ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Развитие понимания речи у ребенка 1-3 лет. Простые и эффективные игры для развития понимания речи

2016 - публикация на различных интернет-площадках

Развитие понимания ребенком раннего возраста обращенной речи требует специального внимания, тем более, если малыш еще не говорит сам. Родители развивают понимание малышом речи в ходе режимных моментов и бытовых ситуаций, создавая для него особую речевую среду. Также можно поиграть в специальные игры, используя при этом различные материалы и игрушки, а также специальные приемы. При этом важно именно понимание малышом слов и фраз, повторения от него не требуется. В играх на развитие понимания речи используется как предметный, так и глагольный словарь, а также уточняются значения слов-определений. Вот описание некоторых игр.

Румяные щёчки – взрослый просит малыша показать различные части тела или лица: Покажи, где у Маши щечки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т.д. Можно усложнить задание, называя ребенку не просто нужную часть тела, а ее назначение: Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? А чем Маша слушает? И т.д.

Посидим, полежим! – Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их: Где стол? Где стул – покажи! Где кроватка? А где диван? И т.д. Далее можно предлагать не просто названия предметов мебели, а указывать их назначение: Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? А где одежда лежит? И т.д. Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели: Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф – там лежит одежда. И т.д.

Встречаем гостей! – Чтобы научить малыша лучше ориентироваться в помещении (квартире), запомнить названия разных комнат и понять их назначение, предложите ему поиграть в гости: Вот к нам в гости пришла матрешка. Давай покажем матрешке нашу квартиру. Покажи, где кухня. А где гостиная? Покажи, где детская. Теперь отведи куклу в ванную комнату! Пойдем в прихожую? А где туалет? Матрешка спрашивает, где кладовка? Покажи! В следующий раз в ходе игры можно называть назначение помещений в квартире: Покажи, где ты одеваешься на прогулку? А где ты моешься? Где ты играешь?  А в какой комнате мама с папой спят? И т.д.

Прятки – Перед началом игры разложите игрушки (мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведерко и др.) в разных местах комнаты, чтобы они были хорошо видны – на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Обыграйте ситуацию: Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаешь, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давай поможем Маше найти игрушки. Найди и принеси мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А теперь найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. И т.д. В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек, или разные предметы (платок, книга, карандаш, ложка, яблоко и т.п.). Количество игрушек, картинок или предметов постепенно увеличивайте. Можно усложнить задание – попросить ребенка найти и принести две-три игрушки (картинки/предмета).

Где картинка? – Перед началом игры подготовьте предметные картинки с простыми изображениями, знакомыми ребенку. Разложите картинки на столе или на полу и предложите малышу поиграть: Посмотри, какие у нас красивые картинки. Они все разные. Давай поиграем в интересную игру. Я буду называть слово, а ты слушай внимательно и ищи нужную картинку. Цветочек. Правильно, вот цветочек. Следующее слово – птичка. Найди и покажи птичку! И т.д. Угаданные картинки можно переворачивать изображением вниз. Игра заканчивается, когда названы и найдены все картинки. В этой игре можно подбирать картинки по темам (игрушки, одежда и обувь, овощи и фрукты, мебель, посуда, растения и животные, транспорт и т.д.). Количество используемых в игре картинок можно постепенно увеличивать.

Отгадай загадку – покажи отгадку! – Разложите предметные картинки разного содержания на столе или на полу и сядьте напротив ребенка. Предложите внимательно послушать ваше описание, затем найти подходящую картинку и показать ее: Давай отгадывать загадки! Слушай внимательно и показывай нужную картинку. Чем едят суп (картинка – «ложка») – покажи! Теперь найди, что катится (картинка – «мячик»). Покажи, чем можно рисовать (картинка – «карандаш»). А что надевают на голову (картинка «шапка»)? Найди и покажи то, что можно кушать (картинки – «яблоко», «конфетка», «сыр»). И т.д. Если ребенок затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать более развернутое описание нужного предмета. Например: Она сладкая и завернута в фантик, ее любят все дети – что это? (конфета) Или: Она растет на грядке – красная, хрустящая, полезная. Что это? (морковка)

Выполняй команды! – Игра проводится на ковре. Встаньте напротив ребенка и предложите подвижную игру: Я буду давать разные команды, а ты выполняй! Слушай внимательно и не ошибайся! Начали! Иди. Стой. Подними руки вверх. Опусти руки. Садись. Встань. Прыгай. Беги. Похлопай. Потопай. Поставь руки на пояс. И т.д. В этой игре можно использовать простые, знакомые ребенку движения, постепенно можно добавлять новые движения и их сочетания (например, похлопать и потопать, поднять руки и присесть, поставить руки на пояс и побегать). Следите за выполнением детьми движений и исправляйте ошибки.

Много или мало? – В этой игре можно использовать игрушки небольших размеров – кубики, палочки, мячики и т.п. Лучше проводить игру на ковре. Разложите перед ребенком кубики – в одной кучке много кубиков, а в другой мало: Посмотри, вот кубики, и вот тоже кубики. Тут много кубиков, а тут мало кубиков. Покажи, где мало кубиков. А где много кубиков? А вот один кубик. Возьми один кубик. Эту игру полезно повторять, используя разные предметы.

Большой или маленький? – В этой игре мы учим ребенка соотносить слова «большой» и «маленький» с величиной предметов, можно сравнивать любые игрушки и предметы, а в дальнейшей работе использовать картинки. Покажите ребенку большой и маленький мячики: Посмотри, вот мячик, и вот тоже мячик. Мячики одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой! А этот мячик маленький. Покажи большой мячик. Теперь покажи маленький мячик. В этой игре полезно использовать параллельно с речью соответствующие жесты. Игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал, а в дальнейшем и картинки.

Мы описали несколько игр, направленных на развитие понимания речи, в которых используются разнообразные предметы и игрушки. Чтобы малыш лучше понимал обращенную речь и накапливал пассивный словарь, также следует следить за своей речью, которая должна быть простой, четкой и правильной, а также вдумчиво подбирать темы для занятий, книги и мультфильмы, содержание которых должно быть понятно и близко малышу и обогащать его представления об окружающем мире.




Самая современная методика развития речи малышей 1-3 лет в книге "Помогите малышу заговорить!" Узнать подробнее о методике

Купить книгу "Помогите малышу заговорить" в интернет-магазине book24

При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
Авторская методика Елены Янушко
Помогите малышу заговорить
Логопедическая практика
Творчество для детей
Учим ребёнка думать
Игротека
Развивающие занятия

НОВИНКА!!!
Полная методика раннего развития - расскажет, как развить речь малыша, научить его думать, рисовать и лепить, познакомит с миром вокруг. Методика разработана специально для развития малышей от 1 года до 3 лет!

АУДИОВЕРСИЯ книги "Помогите малышу заговорить"
Слушайте в Литрес, МТС_строки, Букмейт

Подписывайтесь!
Авторская методика Елены Янушко в соцсетях

4+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Вышли в свет ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий , альбом ПРАКТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ, сборник 100 УПРАЖНЕНИЙ. Готовится к изданию альбом с интерактивными заданиями ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Не пропустите!

ТЕСТ: развитие речи в 1-3 года
Признайтесь: сравниваете речь малыша со сверстниками - вдруг отстает? Предлагаю пройти простой тест, чтобы прояснить ситуацию и не тревожиться!

Серия ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В серию входят 6 книг: Учимся читать, Учимся писать, Учимся считать, Закладываем основы грамотности, Готовимся к школе, Развиваем межполушарное взаимодействие

УНИКАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ "Картинки с секретом" для развития - ваш малыш будет в восторге!

Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Логопедические альбомы по формированию звуков Р-Рь, Ш-Ж, Л-Ль, С-Сь уже в продаже. Не пропустите!

3+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 3 до 4 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, альбом ПРАКТИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА, альбом ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажёр

2+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 2 до 3 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ и ЛЕПКА, альбом с заданиями АППЛИКАЦИЯ и КОНСТРУИРОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

1+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 1 года до 2 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки ЛЕПКА, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ!
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ - книга-бестселлер


Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
Рекомендую
Занятия
Авторская методика Елены Янушко..
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов