Главная »» Публикации Развитие понимания речи у детей 1-3 лет. Развитие речевого слуха
2016 - публикация на различных интернет-площадках |
|
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и
различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл
различного сочетания фонем – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает
дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Умение сосредоточиться на звуках человеческой речи – очень
важная особенность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь – основное
средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы
сам ребенок научился правильно говорить – произносить звуки, отчетливо
выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно,
менять громкость и скорость речи).
Речевой слух развивается с младенчества – малыш рано
отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию речи. Лепет
ребенка – активное проявление возникновения собственно фонематического слуха,
ведь ребенок внимательно слушает и повторяет фонемы родного языка. Формирование
фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5-6 лет жизни
ребенка. В этом возрасте у ребенка появляются все звуки родного языка, речь
становится фонетически чистой, без искажений.
Очень важно не упустить возможности возраста и помочь
ребенку в формировании правильной речи. При этом одинаково значимы как умение
отчетливо выговаривать слова, так и тонко дифференцировать звуки родного языка
на слух. Эти умения ребенка понадобятся при обучении грамоте: часть слов русского
языка пишутся, исходя из фонетического принципа письма – «как слышим, так и
пишем».
Работа по развитию у ребенка фонематического слуха начинается в раннем возрасте и
продолжается в дошкольном. Основная задача проведения игр для развития
восприятия на слух речи у детей 1 – 3 лет – открыть для малышей особый мир
звуков человеческой речи, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о
чем-то важном, развить слуховое внимание. Вслушиваясь в слова, играя с ними,
ребенок формирует фонематический слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить
звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
Кто там? – Приготовьте игрушки – кошка, собака, птичка,
лошадка, корова, лягушка и др. – и спрячьте их за ширмой. Произнесите за ширмой
крик животного или птицы (звукоподражания: мяу, ав-ав, пи-пи, и-го-го, му,
ква-ква и др.) и попросите ребенка послушать и отгадать, кто там. Если малыш
угадал, покажите игрушку. Продолжайте игру с другими игрушками.
Найди картинку! – Подберите парные картинки из детского лото
с изображением различных игрушек и предметов. Разложите на столе перед ребенком
несколько картинок, а пары к ним держите в руке. Произнесите название одной из
картинок и предложите ребенку найти эту картинку среди лежащих на столе. Если
малыш слушал внимательно и правильно выбрал картинку, взрослый достает парную
картинку и прикладывает ее к той, что показал ребенок. Количество картинок в
игре можно постепенно увеличивать. В качестве усложнения задания, можно
называть одновременно по два-три слова-названия.
Съедобное – несъедобное – Перед началом игры уточните
представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» — покажите
малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать
то, что можно есть – это съедобное, и то, что нельзя есть – это несъедобное.
Такую подготовку удобно проводить дома на кухне – за столом во время обеда,
заглянув в холодильник и кухонные шкафы. Игра проводится на полу или за столом,
взрослый сидит напротив ребенка: Давай поиграем в мяч. Я буду катить тебе мяч и
говорить разные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное – то,
что можно кушать – лови мяч. Если я назвала несъедобное – то, что есть нельзя –
мяч трогать нельзя. Взрослый катит ребенку мяч со словами: пирожок, конфета,
кубик, суп, диван, картошка, книжка, яблоко, дерево, печенье, торт, котлета,
карандаш и т.д. Ребенок должен внимательно слушать слова. В начале лучше
проводить эту игру в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не
только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно означает, постепенно
темп игры можно ускорять.
Слушай и выполняй! – Встаньте на расстоянии 2-3 метров от
ребенка и предложите ему внимательно послушать и выполнить вашу инструкцию:
Сейчас я буду давать тебе команды, а ты внимательно слушай и выполняй! Походи
по комнате. Выгляни в окошко. Попрыгай. Садись на диван. Покружись. Похлопай в
ладоши.
Выполни задание! – Используя различные игрушки и предметы
потренируйтесь с малышом в правильном восприятии на слух словесной инструкции и
ее выполнении: Сейчас я буду давать тебе задания, а ты внимательно слушай и выполняй!
Посади куклу в машину. Построй башню из кубиков. Покатай куклу в машине. Возьми
бумагу и карандаш, нарисуй яблочко. Инструкции могут быть самыми разными,
степень сложность заданий можно гибко варьировать.
Будь внимательным! – Сначала предложите малышу просто
повторять за вами различные движения: Давай потопаем ножками – вот так! А
теперь похлопаем в ладоши! Топаем! Хлопаем! Топаем! Хлопаем! Затем предложите
новые правила игры: А теперь я стану тебя путать: буду называть одни движения,
а показывать другие движения. А ты слушай внимательно и выполняйте то, что я
говорю, а не то, что я показываю.
Правильно – неправильно? – Взрослый называет правильные и
неправильные фразы в рамках определенной тематики (например, кто летает, а кто
не летает, съедобное и несъедобное и т.п.), а ребенок слушает внимательно и
определяет правильность смысла: Я буду говорить «птица летит, самолет летит,
бабочка летит» и т.д. Ты внимательно слушай, что я говорю, потому что я могу
сказать неправильно. Если я скажу неправильно, например, «кошка летит» или
«книжка летит» – хлопни в ладоши. Если ребенок правильно заметил все ошибки,
можно наградить его призом.
Самая современная методика развития речи малышей 1-3 лет в книге "Помогите малышу заговорить!" Узнать подробнее о методике Купить книгу "Помогите малышу заговорить" в интернет-магазине book24
При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
|
|
МАГАЗИН Ищите книгу Елены Янушко, но её уже нет в продаже? Здесь выложены авторские экземпляры - последняя возможность купить нужное для обучения пособие!
|
НОВИНКА! Вышла в свет замечательная книга "10 навыков высокоэффективных детей. Осваиваем со Смешариками"! Помогает сформировать у ребёнка полезные навыки. Отличный подарок
|
|
|