ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Мои книги »»  АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА Елены Янушко »» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Статья СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ детей 1-3 лет

Теория и практика
Источник: Журнал "Современное дошкольное образование. Теория и практика" №3 2012 (часть 1), №4 2012 (часть 2)
Автор: Елена Янушко  


С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. В этой статье мы поговорим о том, как можно наилучшим образом познакомить детей раннего возраста (1-3 года) с такими значимыми признаками предметов, как цвет, форма, величина и количество. 

Что такое сенсорное развитие? 

Сенсорные ощущения могут быть самыми разнообразными: 
- зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве; 
- слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать; 
- осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей; 
- обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира; 
- вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

При этом разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения. 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях. 

Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны. 

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т.п. 

Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения». А начинаем мы знакомить малыша с сенсорными эталонами уже в раннем возрасте. 

Слово играет большое значение при усвоении сенсорных эталонов. В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены – обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более стойкими, четкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время, а объект восприятия уже отсутствует в поле зрения. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. Таким образом, именно при помощи слова удается закрепить полученные образы восприятия, формируя на их основе представления. 

Особая важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни). 

Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств: 
- цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый; 
- форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; 
- величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине; 
- звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости; 
- элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же; 
- и т.д. 

Знакомя малыша с различными свойствами предметов, помните, что пока не следует в обязательном порядке добиваться запоминания и употребления названий этих свойств. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Взрослый, занимаясь с ребенком, употребляет названия форм и цветов, но не требует этих названий от малыша. 

В этой статье подробно описаны методы знакомства детей раннего возраста с наиболее значимыми признаками предметов – цветом, формой, величиной и количеством. Не стоит при этом забывать о других признаках предметов – вес, фактура, температура, звучание, вкус и запах, однако их изучение выходит за рамки данной статьи. Основные признаки предметов мы предлагаем изучать на разных уровнях, с постепенным повышением сложности: сначала это практический уровень, когда малыш имеет возможность манипулировать предметом или игрушкой; затем мы используем картонные фигурки и карточки из настольных игр, которые ребенок также может брать в руки, перекладывать их; только после прохождения двух предыдущих уровней становится возможным выполнение графических заданий, а также выполнение устных упражнений. Изучение признаков предметов в ходе занятий рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием также требует отдельного разговора.


ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ

 В отечественной педагогике принят такой порядок различения цветов – в виде последовательной смены этапов:

Сравнение предметов по цвету (без называния):

Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении:  Этот кубик такой? Правильно, такой. Нет, не такой!

Зрительное соотнесение – восприятие цвета на расстоянии: Дай такой кубик! Найди такой же по цвету! Взрослый показывает образец цвета и просит ребенка найти предметы или картинки такого же цвета (образец остается у взрослого). Малыш учится воспринимать цвет не только реальных предметов, но также фигур и картинок.

На этих этапах обучения знанию цветов спектра, взрослый не требует знания названий цвета от ребенка и сам называет цвета после выполнения ребенком задания. Называние цвета – закрепление представлений о цвете в слове-названии: ребенок не только различает цвета, но и определяет их по названию, а в последующем называет их сам. Взрослый на занятии многократно повторяет названия цветов, побуждая ребенка повторить и запомнить их. Дай красный кубик. А этот кубик какой по цвету? Правильно, синий.

 

Изучать цвета и закреплять знания о цветах можно несколькими разными способами:

- используя специальные дидактические игрушки и игры, направленные на изучение цветов – цветные пирамидки, цветное лото и др.;

- рассматривая и сравнивая по цвету реальные предметы – игрушки, овощи и фрукты, одежду и др.;

- рассматривая картинки в книжках;

- в процессе занятий продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией;

- предлагая малышу разнообразные обучающие раскраски.

 Здесь вы найдете описание игр с дидактическими игрушками и настольными играми, которые помогают познакомить малыша с цветом. Начинайте обучение с 4-х цветов: красный, желтый, зеленый и синий. Только после того, как ребенок научится без  труда узнавать и различать эти основные цвета, запомнит их названия, можно постепенно добавлять следующие цвета: белый и черный, оранжевый, коричневый, фиолетовый. Во время занятий постоянно называйте цвета, чтобы ребенок имел возможность хорошо запомнить их названия, однако в раннем возрасте не советуем требовать от ребенка самостоятельного называния цветов: если называет – хорошо, а если нет – научится позже.

 

Счётные палочки

Подберите набор счётных палочек двух контрастных цветов и высыпьте их на столе перед малышом. Затем справа положите палочку одного цвета, а слева – палочку другого цвета и предложите ребенку рассортировать палочки по цвету: Давай разложим палочки на две кучки – сюда все такие, а сюда – вот такие! После выполнения ребенком задания подведите итог: Ты все правильно разложил – здесь все зелёные палочки, а здесь – все розовые. Молодец!

 

Построй башню!

