Главная »» Публикации Развитие активной речи ребенка 1-3 лет. Речевое подражание
2016 - публикация на сайте rebenok-govorit.ru |
|
Наиважнейшая задача речевых занятий с малышом – вызвать подражательную
речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений. Добиться у неговорящего
ребенка первых попыток активной речи непросто, но возможно в специально
созданной игровой ситуации. В ходе интересных для ребенка
практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема,
и такой положительный настрой предоставляет уникальную возможность побуждать
малыша к повторению речи. Организация игр для развития подражания является
оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе развития речи
маленького ребенка.
В предложенных ниже играх подражание ребенком речи взрослого
выступает на первое место. Для этого взрослый многократно повторяет
определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке
речи, и побуждает ребенка повторить эти слова за ним. При этом принимаются и
поощряются ответы малыша в любом виде, взрослый же дает только образец правильной
речи.
Подражание речи взрослого также проходит несколько этапов. В
зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему
повторение: 1) отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре; 2) аморфных
слов (му, ав-ав, мяу, бом-бом, ду-ду, динь-дин, би-би, ту-ту и др.); 3) слов –
сначала простых (на, дай, ляля, миша, киса и др.), затем более сложных (в
основном двух-, трехсложные слова); 4)
коротких фраз – это этап объединения в одном предложении нескольких слов (Где
мама? Там мяч. Это ложка. Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша
хорошая девочка). Игры, направленные на развитие у малыша речевого подражания,
представлены ниже именно в этой последовательности: звуки – аморфные слова –
слова – фразы. Звуки, слова и фразы, предлагаемые для повторения, выделены
заглавными буквами.
Самолётики
Предложите малышу поиграть в самолетики: попросите послушать
стихотворение про самолётик и «полетать» по комнате – побегать, расставив
прямые руки в стороны.
По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолёт
Прямо вперёд!
Полетели в небе самолеты, загудели: У-У-У!
Машинки
Предложите малышу поиграть в машинки: дайте послушать
стихотворение про машину и «покататься на машине» – походить или побегать по
комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной (крутим руль), и
«посигналить».
Би-би-би – гудит машина:
Не поеду без бензина!
Поехали машинки: Ж-Ж-Ж! Сигналит машинка: БИ-БИ! Освободите
дорогу!
Поиграем на дудочке
Предложите ребенку «поиграть» на дудочке: сначала покажите
настоящую дудочку, поиграйте на ней, затем изобразите игру на дудочке с помощью
движений рук и озвучьте ее: Давай поиграем на дудочке! Как дудочка дудит?
ДУ-ДУ-ДУ! Повторяй за мной!
Поиграем на балалайке
Предложите ребенку «поиграть» на балалайке: сначала покажите
настоящую балалайку и поиграйте на ней (или картинку с ее изображением), затем
изобразите игру на балалайке с помощью движений и озвучьте ее: А теперь давай
поиграем на балалайке – вот так: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
Гости
Заранее приготовьте следующие игрушки (мягкие или
резиновые): курочка, собачка, кошка, коровка, гусь, утка, лошадка и др.
Постройте вместе с малышом домик из конструктора и предложите поиграть в игру
«Гости»: Вот какой у нас домик получился замечательный – большой и красивый!
Кто к нам сегодня в гости пришёл? ТУК-ТУК! Кто там? (игрушка не видна) АВ-АВ!
Кто же это, догадались? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости.
Давайте поговорим с собачкой на ее собачьем языке: АВ-АВ! ТУК-ТУК! Кто-то ещё
пожаловал к нам в гости…Можно варьировать количество и состав персонажей игры в
зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии: КУРИЦА – КО-КО-КО,
КОШКА – МЯУ, КОРОВА – МУ, ГУСЬ – ГА-ГА-ГА, УТКА – КРЯ-КРЯ, ЛОШАДКА – И-ГО-ГО, ОСЛИК – ИА, КОЗЛИК – МЕ, БАРАШЕК – БЕ, ГОЛУБЬ
– ГУЛИ-ГУЛИ, ВОРОНА – КАР, МЫШКА – ПИ-ПИ. В дальнейшем в этой игре можно
повторять и простые фразы: КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.
На! Дай!
Покажите малышу игру с зайчиком. Сначала протяните зайчику
маленький мячик со словами: НА, зайка, МЯЧИК! На! Затем попросите у зайки
мячик, сопровождая слова характерным жестом и словами: Зайка ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!
Затем предложите ребенку дать зайке мячик, а затем попросить мячик обратно.
Игру можно продолжать в разных ситуациях (игровых и бытовых) с самыми разными
предметами. Побуждайте малыша повторять за вами не только слова, но и фразы: НА
МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т.д.
Мы описали лишь некоторые из возможных вариантов речевых
подражательных игр. Вы можете придумать свои интересные сюжеты и новые варианты
игр, используя слова и фразы, понятные ребенку раннего возраста.
Самая современная методика развития речи малышей 1-3 лет в книге "Помогите малышу заговорить!"
Купить книгу "Помогите малышу заговорить" в интернет-магазине book24
|
|
МАГАЗИН Ищите книгу Елены Янушко, но её уже нет в продаже? Здесь выложены авторские экземпляры - последняя возможность купить нужное для обучения пособие!
|
НОВИНКА! Вышла в свет замечательная книга "10 навыков высокоэффективных детей. Осваиваем со Смешариками"! Помогает сформировать у ребёнка полезные навыки. Отличный подарок
|
|
|