ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Развитие понимания речи у детей 1-3 лет. Развитие речевого слуха

2016 - публикация на различных интернет-площадках

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания фонем – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточиться на звуках человеческой речи – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь – основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить – произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).

Речевой слух развивается с младенчества – малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию речи. Лепет ребенка – активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет фонемы родного языка. Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5-6 лет жизни ребенка. В этом возрасте у ребенка появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без искажений. 

Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи. При этом одинаково значимы как умение отчетливо выговаривать слова, так и тонко дифференцировать звуки родного языка на слух. Эти умения ребенка понадобятся при обучении грамоте: часть слов русского языка пишутся, исходя из фонетического принципа письма – «как слышим, так и пишем».

Работа по развитию у ребенка фонематического  слуха начинается в раннем возрасте и продолжается в дошкольном. Основная задача проведения игр для развития восприятия на слух речи у детей 1 – 3 лет – открыть для малышей особый мир звуков человеческой речи, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном, развить слуховое внимание. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует фонематический слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

Кто там? – Приготовьте игрушки – кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и др. – и спрячьте их за ширмой. Произнесите за ширмой крик животного или птицы (звукоподражания: мяу, ав-ав, пи-пи, и-го-го, му, ква-ква и др.) и попросите ребенка послушать и отгадать, кто там. Если малыш угадал, покажите игрушку. Продолжайте игру с другими игрушками.

Найди картинку! – Подберите парные картинки из детского лото с изображением различных игрушек и предметов. Разложите на столе перед ребенком несколько картинок, а пары к ним держите в руке. Произнесите название одной из картинок и предложите ребенку найти эту картинку среди лежащих на столе. Если малыш слушал внимательно и правильно выбрал картинку, взрослый достает парную картинку и прикладывает ее к той, что показал ребенок. Количество картинок в игре можно постепенно увеличивать. В качестве усложнения задания, можно называть одновременно по два-три слова-названия.

Съедобное – несъедобное – Перед началом игры уточните представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» — покажите малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть – это съедобное, и то, что нельзя есть – это несъедобное. Такую подготовку удобно проводить дома на кухне – за столом во время обеда, заглянув в холодильник и кухонные шкафы. Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка: Давай поиграем в мяч. Я буду катить тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное – то, что можно кушать – лови мяч. Если я назвала несъедобное – то, что есть нельзя – мяч трогать нельзя. Взрослый катит ребенку мяч со словами: пирожок, конфета, кубик, суп, диван, картошка, книжка, яблоко, дерево, печенье, торт, котлета, карандаш и т.д. Ребенок должен внимательно слушать слова. В начале лучше проводить эту игру в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно означает, постепенно темп игры можно ускорять.

Слушай и выполняй! – Встаньте на расстоянии 2-3 метров от ребенка и предложите ему внимательно послушать и выполнить вашу инструкцию: Сейчас я буду давать тебе команды, а ты внимательно слушай и выполняй! Походи по комнате. Выгляни в окошко. Попрыгай. Садись на диван. Покружись. Похлопай в ладоши.

Выполни задание! – Используя различные игрушки и предметы потренируйтесь с малышом в правильном восприятии на слух словесной инструкции и ее выполнении: Сейчас я буду давать тебе задания, а ты внимательно слушай и выполняй! Посади куклу в машину. Построй башню из кубиков. Покатай куклу в машине. Возьми бумагу и карандаш, нарисуй яблочко. Инструкции могут быть самыми разными, степень сложность заданий можно гибко варьировать.

Будь внимательным! – Сначала предложите малышу просто повторять за вами различные движения: Давай потопаем ножками – вот так! А теперь похлопаем в ладоши! Топаем! Хлопаем! Топаем! Хлопаем! Затем предложите новые правила игры: А теперь я стану тебя путать: буду называть одни движения, а показывать другие движения. А ты слушай внимательно и выполняйте то, что я говорю, а не то, что я показываю.

Правильно – неправильно? – Взрослый называет правильные и неправильные фразы в рамках определенной тематики (например, кто летает, а кто не летает, съедобное и несъедобное и т.п.), а ребенок слушает внимательно и определяет правильность смысла: Я буду говорить «птица летит, самолет летит, бабочка летит» и т.д. Ты внимательно слушай, что я говорю, потому что я могу сказать неправильно. Если я скажу неправильно, например, «кошка летит» или «книжка летит» – хлопни в ладоши. Если ребенок правильно заметил все ошибки, можно наградить его призом.




Самая современная методика развития речи малышей 1-3 лет в книге "Помогите малышу заговорить!" Узнать подробнее о методике

Купить книгу "Помогите малышу заговорить" в интернет-магазине book24

При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
Раннее развитие 1-3 года
Раннее развитие речи 1-3 года
Развитие связной речи 3-5 лет
Коррекция звукопроизношения 5-7 лет
Подготовка к школе 5-7 лет
Внимание, память, мышление 3-7 лет
Практикум по русскому языку 1-4 классы

МАГАЗИН
Ищите книгу Елены Янушко, но её уже нет в продаже? Здесь выложены авторские экземпляры - последняя возможность купить нужное для обучения пособие!

НОВИНКА!
Вышла в свет замечательная книга "10 навыков высокоэффективных детей. Осваиваем со Смешариками"! Помогает сформировать у ребёнка полезные навыки. Отличный подарок







Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
2024-2025
Занятия
Авторская методика Елены Янушко..
Помогите малышу заговорить
Первые занятия для малышей
Методика раннего развития
Логопедическая практика
Профилактика трудностей школьного обучения
Книги для младших школьников
Развивающее обучение
Развивающие занятия
Отзывы