Для игры нужны кубики одинаковой величины двух контрастных цветов – по 3-4 кубика каждого цвета. Предложите малышу построить башню определенного цвета: Давай построим башню такого цвета! Найди такой же кубик! – покажите малышу кубик определенного цвета, побуждайте принести другой кубик такого же цвета. Затем помогите ребенку приложить кубик к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить «такой – не такой». Если «такой» – кубик можно ставить сверху. Если «не такой» – предложите малышу попытаться выбрать похожий кубик еще раз. В следующий раз проведите игру с использованием большего количества кубиков разных цветов.

 

Найди колечко!

Для игры нужна деревянная пирамидка с колечками основных цветов (по 2 колечка каждого цвета). Предложите малышу разобрать пирамидку и перемешать разноцветные колечки. Затем покажите одно колечко и попросите найти колечко такого же цвета: Найди такое же по цвету колечко! Помогите малышу сличать цвета – подносить к колечку-образцу поочередно другие колечки, обозначая результаты сравнения словами «такой – не такой»: Такой цвет? Не такой! И это не такой! Вот – такой! Это желтые колечки! (назовите цвет после достижения результата, когда пара найдена) Продолжайте с колечками другого цвета.

 

Разноцветные пирамидки

Подберите для малыша игрушку, в которой на стержни, расположенные в ряд, надеваются разноцветные шарики или колечки. Сначала вместе с малышом снимите шарики со стержней, поиграйте с ними, перемешайте. Затем наденьте на стержни по одному шарику разных цветов и предложите ребенку надеть остальные шарики: Сюда надень все такие шарики, сюда – такие, а на этот стержень – вот такие. После выполнения ребенком задания, назовите цвета: Ты всё правильно сделал! Здесь красные шарики, здесь жёлтые, а здесь – синие!

 

 Найди цветок для бабочки!

Для игры нужны вырезанные из картона фигурки цветов и бабочек красного, синего, желтого, зеленого цвета. Разложите цветы на столе или на полу в комнате и предложите малышу помочь бабочкам найти свои цветы: Посади бабочку на такой цветок, чтобы её не было видно, и никто не смог ее поймать (увидеть, найти)! После выполнения ребенком задания подведите итог и назовите цвета: Жёлтая бабочка села на желтый цветок. Синяя бабочка села на синий цветок. И т.д. Все бабочки спрятались. Молодец! Также попросите ребенка найти предмет по названию цвета: Найди красную бабочку. А где синий цветок? Покажи! В дальнейшем можно добавлять фигурки других цветов.

 

Выбери цветную картинку!

Разложите перед ребенком несколько картинок, различающихся цветом – например, красный, синий, желтый цветы. Попросите малыша найти цветок заданного цвета: Найди красный цветок! Дай синий цветок!

 

Подбери пару по цвету!

Разложите на столе картинки – красный и синий домики, красная и синяя машинки. Предложите малышу подобрать пары по цвету: Посмотри: это домики, а это машинки. Машинки едут к своим домикам. Подбери каждому домику свою машинку. (приложите к карточке с изображением красного домика картинку с изображением синей машинки) Такая картинка? Нет не такая. (приложите к красному домику красную машинку) Такая картинка? Да, такая! Красный домик и красная машинка. А вот синий домик и синяя машинка. Помогите приложить картинки друг к другу для сравнения цвета, а затем положить рядом на столе. Называйте цвета только в конце игры. Игру можно продолжать с другими картинками, постепенно увеличивая количество цветов в игре.

 

Сортировка по цвету

Перемешайте разноцветные картинки и предложите ребенку разложить их по цветам: Посмотри, разноцветные картинки перемешались. Давай разложим картинки по цветам. Сюда все красные картинки, сюда все желтые картинки, сюда все синие картинки, а сюда все зеленые картинки. Картинки можно раскладывать как на кучки, так и рядами. Количество цветов и картинок каждого цвета в игре можно уменьшать и увеличивать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

 

Цветное лото

В игре принимают участие два игрока (ребенок и взрослый) и больше – каждый игрок получает по большой карте лото, маленькие карточки-картинки перемешиваются на столе или выкладываются стопкой. Взрослый достает по одной карточке: У кого большая красная карта – тот будет собирать красные картинки. У кого большая зеленая карта – тот будет собирать зеленые картинки. Вот зеленый дом. У кого такая картинка? И т.д. Усложняя игру, предлагайте подбирать картинки уже не зрительно, а только на слух, ориентируясь на название цвета.

           

 Четвёртый лишний

Разложите перед малышом 4 разных изображения на карточках, 3 из которых одинакового цвета, а одно – другого цвета. Попросите ребенка найти лишнюю карточку и убрать ее. Если речевые возможности малыша позволяют, попросите объяснить, почему он выполнил задание именно так. В конце игры обязательно подведите итог: Правильно, здесь все синие картинки. А это – желтая картинка. Желтая картинка лишняя. Продолжайте игру с другими четверками картинок.

 

«Цветной» диктант

В этой игре малыш учится подбирать картинку по цвету, ориентируясь на слово-название цвета – составлять ряд картинок под диктовку. Например, разноцветные машинки: Разноцветные машинки выезжают на дорогу. Давай расставим машинки в ряд! Сначала на дорогу выезжает желтая машинка – вот так. За ней едет красная машинка. Найди красную машинку и положи картинку рядом с желтой. Следом едет синяя машинка. И т.д. При необходимости помогите ребенку разложить карточки в ряд на столе или на полу. Количество цветов в этой игре можно постепенно увеличивать. Таким же образом можно играть с другими картинками: сделать улицу из разноцветных домиков, посадить на клумбу разноцветные цветочки, построить в ряд разноцветных гномиков.

 

 

ЗНАКОМСТВО С ФОРМОЙ

Знакомство малыша с формами должно происходить постепенно, изучение начинается с более простых и распространенных форм, в дальнейшем добавляются более сложные и менее распространенные формы. Сначала мы знакомим ребенка с кругом, затем с квадратом и треугольником. Далее можно добавить прямоугольник и овал. Следующий этап – изучение таких форм, как трапеция, полукруг, многоугольник, звезда. Изучение новых форм должно происходить только после того, как усвоен предыдущий этап. С детьми раннего возраста изучаются плоские геометрические фигуры, из объемных геометрических тел можно предложить для изучения шар и куб, а ближе к дошкольному возрасту «кирпичик» (параллелепипед) и «яичко» (эллипсоид).


Обучение формам ребенка раннего возраста предполагает постепенное усложнение:

- Первый уровень знакомства с формами – практические действия. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются специальные игрушки – рамки и вкладыши Монтессори, доска Сегена, игра «Почтовый ящик». Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат его игры.

- Второй уровень  знакомства с формами – зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами форм – плоскими геометрическими фигурами и объемными геометрическими телами, и их названиями. Также малыш учится воспринимать форму предметов на изображениях.

- Третий уровень  знакомства с формами – запоминание форм и их названий, что требует специальной работы.

 

Изучать геометрические формы – воспринимать и различать формы, запоминать их внешний вид и названия, а также закреплять знания о формах, можно несколькими разными способами:

- используя специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен принцип ориентировки на форму – практическое знакомство с формой;

- рассматривая, изучая эталоны форм – плоские геометрические фигуры и объемные тела;

- используя специальные дидактические настольные игры (например, «Геометрическое лото») и пособия, обучающие книжки с заданиями и наклейками, направленные на изучение формы (в настоящее время таких игр и книг достаточно в продаже);

- рисуя вместе с ребенком простые изображения форм, выкладывая и создавая их из разных предметов и материалов (счетных палочек, пластилина и др.);

- в процессе занятий продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией.


Рамки Монтессори

– представляют собой плоские (чаще деревянные) рамки с прорезями в виде разных фигур и вкладыши к ним (вкладыши отличаются от рамок цветом). Предложите малышу две-три рамки, попросите найти вкладыши к ним среди других и вставь их на место – можно предложить игру «Закрой окошко!». Предлагайте вначале самые простые формы – круг, квадрат, треугольник. Количество рамок увеличивайте постепенно.

 

Доска Сегена

– это доска с углублениями разной формы для вкладывания плоских фигурок (деревянных, из толстого картона или пластмассовых), соответствующих по форме прорезям. Помимо простых геометрических фигур, могут быть доски с фигурками животных и предметов, либо картинки, которые складываются из нескольких геометрических форм. Выньте фигуры из углублений и предложите малышу снова вставить их на места – «найти каждой фигурке домик».

 

«Почтовый ящик»

– это пластмассовая или деревянная коробка с прорезями разной формы, а также объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки. Достаньте фигурки из коробки и предложите малышу поиграть – опустить все «посылки» в «почтовый ящик». Подскажите, что каждая фигурка проходит только в свое окошко. Подобные игры могут бить и сюжетными – не только в виде коробки, но и в виде домика, животного.

 

Сортер

– это основа со стержнями разной формы, на которые надеваются фигурки с прорезями соответствующей формы. Цвет стержней и фигурок может совпадать, что является подсказкой и помогает ребенку рассортировать фигурки по формам. Предложите малышу сначала снять фигурки со стержней, затем перемешать между собой, и снова надеть на стержни.

 

Коробки и крышки

Для игры подберите набор коробок с крышками разных форм: квадратную, круглую, прямоугольную, овальную, многоугольную (это могут быть картонные коробки из под конфет). Вместе с малышом подготовьте «секреты» – спрячьте внутрь интересные предметы или мелкие игрушки, сладости. Предложите малышу накрыть коробки крышками. Такие «секреты» можно открыть через некоторое время – их содержимое станет сюрпризом.

          


Знакомство с геометрическими фигурами

В этой игре используются разноцветные большие и маленькие фигурки. Сначала покажите малышу круг, предложите обвести фигурку по контуру пальчиком, нарисовать круг указательным пальчиком в воздухе или на столе. Затем познакомьте ребенка с квадратом, предложите обвести его пальчиком, нарисовать в воздухе или на столе. Посмотри, это кружок. Он круглый, с ровными краями. А это квадрат. Смотри, у него есть уголки – дотронься до них! А теперь давай нарисуем круг пальчиком в воздухе – вот так! Теперь нарисуем квадрат. В ходе дальнейшего знакомства с геометрическими фигурами, таким же образом познакомьте ребенка с остальными формами – треугольником, прямоугольником, овалом, трапецией.

