ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Развитие понимания речи у детей 1-3 лет. Накопление словарного запаса

Одна из важнейших задач речевых занятий с малышом – развитие понимания речи и накопление словарного запаса. В работе с ребенком, который только начинает говорить, очень важно правильно выбрать слова, предлагаемые для усвоения и запоминания.

Одна из важнейших задач речевых занятий с малышом – развитие понимания речи и накопление словарного запаса.  В работе с ребенком, который только начинает говорить, очень важно правильно выбрать слова, предлагаемые для усвоения и запоминания. Пассивный словарь ребенка раннего возраста включает в себя: слова-предметы (существительные) и слова-действия (глаголы), а также слова, обозначающие некоторые явления и состояния (определения и наречия).

Для запоминания ребенку предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует. В работе с малышами не рекомендуется перегружать их пассивный словарь словами с отвлеченными значениями или обобщающими словами. Приводим примерный словарь рекомендуемых для запоминания слов, сгруппированные по частям речи и  по темам.

 

Предметный словарь

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжка и др.

Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.

Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платочек и др.

Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.

Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.

Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита, холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.

Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко; каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.

Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения: дерево, кустик, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога, светофор, машины, самолет, качели, горка, парк и др.

Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.

 

Словарь глаголов

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, плачет, говорит, подметает, вытирает и др.

Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает, поет, работает и др.

Названия действий, которые совершают животные: (корова) мычит, жует; (конь) скачет; (зайчик) прыгает; (мышка) пищит; (собака) лает, охраняет; (кот) мяукает; (утка) плавает, крякает; (курица) ходит, клюет; (свинья) хрюкает и др.

Другие действия: (телефон) звонит; (машина) едет; (самолёт) летит, гудит; (чайник) кипит; (лампа/фонарь) горит, светит; (вода) течет; (листья) падают и др.

 

Прилагательные, наречия

Названия некоторых признаков предметов: сладкий, соленый, кислый, горький, мокрый, сухой, холодный, теплый, горячий, красный, желтый, зеленый, синий, белый, круглый, твердый, мягкий толстый и др.

Названия некоторых ощущений и состояний: холодно, тепло, жарко, больно, вкусно, светло, темно и др.

Названия некоторых понятий: большой, маленький; много, мало, быстро, медленно, тяжело и др.

 

Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, но дает представление о направлениях развития понимания речи у малышей. Это основа, фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова, расширяя, дополняя и уточняя словарь ребенка. Дальнейшее развитие словаря подразумевает усвоение запаса слов и выражений (фраз) по основным темам ознакомления с окружающим миром (игрушки, одежда, обувь, мебель, дом и квартира, животные, птицы, насекомые, деревья, цветы, овощи и фрукты, город и деревня, времена года и др.), подробное описание которых можно найти в любой программе дошкольного воспитания.




Самая современная методика развития речи малышей 1-3 лет в книге "Помогите малышу заговорить!" Узнать подробнее о методике

Купить книгу "Помогите малышу заговорить" в интернет-магазине book24

При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
Авторская методика Елены Янушко
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов

ДЕТСКИЙ НАВИГАТОР ЛАБИРИНТА
Апрель 2017: РАСТИ С УМОМ! Елена Янушко рассказывает о своей методике раннего развития

АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА ЕЛЕНЫ ЯНУШКО
NEW! Серия "Новый ребенок" 1+ в новом формате - полный годовой курс и наборы многоразовых карточек - выходит под новым названием "Авторская методика Елены Янушко". Уже в продаже! Не пропустите!

РАСПРОДАЖА
Уникальные книги для малышей, комплекты по игровому обучению чтению, и другие эксклюзивные книги из авторского архива

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ!
Самая новая редакция книги-бестселлера "Помогите малышу заговорить!" - авторская методика раннего развития речи (от 1 до 3 лет)


Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
Рекомендую
Занятия
Авторская методика Елены Янушко
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов