Главная »» Публикации Развитие понимания речи у ребенка 1-3 лет. Простые и эффективные игры для развития понимания речи
2016 - публикация на различных интернет-площадках |
|
Развитие понимания ребенком раннего возраста обращенной речи
требует специального внимания, тем более, если малыш еще не говорит сам.
Родители развивают понимание малышом речи в ходе режимных моментов и бытовых
ситуаций, создавая для него особую речевую среду. Также можно поиграть в
специальные игры, используя при этом различные материалы и игрушки, а также
специальные приемы. При этом важно именно понимание малышом слов и фраз,
повторения от него не требуется. В играх на развитие понимания речи
используется как предметный, так и глагольный словарь, а также уточняются
значения слов-определений. Вот описание некоторых игр.
Румяные щёчки – взрослый просит малыша показать различные
части тела или лица: Покажи, где у Маши щечки? Покажи, где у Маши носик?
Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т.д. Можно усложнить
задание, называя ребенку не просто нужную часть тела, а ее назначение: Покажи,
чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? А чем Маша слушает? И т.д.
Посидим, полежим! – Взрослый вместе с ребенком рассматривает
предметы мебели в помещении и просит показать их: Где стол? Где стул – покажи!
Где кроватка? А где диван? И т.д. Далее можно предлагать не просто названия предметов
мебели, а указывать их назначение: Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем
будешь рисовать? На чем ты сидишь? А где одежда лежит? И т.д. Если ребенок
правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот
предмет мебели: Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф – там
лежит одежда. И т.д.
Встречаем гостей! – Чтобы научить малыша лучше
ориентироваться в помещении (квартире), запомнить названия разных комнат и
понять их назначение, предложите ему поиграть в гости: Вот к нам в гости пришла
матрешка. Давай покажем матрешке нашу квартиру. Покажи, где кухня. А где
гостиная? Покажи, где детская. Теперь отведи куклу в ванную комнату! Пойдем в
прихожую? А где туалет? Матрешка спрашивает, где кладовка? Покажи! В следующий
раз в ходе игры можно называть назначение помещений в квартире: Покажи, где ты
одеваешься на прогулку? А где ты моешься? Где ты играешь? А в какой комнате мама с папой спят? И т.д.
Прятки – Перед началом игры разложите игрушки (мишка,
зайчик, машинка, мячик, кукла, ведерко и др.) в разных местах комнаты, чтобы
они были хорошо видны – на стуле, под столом, на полке, на полу и в других
местах. Обыграйте ситуацию: Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаешь,
почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давай
поможем Маше найти игрушки. Найди и принеси мишку. Молодец, Ванечка, нашел
мишку! Смотри, как Маша радуется. А теперь найди, пожалуйста, мячик. Не можешь
найти? Посмотри внизу, на полу. И т.д. В этой игре можно использовать не только
различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек, или разные предметы
(платок, книга, карандаш, ложка, яблоко и т.п.). Количество игрушек, картинок
или предметов постепенно увеличивайте. Можно усложнить задание – попросить
ребенка найти и принести две-три игрушки (картинки/предмета).
Где картинка? – Перед началом игры подготовьте предметные
картинки с простыми изображениями, знакомыми ребенку. Разложите картинки на
столе или на полу и предложите малышу поиграть: Посмотри, какие у нас красивые
картинки. Они все разные. Давай поиграем в интересную игру. Я буду называть
слово, а ты слушай внимательно и ищи нужную картинку. Цветочек. Правильно, вот
цветочек. Следующее слово – птичка. Найди и покажи птичку! И т.д. Угаданные
картинки можно переворачивать изображением вниз. Игра заканчивается, когда
названы и найдены все картинки. В этой игре можно подбирать картинки по темам
(игрушки, одежда и обувь, овощи и фрукты, мебель, посуда, растения и животные,
транспорт и т.д.). Количество используемых в игре картинок можно постепенно
увеличивать.
Отгадай загадку – покажи отгадку! – Разложите предметные
картинки разного содержания на столе или на полу и сядьте напротив ребенка. Предложите
внимательно послушать ваше описание, затем найти подходящую картинку и показать
ее: Давай отгадывать загадки! Слушай внимательно и показывай нужную картинку.
Чем едят суп (картинка – «ложка») – покажи! Теперь найди, что катится (картинка
– «мячик»). Покажи, чем можно рисовать (картинка – «карандаш»). А что надевают
на голову (картинка «шапка»)? Найди и покажи то, что можно кушать (картинки –
«яблоко», «конфетка», «сыр»). И т.д. Если ребенок затрудняются в поиске нужной
картинки, можно дать более развернутое описание нужного предмета. Например: Она
сладкая и завернута в фантик, ее любят все дети – что это? (конфета) Или: Она
растет на грядке – красная, хрустящая, полезная. Что это? (морковка)
Выполняй команды! – Игра проводится на ковре. Встаньте напротив
ребенка и предложите подвижную игру: Я буду давать разные команды, а ты
выполняй! Слушай внимательно и не ошибайся! Начали! Иди. Стой. Подними руки
вверх. Опусти руки. Садись. Встань. Прыгай. Беги. Похлопай. Потопай. Поставь
руки на пояс. И т.д. В этой игре можно использовать простые, знакомые ребенку
движения, постепенно можно добавлять новые движения и их сочетания (например,
похлопать и потопать, поднять руки и присесть, поставить руки на пояс и
побегать). Следите за выполнением детьми движений и исправляйте ошибки.
Много или мало? – В этой игре можно использовать игрушки
небольших размеров – кубики, палочки, мячики и т.п. Лучше проводить игру на
ковре. Разложите перед ребенком кубики – в одной кучке много кубиков, а в
другой мало: Посмотри, вот кубики, и вот тоже кубики. Тут много кубиков, а тут
мало кубиков. Покажи, где мало кубиков. А где много кубиков? А вот один кубик.
Возьми один кубик. Эту игру полезно повторять, используя разные предметы.
Большой или маленький? – В этой игре мы учим ребенка
соотносить слова «большой» и «маленький» с величиной предметов, можно
сравнивать любые игрушки и предметы, а в дальнейшей работе использовать
картинки. Покажите ребенку большой и маленький мячики: Посмотри, вот мячик, и
вот тоже мячик. Мячики одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой! А
этот мячик маленький. Покажи большой мячик. Теперь покажи маленький мячик. В
этой игре полезно использовать параллельно с речью соответствующие жесты. Игру
полезно повторять, используя разнообразный предметный материал, а в дальнейшем
и картинки.
Мы описали несколько игр, направленных на развитие понимания
речи, в которых используются разнообразные предметы и игрушки. Чтобы малыш
лучше понимал обращенную речь и накапливал пассивный словарь, также следует
следить за своей речью, которая должна быть простой, четкой и правильной, а
также вдумчиво подбирать темы для занятий, книги и мультфильмы, содержание
которых должно быть понятно и близко малышу и обогащать его представления об
окружающем мире.
Самая современная методика развития речи малышей 1-3 лет в книге "Помогите малышу заговорить!" Узнать подробнее о методике Купить книгу "Помогите малышу заговорить" в интернет-магазине book24
При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
|
|
МАГАЗИН Ищите книгу Елены Янушко, но её уже нет в продаже? Здесь выложены авторские экземпляры - последняя возможность купить нужное для обучения пособие!
|
НОВИНКА! Вышла в свет замечательная книга "10 навыков высокоэффективных детей. Осваиваем со Смешариками"! Помогает сформировать у ребёнка полезные навыки. Отличный подарок
|
|
|