 

Найди фигурку!

Перемешайте на столе перед малышом разные фигурки. Попросите найти заданную фигурку: Все фигурки перемешались. Найди треугольник. А теперь дай мне прямоугольник. И т.д. Игру можно усложнить – для этого перемешайте между собой большее количество фигурок и попросите малыша найти все заданные фигурки: Найди все круги. Теперь собери все овалы. И т.д.

 

Сортировка фигурок

В этой игре мы предлагаем ребенку рассортировать картонные геометрические фигурки по форме. Сначала предлагайте для сортировки фигурки, которые отличаются только формой, а по величине и по цвету одинаковые. В дальнейшем задание можно усложнять – предлагать малышу для сортировки перемешанные между собой разноцветные фигурки разной величины. Сначала предлагайте для сортировки фигурки двух контрастных форм (например, круги и треугольники), постепенно увеличивайте количество разных форм в игре.

 

Геометрический диктант

В этой игре малыш учится подбирать фигурки, ориентируясь на слово-название формы – составлять ряд фигурок под диктовку. Например: Давай сделаем геометрический поезд из разноцветных фигурок. Сначала едет круг. За ним – треугольник, положи его рядом с кругом. Дальше едет квадрат. И т.д. При необходимости помогите ребенку разложить картонные фигурки в ряд на столе или на полу. Сначала используйте фигурки одного цвета, а в дальнейшем – разных цветов.

 

Лото «Форма»

В игре принимают участие два игрока (ребенок и взрослый) и больше – каждый игрок получает по большой карте лото, маленькие карточки-картинки перемешиваются на столе или выкладываются стопкой. Взрослый достает по одной карточке: У кого большая карта с кругом – тот будет собирать круглые картинки. У кого большая карта с квадратом – тот будет собирать квадратные картинки. Вот арбуз, он круглый. Кому нужен арбуз? А это часы. Часы квадратные. Кому часы? И т.д. Усложняя игру, предлагайте подбирать картинки по показу, но без называния формы.

     

Четвертый лишний

Разложите перед малышом 4 разных изображения на карточках, 3 из которых одинаковой формы, а одно – другой формы. Попросите ребенка найти лишнюю карточку и убрать ее. Если речевые возможности малыша позволяют, попросите объяснить, почему он выполнил задание именно так. В конце игры обязательно подведите итог: Правильно, здесь все круглые картинки. А это – картинка квадратной формы. Квадратная картинка лишняя. Продолжайте игру с другими четверками картинок.

 

Сортировка картинок

В этой игре мы предлагаем ребенку рассортировать картинки по форме – разложить картинки на группы в соответствии с формой изображения. Сначала предложите рассортировать две группы перемешанных между собой картинок: значительно различающиеся между собой по форме – квадратные и круглые, треугольные и прямоугольные, овальные и трапециевидные, затем похожие по форме – круглые и овальные, квадратные и прямоугольные, треугольные и трапециевидные. Самый сложный вид задания – рассортировать сразу все картинки, включающие изображения круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной и трапециевидной формы. Сортируя картинки по форме, можно раскладывать их в стопки или рядами.

 

 

ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИЧИНОЙ

При изучении на занятиях с малышами признака величины советуем следующую последовательность обучения ребенка умению воспринимать признак величины и сравнивать предметы по величине (этапы изучения величины):

- Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении (приложении, наложении друг на друга): Правильно, такой. Нет, не такой! Таким способом можно сравнивать небольшие по величине предметы и игрушки и их детали. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются подходящие предметы – кастрюли разной величины с крышками, большие и маленькие пакеты и т.п., специальные игрушки – вкладыши, пирамидки, матрешки. Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат его игры.

- Зрительное соотнесениевосприятие величины на расстоянии. Таким способом можно сравнивать по величине предметы и игрушки (не беря их в руки), удаленные предметы (например, те, что видны из окна квартиры или автобуса), или крупные объекты (например, два рядом стоящих дома или дерева, автомобиля). На этом этапе ребенка учат не только сравнивать пары предметов зрительно (на глаз), а также выстраивать ряды однородных предметов или игрушек в соответствии с признаком величины (матрешки и другие).

- Называние параллельно закрепляем представления о величине в слове-названии: сначала взрослый называет величину предметов, а затем ребенок называет величину и разницу в величине при сравнении самостоятельно.

 

Сравнивать предметы по величине можно разными способами:

- используя специальные дидактические игрушки, принцип действия которых ориентирован на величину;

- рассматривая и сравнивая по величине различные предметы – в помещении, на улице;

- используя специальные дидактические игры и пособия, а также книжки с заданиями и наклейками, направленные на изучение величины;

- в процессе занятий продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией.

