Главная »» Мои книги »» Проект ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА »» ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА С чего начать и чем закончить?
Этапы формирования правильного звукопроизношения |
|
Формирование правильного звукопроизношения в дошкольном
возрасте
Правильное произношение
звуков формируется у некоторых детей к 4-5 годам, у других – к 5-6 годам. Но не
все дошкольники могут самостоятельно освоить фонетическую систему родного
языка… Наиболее часто у детей вызывают затруднения шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч,
свистящие звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, сонорные звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Неправильное
звукопроизношение замечают взрослые и сверстники, заставляя ребенка переживать
и стесняться своей речи, а в школе на письме могут появиться необычные ошибки…
Взрослым не следует
критиковать несовершенную речь ребенка, а постараться правильно и вовремя
помочь исправить речевые недостатки. Поэтому если в возрасте около 5 лет в речи
ребенка отсутствуют некоторые звуки (например, звуки Р, Л), имеют место замены
одних звуков другими (например, звук Ш заменяется звуком С или Ф – получается
не «шапка», а «сапка», не «шишка», а «фыфка»), произношение
некоторых звуков нечёткое, то необходимо начинать коррекцию звукопроизношения!
Особенного внимания
требуют случаи, когда обнаружено неправильное произнесение звука (не отсутствие
звука или его замена другим звуком, а именно неправильный звук – например,
горловой звук Р, межзубный звук С, боковой звук Ш, и др.), которые лучше
исправлять незамедлительно. В противном случае неправильное произношение
закрепится и исправлять его через год-два будет значительно сложнее.
Важно:
правильное произношение всех звуков родного языка должно быть сформировано у
ребенка до поступления в школу.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Диагностика
Прежде чем начинать
занятия, надо провести обследование уровня развития всех сторон речи ребенка.
Это вы можете сделать с помощью Логопедического альбома «ДИАГНОСТИКА развития
речи» (готовится к изданию). Речевая карта ребенка даст представление об уровне
развития речи, в том числе о звукопроизношении (какие из звуков отсутствуют в
речи, а какие искажены). Для исправления нарушений звукопроизношения вы можете
подобрать логопедические альбомы серии «Логопедическая практика», направленные
на формирование правильного произношения нарушенных или отсутствующих в речи
ребенка звуков.
Артикуляционная
гимнастика
В каждом альбоме серии
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА вы найдете два блока упражнений: базовые упражнения
артикуляционной гимнастики, которые укрепляют и развивают речевой аппарат в
целом, и комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, направленный на
формирование заданного звука. Упражнения артикуляционной гимнастики надо
выполнять регулярно – по 3-5 упражнений в течение 10-15 минут!
Восприятие
на слух заданного звука
Развитие
фонематического восприятия – важная сторона развития речи, ведь если ребенок не
научится правильно слышать звук, он не сможет контролировать правильность его
произношения в собственной речи, а в дальнейшем – и в письме. Предложите ребенку
узнать заданный звук на слух среди других звуков, определить правильное и
неправильное произношения данного звука в словах, придумать слова на заданный
звук.
Постановка
правильного звука
Не советуем ставить и
исправлять ребенку звуки самостоятельно – это задача логопеда!
Обратитесь к
логопеду. Неопытный «домашний логопед» может не уловить все нюансы искажения
звука (это требует специальных знаний, наличия развитого фонематического слуха,
достаточной степени сосредоточения, и конечно, опыта), а также правильно
оценить состояние речевого аппарата ребенка (например, увидеть короткую
подъязычную уздечку, неповоротливый язык, и др.), увидеть другие особенности
ребенка, которые влияют на формирование речи. Это делает невозможным
исправление неточностей произношения. Например, бывает, что близкие даже не
слышат, что у ребенка горловой звук Р…
Случается, что у
взрослого нарушено собственное произношение отрабатываемых звуков – в этом
случае он не может заниматься с ребенком, так как оказывается не в состоянии
дать правильный образец произнесения звука.
Автоматизация
звука в речи
После того, как
правильный звук поставлен, его необходимо ввести в речь. Для этого мы
предлагаем ребенку речевой материал разного уровня сложности для повторения – слоги
(например, прямые – ША, ШО, ШУ, и обратные – АШ, ОШ, УШ), слова разной степени сложности (например, ШУБА, КОШКА, БАБУШКА), словосочетания и предложения, стихи
(рифмовки, скороговорки, чистоговорки, стишки и потешки) и рассказы.
Уровень сложности предлагаемого речевого материала повышается постепенно.
Нельзя переходить на следующий этап, не освоив в должной мере предыдущий
(например, не стоит отрабатывать произношение звука в чистоговорках, не освоив
правильное произношение на уровне отдельных слов).
Автоматизация звука в
речи – это самый продолжительный по времени этап формирования правильного
звукопроизношения. Будьте готовы к серьёзной и продолжительной работе!
Дифференциация звуков
Дети
часто путают звуки: некоторые звуки – в произношении (не «шишка», а «сыска»
или «сышка», не «рот», а «лот»), а некоторые – только на слух.
Работа по четкой дифференциации звуков и в собственной речи ребенка, и на слух,
очень важна – она помогает сформировать чёткое осознанное произношение и
является основой грамотности письма.
|