Главная »» Публикации Развитие активной речи ребенка 1-3 лет. Совместное рисование как средство развития речи
2016 - публикация на сайте rebenok-govorit.ru
|
|
Совместное рисование – особый игровой метод обучения, при
котором рисование взрослого и ребенка сопровождается рассказом. В ходе
совместного рисования взрослый рисует предметный или сюжетный рисунок (художественный уровень рисунка не играет значения, главное, чтобы изображение
было узнаваемым), близкий опыту ребенка, его интересам, эмоционально
комментируя происходящее. А ребенок активно участвует в создании рисунка – раскрашивает
отдельные части изображения, “подсказывает” развитие сюжета, дополняет рисунок
разнообразными деталями, “заказывает” новую картинку.
Использование совместного рисования в занятиях с малышами
помогает развивать речь ребенка, расширяет представления об окружающем мире,
дарит много впечатлений и положительных эмоций. Если подобрать значимую для
ребенка тему рисунка, он быстро включается в занятие и проявляет активность.
Малыша завораживает волшебство, происходящее на листе бумаги. Используя такой
интерес, взрослый побуждает ребенка к активному участию в процессе рисования:
делает паузы, советуется с ним, “забывает” дорисовать важную деталь, как бы
предлагая ребенку завершить рисунок.
Метод совместного рисования дает богатые возможность развития
речи – как активной, так и пассивной. Взрослый обозначает словом все, что
происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет уточнить значения слов,
которые ребенок уже знает, а также знакомит ребенка с новыми словами и
значениями, обогащая его пассивный словарь. Необходимо поддерживать любую
попытку ребенка “поговорить”, а также специально создавать ситуации, в которых
ему захочется воспользоваться активной речью – например, делать паузы в речи,
задавать вопросы.
Совместное рисование взрослого с ребенком можно разбить на
два основных этапа: первый этап – предметный рисунок (игрушки, фрукты и овощи,
животные), второй этап – сюжетный рисунок, в котором разворачиваются самые
разнообразные ситуации из мира людей, в первую очередь из жизни самого ребенка
и его семьи. Оба этапа одинаково требуют положительной эмоциональной окраски
как самого процесса рисования, так и речевого сопровождения к нему. Темы и
сюжеты для совместного рисования можно выбирать произвольно, рисовать то, что
нравится и ребенку и взрослому.
Чтобы поддержать интерес малыша к этому виду деятельности и
дополнительно стимулировать его речь, можно разнообразить занятия, вводить в
них новые элементы: использовать в рисовании различные материалы (карандаши,
фломастеры, мелки, краски, различные виды бумаги и картона), вводить в
изображение новые детали, варьировать рисунок по размеру, форме, цвету и
положению в пространстве. Почаще приглашайте ребенка в “соавторы”, используя
как прямое приглашение – «Давай вместе рисовать!», так и специальные приемы:
время от времени останавливайте рисование и предлагайте ребенку продолжить
рисунок; «забывайте» дорисовать в изображении важную деталь.
Приведем несколько примеров создания предметных и сюжетных
рисунков на занятиях по совместному рисованию взрослого и ребенка.
Предметные рисунки
Конфетки – карандашом нейтрального цвета взрослый рисует на
листе бумаги большой прямоугольник. Затем рисует внутри прямоугольника
небольшие кружочки разного цвета (можно предложить малышу закрасить контурные
изображения) – это конфетки. Комментарий: “Ой, какие конфетки в коробочке! Это
желтая конфетка, наверное, лимонная. А вот зеленая конфетка – интересно, какой
у нее вкус? Наверное, яблочный. Нарисуй клубничную конфетку. Какого она цвета?
Красная. А еще какую конфету хочешь нарисовать? Апельсиновую?”
Яблоня – карандашами
рисуем дерево (коричневый ствол и зеленую крону), затем на изображении кроны
рисуем круги яблок. Комментарий: «Это ствол, а это зеленые листья. Что у нас
получилось? Дерево. Давай превратим это простое дерево в яблоню. Для этого
нарисуем на ветках спелые яблочки. Какие яблоки по форме? Круглые. А какого
цвета будут наши яблоки? Давай, яблоки будут красные. Я нарисовала маленькое
яблочко. Теперь ты нарисуй рядом большое яблоко. А вот это яблоко созрело и
упало с ветки на землю».
Зайка – в центре
листа рисуем серым фломастером овал, над ним кружок поменьше, затем передаем фломастер
ребенку и просим его дорисовать недостающие детали рисунка. Комментарий: «Это
туловище, а это голова. Давай дорисуем так, чтобы получился настоящий зайка.
Что это ты нарисовал? Лапки. А это? Длинные уши. Вот глаза, нос и рот. Нарисуй
зайчику усики. Теперь покорми зайку. Что ты нарисуешь для него? Ах, это
морковка!»
Сюжетные рисунки
Магазин – взрослый рисует на листе бумаги полки и стеллажи,
холодильник, прилавок магазина, за которым стоит продавец, затем предлагает
малышу наполнить полки магазина разными продуктами (ребенок предлагает, что
нужно нарисовать, некоторые простые рисунки изображает сам, например, некоторые
овощи и фрукты). Комментарий: «Помнишь, как мы с тобой ходили в магазин? Давай
нарисуем магазин. Вот полки для продуктов. А это холодильник. Кто стоит за
прилавком? Тетя-продавец. Что продается в нашем магазине. Нарисуй на полках
овощи – капусту, картошку и морковку. А что хранится в холодильнике? Давай
нарисуем колбаску, сыр и яйца. Сейчас в магазине пусто. Давай нарисуем покупателей!
Вот у этой старушки большая сумка для продуктов». И т.д.
Зоопарк – изобразите на листе бумаги различных диких зверей – слона, жирафа, льва,
обезьяну и других. Во время рисования повторяйте названия животных, уточняйте и
обсуждайте с ребенком их внешний вид и повадки. Затем предложите малышу
«запереть хищников в клетку» — покажите, как можно нарисовать вокруг картинки
решетку или клетку. Можно «накормить и напоить» зверей – дорисовать изображения
еды и воды.
Примечание: Предметный рисунок – изображение отдельных объектов, например, яблоко, дерево,
дом, зайчик. Сюжетный рисунок – изображение целостной композиции, в которой
отдельные объекты объединены общим сюжетом, ситуацией, например «Мальчик гуляет
в парке», «Маша ест кашу», «День рождения Саши», «Осень».
Самая современная методика развития речи малышей 1-3 лет в книге "Помогите малышу заговорить!" Купить книгу "Помогите малышу заговорить" в интернет-магазине book24
При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
|
|
МАГАЗИН Ищите книгу Елены Янушко, но её уже нет в продаже? Здесь выложены авторские экземпляры - последняя возможность купить нужное для обучения пособие!
|
НОВИНКА! Вышла в свет замечательная книга "10 навыков высокоэффективных детей. Осваиваем со Смешариками"! Помогает сформировать у ребёнка полезные навыки. Отличный подарок
|
|
|