 

Знакомство малыша с величиной должно происходить постепенно. В начале работы следует познакомить ребенка с общим определением величины: «большой» – «маленький», «больше» – «меньше», «одинаковый, такой же по величине» (в дошкольном возрасте помимо общего определения добавляются более частные: «длинный» – «короткий», «высокий» – «низкий», «широкий» - «узкий»).

 

Спрячь в ладошку!

Подберите для игры два шарика – один маленький, который помещается в ладошку, а другой побольше. Предложите ребенку спрятать в ладошку сначала маленький шарик, а затем большой: Спрячь шарик в ладошку! Нет шарика. А теперь попробуй спрятать этот шарик. Не получается? Большой шарик, не помещается в ладошку.

 

Вкладыши

представляют собой разноцветные емкости разной величины, которые с одной стороны, можно вкладывать друг в друга, а с другой – перевернуть их и построить из них башенку. Вкладыши бывают разной формы (круглые, квадратные) и цвета, сделаны из пластмассы или дерева. Предложите малышу сначала разобрать вкладыши, поиграть с ними. Постепенно, манипулируя с частями игрушки, малыш учится складывать их друг в друга (чтобы не осталось лишних) и складывать один на другой в виде башенки. Количество используемых в игре вкладышей можно увеличивать постепенно.

 

Матрешка

это деревянная разборная куколка, которая может состоять из разного количества частей-«сестричек», которые разбираются и собираются, вкладываются одна в другую. Используйте на занятиях с малышами 3-5-составные матрешки. Предложите малышу разобрать матрешку на части, затем собрать «сестричек», чтобы все были целые. После игры с матрешками, предложите снова собрать их в одну. Обучение самостоятельной игре с матрешкой может потребовать времени и тренировки. Следующий этап игры с матрешкой – выстраивание кукол в ряд по росту.

 

Пирамидка

это деревянная или пластиковая игрушка, в которой на стержень надеваются разноцветные кольца разной величины. Подберите для малыша небольшие пирамидки, которые состоят из 4-6 колец. Покажите пирамидку и предложите разобрать ее, поиграть с разноцветными колечками. Затем попросите собрать игрушку таким образом, чтобы получилась ровная пирамидка. Подскажите, что для этого каждый раз нужно выбирать из всех колец самое большое. Умение правильно собирать пирамидку потребует труда и времени.

 

Становись в ряд!

в этой игре можно использовать специальную игрушку – доску с рядом углублений и фигур уменьшающейся величины, а также другие игрушки (например, матрешку) и подходящие предметы (например, банки для продуктов) или фигуры (например, картонные круги разной величины. Предложите ребенку выложить на деревянной основе с углублениями плоские фигурки разной величины (например, яблоки, утята) – вложить каждую в углубление подходящей величины (в этом случае ребенок действует практически). Подобным образом можно предложить выстроить на столе в ряд по величине матрешек (3 – 5), банки или коробочки, картонные круги (в этом случае ребенок использует зрительное соотнесение). Количество используемых в ряду предметов можно увеличивать постепенно от 3 до 5.

 

Найди маленькие фигурки!

Перемешайте картонные фигурки разной величины – большие и маленькие. Попросите малыша найти все большие фигурки и сложить их в коробочку. В следующий раз попросите выбрать все маленькие фигурки. Предлагая малышу это задание, следует учитывать, что сначала лучше предлагать более простой вариант задания – все фигурки одного цвета и формы, отличаются только величиной. В дальнейшем можно усложнять задание таким образом: а) разные большие и маленькие фигурки одного цвета; б) одинаковые фигурки разного цвета и величины; в) большие и маленькие фигурки разного цвета и формы.

 

Найди пару фигурок!

Подготовьте несколько картонных кругов таким образом, чтобы они образовывали пары по величине (3 – 5 пар). Предложите малышу поиграть с кружками, а затем подобрать каждому кругу пару такой же величины. Покажите, как можно подбирать пары практическими способами – прикладывая фигурки друг к другу или накладывая друг на друга. Вначале лучше предлагать все фигурки одного цвета, чтобы ребенок не отвлекался на признак цвета, а затем – смешанных цветов. Количество пар в игре также можно увеличивать постепенно.

 

Составь ряд фигурок!

Подготовьте фигурки разной величины и предложите малышу разложить фигурки в ряд – от самой большой до самой маленькой или наоборот. Вначале лучше предлагать фигурки одного цвета, в дальнейшем можно усложнять задание – предложить фигурки разных цветов. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество фигур в ряду – от 3 до 7. Фигурки разного размера можно раскладывать и по-другому – например, друг на друга, как пирамидку.

 

Большой и маленький

Перемешайте, а затем разложите перед малышом карточки с изображениями больших и маленьких предметов: Какие картинки тебе нравятся – большие или маленькие? (Постарайтесь, чтобы ребенок хоть как­нибудь ответил) Тебе нравятся большие картинки?  Хорошо, давай так и поделим игрушки: тебе все большие, а мне все маленькие. Забери себе большого мишку. Молодец. А я себе возьму маленького. Возьми себе большую матрешку. А мне дай маленькую. А эта дудочка кому? Правильно, тебе, потому что она большая. И т.д. 

