ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Развитие активной речи ребенка 1-3 лет. Совместное рисование как средство развития речи

Совместное рисование – особый игровой метод обучения, при котором рисование взрослого и ребенка сопровождается рассказом. Использование совместного рисования в занятиях с малышами помогает развивать речь ребенка, расширяет представления об окружающем мире, дарит много впечатлений и положительных эмоций.

Совместное рисование – особый игровой метод обучения, при котором рисование взрослого и ребенка сопровождается рассказом. В ходе совместного рисования взрослый рисует предметный или сюжетный рисунок (художественный уровень рисунка не играет значения, главное, чтобы изображение было узнаваемым), близкий опыту ребенка, его интересам, эмоционально комментируя происходящее. А ребенок активно участвует в создании рисунка – раскрашивает отдельные части изображения, “подсказывает” развитие сюжета, дополняет рисунок разнообразными деталями, “заказывает” новую картинку.

 

Использование совместного рисования в занятиях с малышами помогает развивать речь ребенка, расширяет представления об окружающем мире, дарит много впечатлений и положительных эмоций. Если подобрать значимую для ребенка тему рисунка, он быстро включается в занятие и проявляет активность. Малыша завораживает волшебство, происходящее на листе бумаги. Используя такой интерес, взрослый побуждает ребенка к активному участию в процессе рисования: делает паузы, советуется с ним, “забывает” дорисовать важную деталь, как бы предлагая ребенку завершить рисунок.

 

Метод совместного рисования дает богатые возможность развития речи – как активной, так и пассивной. Взрослый обозначает словом все, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет уточнить значения слов, которые ребенок уже знает, а также знакомит ребенка с новыми словами и значениями, обогащая его пассивный словарь. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка “поговорить”, а также специально создавать ситуации, в которых ему захочется воспользоваться активной речью – например, делать паузы в речи, задавать вопросы.

 

Совместное рисование взрослого с ребенком можно разбить на два основных этапа: первый этап – предметный рисунок (игрушки, фрукты и овощи, животные), второй этап – сюжетный рисунок, в котором разворачиваются самые разнообразные ситуации из мира людей, в первую очередь из жизни самого ребенка и его семьи. Оба этапа одинаково требуют положительной эмоциональной окраски как самого процесса рисования, так и речевого сопровождения к нему. Темы и сюжеты для совместного рисования можно выбирать произвольно, рисовать то, что нравится и ребенку и взрослому.

 

Чтобы поддержать интерес малыша к этому виду деятельности и дополнительно стимулировать его речь, можно разнообразить занятия, вводить в них новые элементы: использовать в рисовании различные материалы (карандаши, фломастеры, мелки, краски, различные виды бумаги и картона), вводить в изображение новые детали, варьировать рисунок по размеру, форме, цвету и положению в пространстве. Почаще приглашайте ребенка в “соавторы”, используя как прямое приглашение – «Давай вместе рисовать!», так и специальные приемы: время от времени останавливайте рисование и предлагайте ребенку продолжить рисунок; «забывайте» дорисовать в изображении важную деталь.

 

Приведем несколько примеров создания предметных и сюжетных рисунков на занятиях по совместному рисованию взрослого и ребенка.

 

Предметные рисунки

Конфетки – карандашом нейтрального цвета взрослый рисует на листе бумаги большой прямоугольник. Затем рисует внутри прямоугольника небольшие кружочки разного цвета (можно предложить малышу закрасить контурные изображения) – это конфетки. Комментарий: “Ой, какие конфетки в коробочке! Это желтая конфетка, наверное, лимонная. А вот зеленая конфетка – интересно, какой у нее вкус? Наверное, яблочный. Нарисуй клубничную конфетку. Какого она цвета? Красная. А еще какую конфету хочешь нарисовать? Апельсиновую?”

 

Яблоня –  карандашами рисуем дерево (коричневый ствол и зеленую крону), затем на изображении кроны рисуем круги яблок. Комментарий: «Это ствол, а это зеленые листья. Что у нас получилось? Дерево. Давай превратим это простое дерево в яблоню. Для этого нарисуем на ветках спелые яблочки. Какие яблоки по форме? Круглые. А какого цвета будут наши яблоки? Давай, яблоки будут красные. Я нарисовала маленькое яблочко. Теперь ты нарисуй рядом большое яблоко. А вот это яблоко созрело и упало с ветки на землю».

 

Зайка –  в центре листа рисуем серым фломастером овал, над ним кружок поменьше, затем передаем фломастер ребенку и просим его дорисовать недостающие детали рисунка. Комментарий: «Это туловище, а это голова. Давай дорисуем так, чтобы получился настоящий зайка. Что это ты нарисовал? Лапки. А это? Длинные уши. Вот глаза, нос и рот. Нарисуй зайчику усики. Теперь покорми зайку. Что ты нарисуешь для него? Ах, это морковка!»

 

Сюжетные рисунки

Магазин – взрослый рисует на листе бумаги полки и стеллажи, холодильник, прилавок магазина, за которым стоит продавец, затем предлагает малышу наполнить полки магазина разными продуктами (ребенок предлагает, что нужно нарисовать, некоторые простые рисунки изображает сам, например, некоторые овощи и фрукты). Комментарий: «Помнишь, как мы с тобой ходили в магазин? Давай нарисуем магазин. Вот полки для продуктов. А это холодильник. Кто стоит за прилавком? Тетя-продавец. Что продается в нашем магазине. Нарисуй на полках овощи – капусту, картошку и морковку. А что хранится в холодильнике? Давай нарисуем колбаску, сыр и яйца. Сейчас в магазине пусто. Давай нарисуем покупателей! Вот у этой старушки большая сумка для продуктов». И т.д.

 

Зоопарк – изобразите на листе бумаги  различных диких зверей – слона, жирафа, льва, обезьяну и других. Во время рисования повторяйте названия животных, уточняйте и обсуждайте с ребенком их внешний вид и повадки. Затем предложите малышу «запереть хищников в клетку» — покажите, как можно нарисовать вокруг картинки решетку или клетку. Можно «накормить и напоить» зверей – дорисовать изображения еды и воды.

 

Примечание: 

Предметный рисунок – изображение отдельных объектов, например, яблоко, дерево, дом, зайчик. 

Сюжетный рисунок – изображение целостной композиции, в которой отдельные объекты объединены общим сюжетом, ситуацией, например «Мальчик гуляет в парке», «Маша ест кашу», «День рождения Саши», «Осень».



Самая современная методика развития речи малышей 1-3 лет в книге "Помогите малышу заговорить!" Узнать подробнее о методике

Купить книгу "Помогите малышу заговорить" в интернет-магазине book24

При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
Авторская методика Елены Янушко
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов

ДЕТСКИЙ НАВИГАТОР ЛАБИРИНТА
Апрель 2017: РАСТИ С УМОМ! Елена Янушко рассказывает о своей методике раннего развития

АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА ЕЛЕНЫ ЯНУШКО
NEW! Серия "Новый ребенок" 1+ в новом формате - полный годовой курс и наборы многоразовых карточек - выходит под новым названием "Авторская методика Елены Янушко". Уже в продаже! Не пропустите!

РАСПРОДАЖА
Уникальные книги для малышей, комплекты по игровому обучению чтению, и другие эксклюзивные книги из авторского архива

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ!
Самая новая редакция книги-бестселлера "Помогите малышу заговорить!" - авторская методика раннего развития речи (от 1 до 3 лет)


Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
Рекомендую
Занятия
Авторская методика Елены Янушко
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов