ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Развитие активной речи ребенка 1-3 лет. Совместное рисование как средство развития речи

2016 - публикация на сайте rebenok-govorit.ru

Совместное рисование – особый игровой метод обучения, при котором рисование взрослого и ребенка сопровождается рассказом. В ходе совместного рисования взрослый рисует предметный или сюжетный рисунок (художественный уровень рисунка не играет значения, главное, чтобы изображение было узнаваемым), близкий опыту ребенка, его интересам, эмоционально комментируя происходящее. А ребенок активно участвует в создании рисунка – раскрашивает отдельные части изображения, “подсказывает” развитие сюжета, дополняет рисунок разнообразными деталями, “заказывает” новую картинку.

Использование совместного рисования в занятиях с малышами помогает развивать речь ребенка, расширяет представления об окружающем мире, дарит много впечатлений и положительных эмоций. Если подобрать значимую для ребенка тему рисунка, он быстро включается в занятие и проявляет активность. Малыша завораживает волшебство, происходящее на листе бумаги. Используя такой интерес, взрослый побуждает ребенка к активному участию в процессе рисования: делает паузы, советуется с ним, “забывает” дорисовать важную деталь, как бы предлагая ребенку завершить рисунок.

Метод совместного рисования дает богатые возможность развития речи – как активной, так и пассивной. Взрослый обозначает словом все, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет уточнить значения слов, которые ребенок уже знает, а также знакомит ребенка с новыми словами и значениями, обогащая его пассивный словарь. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка “поговорить”, а также специально создавать ситуации, в которых ему захочется воспользоваться активной речью – например, делать паузы в речи, задавать вопросы.

Совместное рисование взрослого с ребенком можно разбить на два основных этапа: первый этап – предметный рисунок (игрушки, фрукты и овощи, животные), второй этап – сюжетный рисунок, в котором разворачиваются самые разнообразные ситуации из мира людей, в первую очередь из жизни самого ребенка и его семьи. Оба этапа одинаково требуют положительной эмоциональной окраски как самого процесса рисования, так и речевого сопровождения к нему. Темы и сюжеты для совместного рисования можно выбирать произвольно, рисовать то, что нравится и ребенку и взрослому.

Чтобы поддержать интерес малыша к этому виду деятельности и дополнительно стимулировать его речь, можно разнообразить занятия, вводить в них новые элементы: использовать в рисовании различные материалы (карандаши, фломастеры, мелки, краски, различные виды бумаги и картона), вводить в изображение новые детали, варьировать рисунок по размеру, форме, цвету и положению в пространстве. Почаще приглашайте ребенка в “соавторы”, используя как прямое приглашение – «Давай вместе рисовать!», так и специальные приемы: время от времени останавливайте рисование и предлагайте ребенку продолжить рисунок; «забывайте» дорисовать в изображении важную деталь.

Приведем несколько примеров создания предметных и сюжетных рисунков на занятиях по совместному рисованию взрослого и ребенка.

 

Предметные рисунки

Конфетки – карандашом нейтрального цвета взрослый рисует на листе бумаги большой прямоугольник. Затем рисует внутри прямоугольника небольшие кружочки разного цвета (можно предложить малышу закрасить контурные изображения) – это конфетки. Комментарий: “Ой, какие конфетки в коробочке! Это желтая конфетка, наверное, лимонная. А вот зеленая конфетка – интересно, какой у нее вкус? Наверное, яблочный. Нарисуй клубничную конфетку. Какого она цвета? Красная. А еще какую конфету хочешь нарисовать? Апельсиновую?”

 

Яблоня –  карандашами рисуем дерево (коричневый ствол и зеленую крону), затем на изображении кроны рисуем круги яблок. Комментарий: «Это ствол, а это зеленые листья. Что у нас получилось? Дерево. Давай превратим это простое дерево в яблоню. Для этого нарисуем на ветках спелые яблочки. Какие яблоки по форме? Круглые. А какого цвета будут наши яблоки? Давай, яблоки будут красные. Я нарисовала маленькое яблочко. Теперь ты нарисуй рядом большое яблоко. А вот это яблоко созрело и упало с ветки на землю».

 

Зайка –  в центре листа рисуем серым фломастером овал, над ним кружок поменьше, затем передаем фломастер ребенку и просим его дорисовать недостающие детали рисунка. Комментарий: «Это туловище, а это голова. Давай дорисуем так, чтобы получился настоящий зайка. Что это ты нарисовал? Лапки. А это? Длинные уши. Вот глаза, нос и рот. Нарисуй зайчику усики. Теперь покорми зайку. Что ты нарисуешь для него? Ах, это морковка!»

 

Сюжетные рисунки

Магазин – взрослый рисует на листе бумаги полки и стеллажи, холодильник, прилавок магазина, за которым стоит продавец, затем предлагает малышу наполнить полки магазина разными продуктами (ребенок предлагает, что нужно нарисовать, некоторые простые рисунки изображает сам, например, некоторые овощи и фрукты). Комментарий: «Помнишь, как мы с тобой ходили в магазин? Давай нарисуем магазин. Вот полки для продуктов. А это холодильник. Кто стоит за прилавком? Тетя-продавец. Что продается в нашем магазине. Нарисуй на полках овощи – капусту, картошку и морковку. А что хранится в холодильнике? Давай нарисуем колбаску, сыр и яйца. Сейчас в магазине пусто. Давай нарисуем покупателей! Вот у этой старушки большая сумка для продуктов». И т.д.

 

Зоопарк – изобразите на листе бумаги  различных диких зверей – слона, жирафа, льва, обезьяну и других. Во время рисования повторяйте названия животных, уточняйте и обсуждайте с ребенком их внешний вид и повадки. Затем предложите малышу «запереть хищников в клетку» — покажите, как можно нарисовать вокруг картинки решетку или клетку. Можно «накормить и напоить» зверей – дорисовать изображения еды и воды.

 

Примечание: 

Предметный рисунок – изображение отдельных объектов, например, яблоко, дерево, дом, зайчик. 

Сюжетный рисунок – изображение целостной композиции, в которой отдельные объекты объединены общим сюжетом, ситуацией, например «Мальчик гуляет в парке», «Маша ест кашу», «День рождения Саши», «Осень».



Самая современная методика развития речи малышей 1-3 лет в книге "Помогите малышу заговорить!" 

Купить книгу "Помогите малышу заговорить" в интернет-магазине book24

При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
Авторская методика Елены Янушко
Помогите малышу заговорить
Логопедическая практика
Творчество для детей
Учим ребёнка думать
Игротека
Развивающие занятия

Анонс новых книг!
Осенью ожидается выход серии из трёх книг - это эффективные, проверенные временем методики развивающих занятий с детьми 1-3 лет по основным направлениям развития.

Подписывайтесь!
Подписывайтесь на мои новые каналы - Telegram, RuTube! Не потеряемся!

4+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Вышли в свет ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий , альбом ПРАКТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ, сборник 100 УПРАЖНЕНИЙ. Готовится к изданию альбом с интерактивными заданиями ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Не пропустите!

ТЕСТ: развитие речи в 1-3 года
Признайтесь: сравниваете речь малыша со сверстниками - вдруг отстает? Предлагаю пройти простой тест, чтобы прояснить ситуацию и не тревожиться!

Серия ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В серию входят 6 книг: Учимся читать, Учимся писать, Учимся считать, Закладываем основы грамотности, Готовимся к школе, Развиваем межполушарное взаимодействие

УНИКАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ "Картинки с секретом" для развития - ваш малыш будет в восторге!

Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Логопедические альбомы по формированию звуков Р-Рь, Ш-Ж, Л-Ль, С-Сь уже в продаже. Не пропустите!

3+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 3 до 4 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, альбом ПРАКТИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА, альбом ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажёр

2+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 2 до 3 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ и ЛЕПКА, альбом с заданиями АППЛИКАЦИЯ и КОНСТРУИРОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

1+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 1 года до 2 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки ЛЕПКА, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ!
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ - книга-бестселлер


Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
Рекомендую
Занятия
Авторская методика Елены Янушко..
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов