Автор: Елена Янушко
СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ: познаём мир через ощущения
Маленький ребенок, начиная открывать мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации: он с удовольствием разглядывает яркие цветные предметы и игрушки, гремит железными крышками и шуршит полиэтиленовыми пакетиками... Ему все интересно, каждая мелочь имеет значение. Листья на дереве вдруг из зеленых превратились в желтые – разве это не чудо? Мама провела карандашом по бумаге и получились картинка – разве это не волшебство? Сенсорное исследование мира характерно именно для раннего возраста (период до 3 лет). Во время таких игр и занятий развиваются органы чувств малыша – в первую очередь зрение, слух и осязание, а также в некоторой степени обоняние и вкус.
Помните: чтобы ребенок нормально развивался, мы должны обеспечить его самой разнообразной сенсорной информацией. Активность и любознательность ребенка необходимо поддерживать! Мы научим вас некоторым играм, которые сумеют превратить мир вашего ребенка в волшебную сказку, подарят и вам и малышу множество радостных моментов. Сенсорными мы условно называем игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения. Предлагаемые нами игры строятся не на известных методиках знакомства с цветом, формой, величиной, а на использовании в играх самых разнообразных предметов и материалов – воды, теста, круп, свечек...
Игры с водой
Дети обожают игры с водой. С каким удовольствием они брызгаются, плещутся в воде, переливают воду в пузырьки и чашечки! Помимо удовольствия и радости, игры с водой имеют и терапевтический эффект – вода помогает малышу снять напряжение, расслабляет и успокаивает. Советуем почаще организовывать такие игры – дома в ванной комнате (можно во время купания), летом на даче.
Приготовьте для игры небольшие пластиковые бутылки и пузырьки, чашечки, ведерко. Наполните тазик теплой водой, и вместе с малышом наполняйте пузырьки, переливайте водичку из одной емкости в другую. В следующий раз тазик с водой превратится в “озеро”, в котором плавают рыбки или уточки, или в ”море”, по которому плывут кораблики.
Чтобы получить “фонтанчик”, подставьте под сильную струю воды ложку (выпуклой стороной вверх), либо пузырек с узким горлышком – обычно такой эффект приводит детей в восторг. ”Купание кукол”: искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, вытрите полотенцем. После кукольного “обеда” вымойте посуду.
Игры с красками
Для проведения игры “Цветная вода” потребуются: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы на столе и наполните водой. Опустите кисточку с краской в стакан с водой. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. В следующий раз можно развести краску быстро, помешивая воду кисточкой. Веселая игра, которая нравится малышу, побуждает его к активным действиям – он “заказывает” следующую краску, или берет кисточку и начинает действавать самостоятельно.
Можно смешивать краски, получая новые цвета. Для этого растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получается оранжевый, из синего и желтого – зеленый, из красного и синего – фиолетовый и т.д.
Незабываемые сенсорные ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив мокрой губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте с использованием других цветов, не бойтесь смешивать краски. Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски – вода перемешивается с другими красками, при этом на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!
Игры с тестом
Тесто – это пластичный, приятный на ощупь и к тому же безопасный материал. Дайте малышу кусочек мягкого тёплого теста (чтобы тесто не липло к рукам, можно смазать его небольшим количеством растительного масла). Покажите, как можно мять тесто, пошлепать по нему ладошкой, сделать в тесте ямки при помощи пальчика. Научите малыша лепить из теста шарики-колобки и раскатывать колбаски. А чтобы получить из теста плоский блинчик, надо много раз с силой похлопать по нему ладошкой. Чтобы разнообразить игры с тестом, можно сделать цветное тесто при помощи пищевых красок.
Игры со свечами
Установите свечу устойчиво и зажгите на глазах у ребенка, предложите подуть на пламя, обратите внимание малыша, что огонек погас, а вверх поднимается дымок. Скорее всего, ребенок попросит вас зажечь свечу еще раз. А когда стемнеет, не включайте в квартире электрический свет, а зажгите свечу и походите с ней по дому, освещая путь.
Приготовьте зефир в шоколаде, либо пастилу, и воткните одну или несколько праздничных свечек (используйте маленькие свечи для именинного торта). Организуйте игру “День рождения Мишки”: вместе с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите “праздничный торт” и задуйте свечи.
Игры с бумагой
Предложите малышу поиграть с бумагой. Покажите, как можно рвать бумагу на кусочки (чтобы малышу было легче, можно заранее сделать небольшие надрезы по краям листа), мять ее. Из полученных кусочков и полосок цветной бумаги можно сделать простую аппликацию – например цветочек, полоски на теле кота. А с комочками бумаги можно устроить игру в «снежки».
Игры со светом и тенями
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малыша, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Пусть он попробует поймать убегающего “зайчика”.
Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.
Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время прогулки по темным аллеям парка, где нет фонарей и т.п. При помощи фонарика можно устроить освещение в кукольном домике, или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки.
Игры со льдом
Заранее приготовьте лед – заполните водой форму для льда и поставьте в морозильную камеру. На следующий день достаньте лед и выдавите из формы в мисочку. Предложите малышу потрогать лед, обратите внимание на то, какой лед холодный и твердый. Затем налейте в прозрачную стеклянную кружку или стакан горячую воду и опустите в нее один или несколько кусочков льда. Понаблюдайте вместе с ребенком, как быстро тает лет – раз, и нет его, растаял. Зимой на прогулке обратите внимание малыша на заледеневшие лужи и сосульки на крышах.
Игры с крупами
Расположитесь на кухне. Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите структуру крупы. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: “Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – немножко колется, да?” В следующий раз можно использовать другие крупы.
Можно прятать мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем искать их. Можно пересыпать крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую.
Игры со звуками
Обращайте внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, шум проезжающих машин и т.д. Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.
Насыпьте в одинаковые коробочки (можно использовать пластмассовые футляры из-под фотопленки или шоколадных яиц с сюрпризами) разные крупы, коробочек с одинаковой крупой должно быть по две. Один набор коробочек у вас, другой у малыша. Потрясите одну из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию – пусть он найдет у себя коробочку, которая звучит также.
Купите малышу разнообразные звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, а также детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино. Научите ребенка различать их звучание. Для этого играйте за ширмой поочередно на разных инструментах, а ребенок пусть угадает, на чем вы играете. Научите ребенка играть на инструментах громко и тихо, медленно и быстро, двигаться под разные ритмы.
Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг – шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.
Советуем не ограничиваться перечисленными материалами, предметами и играми. Прислушайтесь внимательнее к ребенку и его интересам, разбудите собственную фантазию – и объектом новой сенсорной игры может стать все что угодно! Только не забывайте о соблюдении мер предосторожности. Желаем успехов!
О сенсорном развитии малышей - знакомстве с цветом, формой, величиной и количеством - читайте здесь.
При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!