Главная »» Публикации Развитие понимания речи детей 1-3 лет. Есть ли требования к речи взрослых?
2016 - опубликована на разных интернет-площадках |
|
Чтобы малыш научился говорить вовремя, он должен постоянно
слышать речь взрослых. Речь взрослого человека является для ребенка образцом
для подражания. Конечно, надо предлагать ребенку правильный образец речи, в
этом случае и ребенок со временем
научится говорить правильно и четко . Поэтому, дорогие взрослые, внимательно
относитесь к тому, что говорите! Чем четче, чище, богаче и образней будет ваша
собственная речь, тем лучше условия для
развития речи вашего малыша. Поэтому, речь взрослых должна отвечать определенным
параметрам. Поговорим о них подробнее.
Мы уже упоминали, что навык речи формируется у ребенка по
подражанию. Поэтому, необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была грамматически
правильной, могла стать эталоном для подражания. Известно, что не только дети,
но и подростки, взрослые могут по подражанию менять звуковой состав слов
(полотенец вместо полотенце, планцета вместо плацента, пинжак вместо пиджак,
похудала вместо похудела и др.), неправильно ставить ударения в словах (поняла
вместо поняла, созвонимся вместо созвонимся и др.), путать смысловые значения
слов (например, генеалогия в смысле гинекология, аутизм и атеизм и пр.),
неправильно употреблять слова (ехай вместо поезжай, ложить вместо класть).
Однако взрослые могут осознанно относиться к своей речи и исправлять ошибки –
спросить у грамотного человека, как правильно говорить, заглянуть в учебник или
словарь. У малышей усвоение речевых эталонов происходит спонтанно, неосознанно,
поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со
временем закрепляется. Также ивестны случаи возникновения запинок в речи
ребенка, который общается с заикающимся взрослым. Таким же образом могут
копироваться другие нарушения речи – гортанное Р, межзубные свистящие и др.
Кроме того, ребенок копирует у взрослых другие стороны речи – силу голоса, темп
и ритм речи, интонационную насыщенность – в целом манеру говорить. Также
необходимо исключить ситуацию сюсюканья с ребенком. Учитывая все вышесказанное,
необходимо постараться, чтобы речь окружающих ребенка взрослых (а также старших
детей) отвечала определенным требованиям: речь должна быть правильной, без
речевых нарушений, четкой, простой (лучше говорить короткими фразами из 2-5
слов), одни и те же слова и фразы должны повторяться многократно в знакомых и
новых ситуациях.
Постепенное
усложнение речевого общения
Постепенно в ходе спонтанного развития, а также специальных
игр и упражнений уровень речевого общения ребенка развивается и усложняется. У
ребенка появляются новые речевые навыки, расширяется спектр его возможностей.
Чтобы в полной мере использовать эти новые возможности ребенка, необходимо в
соответствии с ними менять уровень требований к речи ребенка. Для этого полезно
отслеживать динамику развития речи ребенка, в чем может помочь, например,
ведение дневника, в которые записываются слова из активного (что говорит сам) и
пассивного (что хорошо понимает) словаря ребенка по датам. Помните, что уровень
требований должен соответствовать уровню развития речи ребенка, вредно как
завышать требования, так и занижать их.
Организация
специальных речевых игр и упражнений
Чтобы стимулировать развитие речи ребенка, необходимо
использовать специальные речевые игры и упражнения – например, использовать
народные потешки, детские стишки и песенки. Форма игры является наиболее
эффективным методом обучения детей раннего возраста и дает замечательные
результаты. (В других статьях на тему речевого развития детей раннего возраста
вы найдете описания таких игр в достаточном количестве).
Единые требования к
речевому общению с ребенком всех близких взрослых
Противоречивость требований со стороны значимых взрослых
вредна любому ребенку. Если требования к воспитанию и обучению едины и
постоянны (конечно, при условии их разумности) со стороны всех близких
взрослых, это дает ребенку ощущение устойчивости и целесообразности окружающего
мира. Когда речь идет о речевом развитии ребенка 1,5 – 3 лет, который еще
только учится пользоваться активной речью, важно приложить усилия, чтобы к
развитию речи ребенка в семье был единый подход: не сюсюкать с ребенком, не
играть «в поддавки», угадывая желания ребенка, учить активно пользоваться уже
усвоенными речевыми навыками, побольше говорить с ребенком, читать ему книги.
Постепенно близкие,
которые чаще всего проводят время с ребенком, научатся использовать любую
ситуацию, чтобы поговорить с малышом. Это поможет развить у ребенка понимание
речи, накопить пассивный словарь и создаст предпосылки для развития собственно
активной речи.
Самая современная методика развития речи малышей 1-3 лет в книге "Помогите малышу заговорить!" Узнать подробнее о методике Купить книгу "Помогите малышу заговорить" в интернет-магазине book24
При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
|
|
МАГАЗИН Ищите книгу Елены Янушко, но её уже нет в продаже? Здесь выложены авторские экземпляры - последняя возможность купить нужное для обучения пособие!
|
НОВИНКА! Вышла в свет замечательная книга "10 навыков высокоэффективных детей. Осваиваем со Смешариками"! Помогает сформировать у ребёнка полезные навыки. Отличный подарок
|
|
|