ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Развитие понимания речи у детей 1-3 лет. Накопление словарного запаса

2016 - публикация на различных интернет-площадках

Одна из важнейших задач речевых занятий с малышом – развитие понимания речи и накопление словарного запаса.  В работе с ребенком, который только начинает говорить, очень важно правильно выбрать слова, предлагаемые для усвоения и запоминания. Пассивный словарь ребенка раннего возраста включает в себя: слова-предметы (существительные) и слова-действия (глаголы), а также слова, обозначающие некоторые явления и состояния (определения и наречия).

Для запоминания ребенку предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует. В работе с малышами не рекомендуется перегружать их пассивный словарь словами с отвлеченными значениями или обобщающими словами. Приводим примерный словарь рекомендуемых для запоминания слов, сгруппированные по частям речи и  по темам.

 

Предметный словарь

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка и др.

Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.

Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платочек и др.

Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.

Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.

Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.

Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко; каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.

Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения: дерево, кустик, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолет, качели, горка, парк и др.

Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

 

Словарь глаголов

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, плачет, говорит, подметает, вытирает и др.

Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает, поет, работает и др.

Названия действий, которые совершают животные: (корова) мычит, жует; (конь) скачет; (зайчик) прыгает; (мышка) пищит; (собака) лает, охраняет; (кот) мяукает; (утка) плавает, крякает; (курица) ходит, клюет; (свинья) хрюкает и др.

Другие действия: (телефон) звонит; (машина) едет; (самолёт) летит, гудит; (чайник) кипит; (лампа/фонарь) горит, светит; (вода) течет; (листья) падают и др.

 

Прилагательные, наречия

Названия некоторых признаков предметов: сладкий, соленый, кислый, горький, мокрый, сухой, холодный, теплый, горячий, красный, желтый, зеленый, синий, белый, круглый, твердый, мягкий толстый и др.

Названия некоторых ощущений и состояний: холодно, тепло, жарко, больно, вкусно, светло, темно и др.

Названия некоторых понятий: большой, маленький; много, мало, быстро, медленно, тяжело и др.

 

Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, но дает представление о направлениях развития понимания речи у малышей. Это основа, фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова, расширяя, дополняя и уточняя словарь ребенка. Дальнейшее развитие словаря подразумевает усвоение запаса слов и выражений (фраз) по основным темам ознакомления с окружающим миром (игрушки, одежда, обувь, мебель, дом и квартира, животные, птицы, насекомые, деревья, цветы, овощи и фрукты, город и деревня, времена года и др.), подробное описание которых можно найти в любой программе дошкольного воспитания.




Самая современная методика развития речи малышей 1-3 лет в книге "Помогите малышу заговорить!" Узнать подробнее о методике

Купить книгу "Помогите малышу заговорить" в интернет-магазине book24

При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
Раннее развитие 1-3 года
Раннее развитие речи 1-3 года
Развитие связной речи 3-5 лет
Коррекция звукопроизношения 5-7 лет
Подготовка к школе 5-7 лет
Внимание, память, мышление 3-7 лет
Практикум по русскому языку 1-4 классы

МАГАЗИН
Ищите книгу Елены Янушко, но её уже нет в продаже? Здесь выложены авторские экземпляры - последняя возможность купить нужное для обучения пособие!

НОВИНКА!
Вышла в свет замечательная книга "10 навыков высокоэффективных детей. Осваиваем со Смешариками"! Помогает сформировать у ребёнка полезные навыки. Отличный подарок







Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
2024-2025
Занятия
Авторская методика Елены Янушко..
Помогите малышу заговорить
Первые занятия для малышей
Методика раннего развития
Логопедическая практика
Профилактика трудностей школьного обучения
Книги для младших школьников
Развивающее обучение
Развивающие занятия
Отзывы