 

Сортировка по величине

Для игры используются карточки с изображениями больших и маленьких предметов и две коробки – большая и маленькая. Перемешайте карточки между собой и разложите на столе или на полу. Затем попросите ребенка рассортировать картинки по величине: Посмотри, какой у нас беспорядок! Давай разложим все картинки по местам: большие картинки – в большую коробку, а маленькие картинки – в маленькую коробку. В случае затруднения помогите малышу. Если ребенок во время выполнения задания допускает много ошибок, устройте «проверку»: приходит любимая игрушка малыша, заглядывает в коробки и рассматривает картинки в них.

 

Парные картинки

Поделите карточки с большими и маленькими картинками пополам: все большие возьмите себе, а все маленькие отдайте малышу. Затем предложите ему поиграть в интересную игру: взрослый выкладывает свои картинки в ряд, затем показывает на одну из картинок и просит ребенка подобрать ей пару – найти такую же картинку: Посмотри, вот мои картинки, а вот твои картинки. Найди такую же картинку. Это дудочки – давай положим эти картинки рядом. А теперь найди такую картинку. И т.д. Когда все пары будут подобраны, взрослый обращает внимание ребенка на то, что картинки очень похожи, но отличаются величиной – одни картинки большие, а другие маленькие.

 

 

 ЗНАКОМСТВО С КОЛИЧЕСТВОМ

 Знакомство с элементарным количеством целесообразным начинать в рамках сенсорного развития малыша. Под понятием «элементарное количество» мы подразумеваем восприятие количества без пересчета и практическое знакомство с такими понятиями, как: ОДИН, МАЛО, МНОГО, ПОРОВНУ (ОДИНАКОВО), БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ, ПАРА. Знакомство с этими понятиями, еще не являясь собственно математикой, становятся важной предпосылкой изучения математики в дальнейшем.

 

Знакомя малыша с элементарным количеством, следует, как всегда, учитывать особенности раннего возраста:

- необходимо обыгрывать занятия и придумывать для заданий интересные сюжеты;

- советуем использовать во время занятий различные подходящие предметы и игрушки, а также наборы для счета – счетные палочки, геометрические фигурки, яблоки, грибочки и другие маленькие предметы и картонные фигурки (в будущем их можно использовать во время обучения счету на занятиях математикой);

- необходимо во время занятия многократно повторять словесные обозначения элементарного количества – ОДИН, МАЛО, МНОГО, ПОРОВНУ (ОДИНАКОВО), БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ, ПАРА;

-помогают нам в этом жесты – указательный (когда мы показываем на один) и обводящий (когда мы обводим рукой группу предметов – чем больше количество предметов в группе, тем более широкий обводящий жест используется).

 

Задания по изучению элементарного количества включают в себя:

- во-первых, практическое восприятие элементарного количества – занятия с использованием предметов и игрушек, которыми можно манипулировать практически (потрогать, переложить);

- во-вторых, использование цветных картонных фигурок, которыми также можно манипулировать (трогать, перекладывать, группировать, выкладывать в ряд), но при этом они являются заменителями реальных предметов;

- и, наконец, в-третьих, графические задания, в которых ребенок знакомится с количеством, выполняя задания на бумаге – рисуя и дорисовывая детали заданий.

Советуем закреплять знания об элементарном количестве, используя различные ситуации – во время еды, на прогулке, в транспорте.

 

Один и много

Для игры нужны мелкие предметы – пластмассовые шарики или бусины, игрушки из шоколадных яиц, фасоль или др. Предложите малышу спрятать в ладошке сначала один предмет, а потом много таких же предметов: Возьми один шарик. Спрячь шарик в ладошке! Не видно шарика. А теперь возьми много шариков. Спрячь шарики в ладошке! Не получается… Помогите малышу сделать вывод из происходящего: Один шарик помещается в ладошке. А много шариков не помещаются в ладошке.

Гнёздышко с яичками

Для занятия понадобятся пластмассовые футляры от шоколадных яиц с сюрпризом, а также коробочка или корзинка подходящего размера. Сначала вместе с малышом сделайте из коробочки уютное гнездышко для птички, для этого можно использовать нарезанную на полоски цветную бумагу, затем начинайте игру, подкладывая и убирая из гнездышка нужное количество яиц. Эмоционально обыгрывайте ситуацию (желательно использовать игрушечную курочку или другую птичку): Жила-была на свете мама-курочка. И было у нее уютное гнездышко – вот такое. В один прекрасный день снесла мама-курица яичко. Посмотри, теперь в гнезде лежит одно яичко. Прошло немного времени. Загляни в гнездышко еще раз – сколько теперь стало яиц? Несколько яиц – мало. Прошло еще время. И стало в гнезде много яиц – посмотри! Села мама-курочка на яички и стала высиживать цыплят. Вылупились детки-цыплятки и убежали из гнезда. Сколько осталось яиц в гнезде? Ни одного яйца.

Стройка

Для занятия нужны детали игрушечного строительного набора, а также две коробки. Положите в одну коробку мало деталей, а в другую – много. Предложите ребенку выбор: Сейчас мы будем строить. Загляни в эти коробки. Где мало «кирпичиков»? Покажи. А где много? Чтобы построить высокий дом, какую коробку с кирпичами ты выберешь? А чтобы построить низенький домик, какую коробку возьмешь? После обсуждения вместе с ребенком постройте разные по величине (высоте) домики из разных по количеству наборов кирпичиков. Со строительным материалом можно играть и по-другому – перевозить в грузовике, строить заборы и стены.

Забор из палочек

Подготовьте набор счетных палочек и предложите ребенку построить из них заборчик – выложить в ряд. Сначала предложите построить забор из одной палочки: Вот тебе палочка. Построй из нее заборчик. Не получается? Потому что палочка одна. Затем предложите 4-5 палочек, далее много (все) палочки: Вот тебе несколько палочек – продолжай строить забор. Забор получился короткий? Почему? Потому что палочек… мало. Вот тебе много палочек – теперь забор получился длинный!

Конфетки

Занятие можно провести на кухне, используя конфеты-драже. Высыпьте конфеты на тарелку и начинайте игру: Смотри, какие у меня есть вкусные конфетки! Сколько сейчас конфет? Много! А теперь? (разложите конфеты на небольшие кучки, или спрячьте часть конфет) Мало конфет! В такой игре можно предложить угостить кукол – раздать им по одной конфетке, а также наблюдать за постепенным изменением количества конфет за время их поедания: Давай пробовать конфетки! Сейчас много конфет. Ой! Какие вкусные! Вот мы попили чай с конфетами, и сколько конфет осталось? Мало конфет. А  теперь сколько конфет? Одна. Вот мы и съели все конфеты – теперь на тарелке ничего не осталось, нет ни одной конфетки…

Кукольный обед

Большие возможности для практического изучения количества предлагает игра в кукольный обед. В ходе такой игры можно вместе с малышом изучать количество посуды (тарелки и чашки, вилки и ложки, кастрюля и сковородка и т.д.) и еды (овощи и фрукты, пирожки и блинчики и т.д.). В ходе этой игры можно предложить разделить еду (ягоды, печенья) поровну между двумя участниками игры.

 Разноцветные фигурки

Используйте в игре по изучению элементарного количества разноцветные геометрические фигурки, которые используете на занятиях по изучению формы. Сначала показывайте ребенку разное количество фигурок и просите его назвать это количество. Затем попросите малыша дать вам заданное количество фигурок: Дай мне много фигурок. Дай мне одну фигурку. Дай мало фигурок. Предложите поделить фигурки поровну, разделив их на две примерно одинаковые кучки.

 

Грибы в корзинках

Заранее подготовьте цветные картонные фигурки грибов. Затем нарисуйте на большом листе две корзинки. Предложите ребенку разложить грибы по корзинкам в соответствии с вашей инструкцией: Разложи грибы по корзинкам так, чтобы получилось поровну. Положи в одну корзинку больше, а в другую меньше грибов. Положи в одну корзинку всего один грибок, а в другую много грибов. Также можно использовать изображения трех корзинок: Разложи грибы по корзинкам – один грибок, мало грибов, много грибов.

 

Ёлочки

Подготовьте картонные фигурки елочек и предложите ребенку сделать густой и редкий лес, посадить на поляне одну одинокую елочку.

 

Один и много

Для игры нужны карточки с изображениями разного количества одних и тех же предметов: один предмет – много предметов. Сначала познакомьте малыша с одной парой картинок: Посмотри на картинку. Кто здесь нарисован? Это рыбка. Она плавает в воде: БУЛЬ-БУЛЬ! Сколько рыбок? Одни рыбка. Покажи пальчик: одна рыбка. А на этой картинке кто нарисован? Это рыбки. Сколько рыбок? Много рыбок! Вот сколько рыбок – много! (обводящий жест). Продолжайте игру с другими парами картинок. После того, как малыш познакомится со всеми картинками, можно перемешать все карточки и предложить рассортировать их по принципу «один – много», или подобрать пары картинок.

 

Забавные фигурки

В этой игре используются картонные одинаковые фигурки. Разложите фигурки на столе или на полу перед малышом – например, конфетки: Ой! Что это у тебя? Какие замечательные конфетки, в красивых фантиках. Дай мне одну конфетку! (помогите малышу выбрать одну фигурку) Давай положим конфетку на тарелочку – вот так. А теперь дай мне много конфет! (помогите малышу взять все фигурки) Давай положим много конфет на другую тарелку – вот так. Молодец! Подобным образом можно поиграть с любыми картинками.

 

Давай делиться!

Можно проводить игру с картонными фигурками с использованием игрушек.  Подготовьте игрушечных мишку и зайку (можно использовать другие любимые игрушки малыша), а также фигурки, например, яблочек: Посмотри, кто к нам пришел! Это мишка, это зайка. Они говорят тебе: Привет! Давай поздороваемся с ними: Привет, Мишка! Привет, Зайка! Мишка и зайка хотят яблок. Давай дадим Мишке одно яблоко. А сколько яблок ты дашь Зайчику? Дай Зайке много яблок! Продолжите игру:  Мишка обиделся и заплакал: почему у Зайки много яблок, а у меня мало? Давай пожалеем Мишку: не плачь, Мишка! Погладь Мишеньку по головке. Зайка тоже жалеет Мишку. Он решил поделиться с ним яблоками: На, Мишка, яблоки! Посмотри, теперь у Мишки много яблок, а у зайки одно яблоко. Продолжите игру: Зайка очень любит яблоки. Ам! – Зайка съел яблоко. Сколько яблок осталось у Зайки? Ни одного яблока! Продолжайте обыгрывать по-разному количество фигурок. В следующий раз проводите игру с другими фигурками.

 

Поставь цветы в вазу!

Положите перед ребенком лист-основу для выполнения задания – изображения двух ваз, а также фигурки цветочков (сначала лучше использовать одинаковые цветочки, в дальнейшем – разные): Давай поставим цветы в вазы. В эту вазу поставь один цветочек. В эту вазу поставь много цветов. Продолжайте игру: В этой вазе было много цветов. Потом некоторые цветочки завяли (уберите три изображения). Сколько стало в вазе цветов? Мало цветов. Продолжайте игру: Прошло еще время, и все цветы завяли. Сколько цветов осталось в вазах. В этой вазе ни одного цветка. И в этой вазе ни одного цветочка. Завяли цветы…

 

Помоги яблокам созреть на яблонях!

Аналогично можно провести игру, в которой в качестве основы используются изображения деревьев, а фигурки – яблоки одного или разных цветов.

 

Посели человечков в домики!

Аналогично можно провести игру, в которой в качестве основы используются изображения домиков, а фигурки – гномики или человечки.

 

Положи конфетки в красивые вазочки!

Аналогично можно провести игру, в которой в качестве основы используются изображения красивых ваз, а фигурки – конфетки одинаковой или разной формы: Давай разложим конфетки на тарелочки. Сюда положим мало конфет, а сюда – много конфет. А здесь сколько конфет? Ни одной конфетки… На этой тарелочке ничего нет.



О сенсорных играх с бумагой, крупами, льдом, свечами и другими материалами читайте здесь.

Самая полная информация о сенсорном развитии малышей  от 1 до 3 лет - в книге "Сенсорное развитие детей раннего возраста" 2016 год

Купить в интернет-магазине Лабиринт

Купить в интернет-магазине ЛитРес



Также предлагаю вашему вниманию самые современные и эффективные 
практические материалы для развития малышей - 
с картинками, текстами и интерактивными заданиями, 
которые дают замечательные результаты в отношении развития речи детей. 

Ведь все тексты составлены логопедом, специалистом по раннему развитию речи :) 

При подготовке материалов серии "Авторская методика Елены Янушко" 
использована методика раннего развития речи, 
описанная в книге "Помогите малышу заговорить"






                          При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!

Авторская методика Елены Янушко
Помогите малышу заговорить
Логопедическая практика
Творчество для детей
Учим ребёнка думать
Игротека
Развивающие занятия

НОВИНКА!!!
Полная методика раннего развития - расскажет, как развить речь малыша, научить его думать, рисовать и лепить, познакомит с миром вокруг. Методика разработана специально для развития малышей от 1 года до 3 лет!

АУДИОВЕРСИЯ книги "Помогите малышу заговорить"
Слушайте в Литрес, МТС_строки, Букмейт

Подписывайтесь!
Авторская методика Елены Янушко в соцсетях

4+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Вышли в свет ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий , альбом ПРАКТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ, сборник 100 УПРАЖНЕНИЙ. Готовится к изданию альбом с интерактивными заданиями ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Не пропустите!

ТЕСТ: развитие речи в 1-3 года
Признайтесь: сравниваете речь малыша со сверстниками - вдруг отстает? Предлагаю пройти простой тест, чтобы прояснить ситуацию и не тревожиться!

Серия ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В серию входят 6 книг: Учимся читать, Учимся писать, Учимся считать, Закладываем основы грамотности, Готовимся к школе, Развиваем межполушарное взаимодействие

УНИКАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ "Картинки с секретом" для развития - ваш малыш будет в восторге!

Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Логопедические альбомы по формированию звуков Р-Рь, Ш-Ж, Л-Ль, С-Сь уже в продаже. Не пропустите!

3+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 3 до 4 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, альбом ПРАКТИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА, альбом ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажёр

2+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 2 до 3 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ и ЛЕПКА, альбом с заданиями АППЛИКАЦИЯ и КОНСТРУИРОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

1+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 1 года до 2 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки ЛЕПКА, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ!
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ - книга-бестселлер


Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
Рекомендую
Занятия
Авторская методика Елены Янушко..
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов