ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Развитие активной речи ребенка 1-3 лет. Речевое подражание

2016 - публикация на сайте rebenok-govorit.ru

Наиважнейшая задача речевых занятий с малышом – вызвать подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений. Добиться у неговорящего ребенка первых попыток активной речи непросто, но возможно в специально созданной игровой ситуации.

В ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема, и такой положительный настрой предоставляет уникальную возможность побуждать малыша к повторению речи. Организация игр для развития подражания является оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе развития речи маленького ребенка.

В предложенных ниже играх подражание ребенком речи взрослого выступает на первое место. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает ребенка повторить эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы малыша в любом виде, взрослый же дает только образец правильной речи.

Подражание речи взрослого также проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение: 1) отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре; 2) аморфных слов (му, ав-ав, мяу, бом-бом, ду-ду, динь-дин, би-би, ту-ту и др.); 3) слов – сначала простых (на, дай, ляля, миша, киса и др.), затем более сложных (в основном  двух-, трехсложные слова); 4) коротких фраз – это этап объединения в одном предложении нескольких слов (Где мама? Там мяч. Это ложка. Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка). Игры, направленные на развитие у малыша речевого подражания, представлены ниже именно в этой последовательности: звуки – аморфные слова – слова – фразы. Звуки, слова и фразы, предлагаемые для повторения, выделены заглавными буквами.


Самолётики

Предложите малышу поиграть в самолетики: попросите послушать стихотворение про самолётик и «полетать» по комнате – побегать, расставив прямые руки в стороны.

По земле разбежался,

В небо поднялся!

Летит самолёт

Прямо вперёд!

Полетели в небе самолеты, загудели: У-У-У!

 

Машинки

Предложите малышу поиграть в машинки: дайте послушать стихотворение про машину и «покататься на машине» – походить или побегать по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной (крутим руль), и «посигналить».

Би-би-би – гудит машина:

Не поеду без бензина!

Поехали машинки: Ж-Ж-Ж! Сигналит машинка: БИ-БИ! Освободите дорогу!

Поиграем на дудочке

Предложите ребенку «поиграть» на дудочке: сначала покажите настоящую дудочку, поиграйте на ней, затем изобразите игру на дудочке с помощью движений рук и озвучьте ее: Давай поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяй за мной!

 

Поиграем на балалайке

Предложите ребенку «поиграть» на балалайке: сначала покажите настоящую балалайку и поиграйте на ней (или картинку с ее изображением), затем изобразите игру на балалайке с помощью движений и озвучьте ее: А теперь давай поиграем на балалайке – вот так: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!

 

Гости

Заранее приготовьте следующие игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, коровка, гусь, утка, лошадка и др. Постройте вместе с малышом домик из конструктора и предложите поиграть в игру «Гости»: Вот какой у нас домик получился замечательный – большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? ТУК-ТУК! Кто там? (игрушка не видна) АВ-АВ! Кто же это, догадались? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости. Давайте поговорим с собачкой на ее собачьем языке: АВ-АВ! ТУК-ТУК! Кто-то ещё пожаловал к нам в гости…Можно варьировать количество и состав персонажей игры в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии: КУРИЦА – КО-КО-КО, КОШКА – МЯУ, КОРОВА – МУ, ГУСЬ – ГА-ГА-ГА, УТКА – КРЯ-КРЯ, ЛОШАДКА – И-ГО-ГО,  ОСЛИК – ИА, КОЗЛИК – МЕ, БАРАШЕК – БЕ, ГОЛУБЬ – ГУЛИ-ГУЛИ, ВОРОНА – КАР, МЫШКА – ПИ-ПИ. В дальнейшем в этой игре можно повторять и простые фразы: КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.

 

На! Дай!

Покажите малышу игру с зайчиком. Сначала протяните зайчику маленький мячик со словами: НА, зайка, МЯЧИК! На! Затем попросите у зайки мячик, сопровождая слова характерным жестом и словами: Зайка ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ! Затем предложите ребенку дать зайке мячик, а затем попросить мячик обратно. Игру можно продолжать в разных ситуациях (игровых и бытовых) с самыми разными предметами. Побуждайте малыша повторять за вами не только слова, но и фразы: НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т.д.

 

Мы описали лишь некоторые из возможных вариантов речевых подражательных игр. Вы можете придумать свои интересные сюжеты и новые варианты игр, используя слова и фразы, понятные ребенку раннего возраста.



Самая современная методика развития речи малышей 1-3 лет в книге "Помогите малышу заговорить!" 


Купить книгу "Помогите малышу заговорить" в интернет-магазине book24

Раннее развитие 1-3 года
Раннее развитие речи 1-3 года
Развитие связной речи 3-5 лет
Коррекция звукопроизношения 5-7 лет
Подготовка к школе 5-7 лет
Внимание, память, мышление 3-7 лет
Практикум по русскому языку 1-4 классы

МАГАЗИН
Ищите книгу Елены Янушко, но её уже нет в продаже? Здесь выложены авторские экземпляры - последняя возможность купить нужное для обучения пособие!

НОВИНКА!
Вышла в свет замечательная книга "10 навыков высокоэффективных детей. Осваиваем со Смешариками"! Помогает сформировать у ребёнка полезные навыки. Отличный подарок







Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
2024-2025
Занятия
Авторская методика Елены Янушко..
Помогите малышу заговорить
Первые занятия для малышей
Методика раннего развития
Логопедическая практика
Профилактика трудностей школьного обучения
Книги для младших школьников
Развивающее обучение
Развивающие занятия
Отзывы