, комплекты по игровому обучению чтению, и другие эксклюзивные книги из авторского архива

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ!
Самая новая редакция книги-бестселлера "Помогите малышу заговорить!" - авторская методика раннего развития речи (от 1 до 3 лет)


Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
Рекомендую
Занятия
Авторская методика Елены Янушко
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов