ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Развитие понимания речи у ребенка 1-3 лет. Простые и эффективные игры для развития понимания речи

2016 - публикация на различных интернет-площадках

Развитие понимания ребенком раннего возраста обращенной речи требует специального внимания, тем более, если малыш еще не говорит сам. Родители развивают понимание малышом речи в ходе режимных моментов и бытовых ситуаций, создавая для него особую речевую среду. Также можно поиграть в специальные игры, используя при этом различные материалы и игрушки, а также специальные приемы. При этом важно именно понимание малышом слов и фраз, повторения от него не требуется. В играх на развитие понимания речи используется как предметный, так и глагольный словарь, а также уточняются значения слов-определений. Вот описание некоторых игр.

Румяные щёчки – взрослый просит малыша показать различные части тела или лица: Покажи, где у Маши щечки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т.д. Можно усложнить задание, называя ребенку не просто нужную часть тела, а ее назначение: Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? А чем Маша слушает? И т.д.

Посидим, полежим! – Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их: Где стол? Где стул – покажи! Где кроватка? А где диван? И т.д. Далее можно предлагать не просто названия предметов мебели, а указывать их назначение: Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? А где одежда лежит? И т.д. Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели: Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф – там лежит одежда. И т.д.

Встречаем гостей! – Чтобы научить малыша лучше ориентироваться в помещении (квартире), запомнить названия разных комнат и понять их назначение, предложите ему поиграть в гости: Вот к нам в гости пришла матрешка. Давай покажем матрешке нашу квартиру. Покажи, где кухня. А где гостиная? Покажи, где детская. Теперь отведи куклу в ванную комнату! Пойдем в прихожую? А где туалет? Матрешка спрашивает, где кладовка? Покажи! В следующий раз в ходе игры можно называть назначение помещений в квартире: Покажи, где ты одеваешься на прогулку? А где ты моешься? Где ты играешь?  А в какой комнате мама с папой спят? И т.д.

Прятки – Перед началом игры разложите игрушки (мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведерко и др.) в разных местах комнаты, чтобы они были хорошо видны – на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Обыграйте ситуацию: Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаешь, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давай поможем Маше найти игрушки. Найди и принеси мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А теперь найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. И т.д. В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек, или разные предметы (платок, книга, карандаш, ложка, яблоко и т.п.). Количество игрушек, картинок или предметов постепенно увеличивайте. Можно усложнить задание – попросить ребенка найти и принести две-три игрушки (картинки/предмета).

Где картинка? – Перед началом игры подготовьте предметные картинки с простыми изображениями, знакомыми ребенку. Разложите картинки на столе или на полу и предложите малышу поиграть: Посмотри, какие у нас красивые картинки. Они все разные. Давай поиграем в интересную игру. Я буду называть слово, а ты слушай внимательно и ищи нужную картинку. Цветочек. Правильно, вот цветочек. Следующее слово – птичка. Найди и покажи птичку! И т.д. Угаданные картинки можно переворачивать изображением вниз. Игра заканчивается, когда названы и найдены все картинки. В этой игре можно подбирать картинки по темам (игрушки, одежда и обувь, овощи и фрукты, мебель, посуда, растения и животные, транспорт и т.д.). Количество используемых в игре картинок можно постепенно увеличивать.

Отгадай загадку – покажи отгадку! – Разложите предметные картинки разного содержания на столе или на полу и сядьте напротив ребенка. Предложите внимательно послушать ваше описание, затем найти подходящую картинку и показать ее: Давай отгадывать загадки! Слушай внимательно и показывай нужную картинку. Чем едят суп (картинка – «ложка») – покажи! Теперь найди, что катится (картинка – «мячик»). Покажи, чем можно рисовать (картинка – «карандаш»). А что надевают на голову (картинка «шапка»)? Найди и покажи то, что можно кушать (картинки – «яблоко», «конфетка», «сыр»). И т.д. Если ребенок затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать более развернутое описание нужного предмета. Например: Она сладкая и завернута в фантик, ее любят все дети – что это? (конфета) Или: Она растет на грядке – красная, хрустящая, полезная. Что это? (морковка)

Выполняй команды! – Игра проводится на ковре. Встаньте напротив ребенка и предложите подвижную игру: Я буду давать разные команды, а ты выполняй! Слушай внимательно и не ошибайся! Начали! Иди. Стой. Подними руки вверх. Опусти руки. Садись. Встань. Прыгай. Беги. Похлопай. Потопай. Поставь руки на пояс. И т.д. В этой игре можно использовать простые, знакомые ребенку движения, постепенно можно добавлять новые движения и их сочетания (например, похлопать и потопать, поднять руки и присесть, поставить руки на пояс и побегать). Следите за выполнением детьми движений и исправляйте ошибки.

Много или мало? – В этой игре можно использовать игрушки небольших размеров – кубики, палочки, мячики и т.п. Лучше проводить игру на ковре. Разложите перед ребенком кубики – в одной кучке много кубиков, а в другой мало: Посмотри, вот кубики, и вот тоже кубики. Тут много кубиков, а тут мало кубиков. Покажи, где мало кубиков. А где много кубиков? А вот один кубик. Возьми один кубик. Эту игру полезно повторять, используя разные предметы.

Большой или маленький? – В этой игре мы учим ребенка соотносить слова «большой» и «маленький» с величиной предметов, можно сравнивать любые игрушки и предметы, а в дальнейшей работе использовать картинки. Покажите ребенку большой и маленький мячики: Посмотри, вот мячик, и вот тоже мячик. Мячики одинаковые? Нет, мячики разные. Этот мячик большой! А этот мячик маленький. Покажи большой мячик. Теперь покажи маленький мячик. В этой игре полезно использовать параллельно с речью соответствующие жесты. Игру полезно повторять, используя разнообразный предметный материал, а в дальнейшем и картинки.

Мы описали несколько игр, направленных на развитие понимания речи, в которых используются разнообразные предметы и игрушки. Чтобы малыш лучше понимал обращенную речь и накапливал пассивный словарь, также следует следить за своей речью, которая должна быть простой, четкой и правильной, а также вдумчиво подбирать темы для занятий, книги и мультфильмы, содержание которых должно быть понятно и близко малышу и обогащать его представления об окружающем мире.




Самая современная методика развития речи малышей 1-3 лет в книге "Помогите малышу заговорить!" Узнать подробнее о методике

Купить книгу "Помогите малышу заговорить" в интернет-магазине book24

При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
Раннее развитие 1-3 года
Раннее развитие речи 1-3 года
Развитие связной речи 3-5 лет
Коррекция звукопроизношения 5-7 лет
Подготовка к школе 5-7 лет
Внимание, память, мышление 3-7 лет
Практикум по русскому языку 1-4 классы

МАГАЗИН
Ищите книгу Елены Янушко, но её уже нет в продаже? Здесь выложены авторские экземпляры - последняя возможность купить нужное для обучения пособие!

НОВИНКА!
Вышла в свет замечательная книга "10 навыков высокоэффективных детей. Осваиваем со Смешариками"! Помогает сформировать у ребёнка полезные навыки. Отличный подарок







Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
2024-2025
Занятия
Авторская методика Елены Янушко..
Помогите малышу заговорить
Первые занятия для малышей
Методика раннего развития
Логопедическая практика
Профилактика трудностей школьного обучения
Книги для младших школьников
Развивающее обучение
Развивающие занятия
Отзывы