ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Развитие понимания речи у детей 1-3 лет. Развитие речевого слуха

Умение сосредоточиться на звуках человеческой речи – очень важная особенность человека. Как развивать речевой слух узнаем в этой статье.

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания фонем – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточиться на звуках человеческой речи – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь – основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить – произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).

Речевой слух развивается с младенчества – малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию речи. Лепет ребенка – активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет фонемы родного языка. Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5-6 лет жизни ребенка. В этом возрасте у ребенка появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без искажений. 

Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи. При этом одинаково значимы как умение отчетливо выговаривать слова, так и тонко дифференцировать звуки родного языка на слух. Эти умения ребенка понадобятся при обучении грамоте: часть слов русского языка пишутся, исходя из фонетического принципа письма – «как слышим, так и пишем».

Работа по развитию у ребенка фонематического  слуха начинается в раннем возрасте и продолжается в дошкольном. Основная задача проведения игр для развития восприятия на слух речи у детей 1 – 3 лет – открыть для малышей особый мир звуков человеческой речи, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном, развить слуховое внимание. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует фонематический слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

Кто там? – Приготовьте игрушки – кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и др. – и спрячьте их за ширмой. Произнесите за ширмой крик животного или птицы (звукоподражания: мяу, ав-ав, пи-пи, и-го-го, му, ква-ква и др.) и попросите ребенка послушать и отгадать, кто там. Если малыш угадал, покажите игрушку. Продолжайте игру с другими игрушками.

Найди картинку! – Подберите парные картинки из детского лото с изображением различных игрушек и предметов. Разложите на столе перед ребенком несколько картинок, а пары к ним держите в руке. Произнесите название одной из картинок и предложите ребенку найти эту картинку среди лежащих на столе. Если малыш слушал внимательно и правильно выбрал картинку, взрослый достает парную картинку и прикладывает ее к той, что показал ребенок. Количество картинок в игре можно постепенно увеличивать. В качестве усложнения задания, можно называть одновременно по два-три слова-названия.

Съедобное – несъедобное – Перед началом игры уточните представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» — покажите малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть – это съедобное, и то, что нельзя есть – это несъедобное. Такую подготовку удобно проводить дома на кухне – за столом во время обеда, заглянув в холодильник и кухонные шкафы. Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка: Давай поиграем в мяч. Я буду катить тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное – то, что можно кушать – лови мяч. Если я назвала несъедобное – то, что есть нельзя – мяч трогать нельзя. Взрослый катит ребенку мяч со словами: пирожок, конфета, кубик, суп, диван, картошка, книжка, яблоко, дерево, печенье, торт, котлета, карандаш и т.д. Ребенок должен внимательно слушать слова. В начале лучше проводить эту игру в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно означает, постепенно темп игры можно ускорять.

Слушай и выполняй! – Встаньте на расстоянии 2-3 метров от ребенка и предложите ему внимательно послушать и выполнить вашу инструкцию: Сейчас я буду давать тебе команды, а ты внимательно слушай и выполняй! Походи по комнате. Выгляни в окошко. Попрыгай. Садись на диван. Покружись. Похлопай в ладоши.

Выполни задание! – Используя различные игрушки и предметы потренируйтесь с малышом в правильном восприятии на слух словесной инструкции и ее выполнении: Сейчас я буду давать тебе задания, а ты внимательно слушай и выполняй! Посади куклу в машину. Построй башню из кубиков. Покатай куклу в машине. Возьми бумагу и карандаш, нарисуй яблочко. Инструкции могут быть самыми разными, степень сложность заданий можно гибко варьировать.

Будь внимательным! – Сначала предложите малышу просто повторять за вами различные движения: Давай потопаем ножками – вот так! А теперь похлопаем в ладоши! Топаем! Хлопаем! Топаем! Хлопаем! Затем предложите новые правила игры: А теперь я стану тебя путать: буду называть одни движения, а показывать другие движения. А ты слушай внимательно и выполняйте то, что я говорю, а не то, что я показываю.

Правильно – неправильно? – Взрослый называет правильные и неправильные фразы в рамках определенной тематики (например, кто летает, а кто не летает, съедобное и несъедобное и т.п.), а ребенок слушает внимательно и определяет правильность смысла: Я буду говорить «птица летит, самолет летит, бабочка летит» и т.д. Ты внимательно слушай, что я говорю, потому что я могу сказать неправильно. Если я скажу неправильно, например, «кошка летит» или «книжка летит» – хлопни в ладоши. Если ребенок правильно заметил все ошибки, можно наградить его призом.




Самая современная методика развития речи малышей 1-3 лет в книге "Помогите малышу заговорить!" Узнать подробнее о методике

Купить книгу "Помогите малышу заговорить" в интернет-магазине book24

При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
Авторская методика Елены Янушко
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов

НОВИНКА! 100 УПРАЖНЕНИЙ 1+
Готовится к выпуску сборник "100 развивающих упражнений для малышей от 1 года до 2 лет. Новый интерактивный подход"

ДЕТСКИЙ НАВИГАТОР ЛАБИРИНТА
Апрель 2017: РАСТИ С УМОМ! Елена Янушко рассказывает о своей методике раннего развития

АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА ЕЛЕНЫ ЯНУШКО
NEW! Серия "Новый ребенок" 1+ в новом формате - полный годовой курс и наборы многоразовых карточек - выходит под новым названием "Авторская методика Елены Янушко". Уже в продаже! Не пропустите!

РАСПРОДАЖА
Уникальные книги для малышей, комплекты по игровому обучению чтению, и другие эксклюзивные книги из авторского архива

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ!
Самая новая редакция книги-бестселлера "Помогите малышу заговорить!" - авторская методика раннего развития речи (от 1 до 3 лет)


Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
Рекомендую
Занятия
Авторская методика Елены Янушко
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов