ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Мои книги »»  Проект ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА »» ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

С чего начать и чем закончить?

Этапы формирования правильного звукопроизношения

Формирование правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте

Правильное произношение звуков формируется у некоторых детей к 4-5 годам, у других – к 5-6 годам. Но не все дошкольники могут самостоятельно освоить фонетическую систему родного языка… Наиболее часто у детей вызывают затруднения шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч, свистящие звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, сонорные звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Неправильное звукопроизношение замечают взрослые и сверстники, заставляя ребенка переживать и стесняться своей речи, а в школе на письме могут появиться необычные ошибки…

Взрослым не следует критиковать несовершенную речь ребенка, а постараться правильно и вовремя помочь исправить речевые недостатки. Поэтому если в возрасте около 5 лет в речи ребенка отсутствуют некоторые звуки (например, звуки Р, Л), имеют место замены одних звуков другими (например, звук Ш заменяется звуком С или Ф – получается не «шапка», а «сапка», не «шишка», а «фыфка»), произношение некоторых звуков нечёткое, то необходимо начинать коррекцию звукопроизношения!

Особенного внимания требуют случаи, когда обнаружено неправильное произнесение звука (не отсутствие звука или его замена другим звуком, а именно неправильный звук – например, горловой звук Р, межзубный звук С, боковой звук Ш, и др.), которые лучше исправлять незамедлительно. В противном случае неправильное произношение закрепится и исправлять его через год-два будет значительно сложнее.

Важно: правильное произношение всех звуков родного языка должно быть сформировано у ребенка до поступления в школу.

 

 

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

 

Диагностика

Прежде чем начинать занятия, надо провести обследование уровня развития всех сторон речи ребенка. Это вы можете сделать с помощью Логопедического альбома «ДИАГНОСТИКА развития речи» (готовится к изданию). Речевая карта ребенка даст представление об уровне развития речи, в том числе о звукопроизношении (какие из звуков отсутствуют в речи, а какие искажены). Для исправления нарушений звукопроизношения вы можете подобрать логопедические альбомы серии «Логопедическая практика», направленные на формирование правильного произношения нарушенных или отсутствующих в речи ребенка звуков.

 

Артикуляционная гимнастика

В каждом альбоме серии ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА вы найдете два блока упражнений: базовые упражнения артикуляционной гимнастики, которые укрепляют и развивают речевой аппарат в целом, и комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, направленный на формирование заданного звука. Упражнения артикуляционной гимнастики надо выполнять регулярно – по 3-5 упражнений в течение 10-15 минут!

 

Восприятие на слух заданного звука

Развитие фонематического восприятия – важная сторона развития речи, ведь если ребенок не научится правильно слышать звук, он не сможет контролировать правильность его произношения в собственной речи, а в дальнейшем – и в письме. Предложите ребенку узнать заданный звук на слух среди других звуков, определить правильное и неправильное произношения данного звука в словах, придумать слова на заданный звук.

 

Постановка правильного звука

Не советуем ставить и исправлять ребенку звуки самостоятельно – это задача логопеда!

Обратитесь к логопеду. Неопытный «домашний логопед» может не уловить все нюансы искажения звука (это требует специальных знаний, наличия развитого фонематического слуха, достаточной степени сосредоточения, и конечно, опыта), а также правильно оценить состояние речевого аппарата ребенка (например, увидеть короткую подъязычную уздечку, неповоротливый язык, и др.), увидеть другие особенности ребенка, которые влияют на формирование речи. Это делает невозможным исправление неточностей произношения. Например, бывает, что близкие даже не слышат, что у ребенка горловой звук Р…

Случается, что у взрослого нарушено собственное произношение отрабатываемых звуков – в этом случае он не может заниматься с ребенком, так как оказывается не в состоянии дать правильный образец произнесения звука.

 

Автоматизация звука в речи

После того, как правильный звук поставлен, его необходимо ввести в речь. Для этого мы предлагаем ребенку речевой материал разного уровня сложности для повторения – слоги (например, прямые – ША, ШО, ШУ, и обратные – АШ, ОШ, УШ), слова разной степени сложности (например, ШУБА, КОШКА, БАБУШКА), словосочетания и предложения, стихи (рифмовки, скороговорки, чистоговорки, стишки и потешки) и рассказы. Уровень сложности предлагаемого речевого материала повышается постепенно. Нельзя переходить на следующий этап, не освоив в должной мере предыдущий (например, не стоит отрабатывать произношение звука в чистоговорках, не освоив правильное произношение на уровне отдельных слов).

Автоматизация звука в речи – это самый продолжительный по времени этап формирования правильного звукопроизношения. Будьте готовы к серьёзной и продолжительной работе!

 

Дифференциация звуков

Дети часто путают звуки: некоторые звуки – в произношении (не «шишка», а «сыска» или «сышка», не «рот», а «лот»), а некоторые – только на слух. Работа по четкой дифференциации звуков и в собственной речи ребенка, и на слух, очень важна – она помогает сформировать чёткое осознанное произношение и является основой грамотности письма. 

Авторская методика Елены Янушко
Помогите малышу заговорить
Логопедическая практика
Творчество для детей
Учим ребёнка думать
Игротека
Развивающие занятия

НОВИНКА!!!
Полная методика раннего развития - расскажет, как развить речь малыша, научить его думать, рисовать и лепить, познакомит с миром вокруг. Методика разработана специально для развития малышей от 1 года до 3 лет!

АУДИОВЕРСИЯ книги "Помогите малышу заговорить"
Слушайте в Литрес, МТС_строки, Букмейт

Подписывайтесь!
Авторская методика Елены Янушко в соцсетях

4+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Вышли в свет ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий , альбом ПРАКТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ, сборник 100 УПРАЖНЕНИЙ. Готовится к изданию альбом с интерактивными заданиями ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. Не пропустите!

ТЕСТ: развитие речи в 1-3 года
Признайтесь: сравниваете речь малыша со сверстниками - вдруг отстает? Предлагаю пройти простой тест, чтобы прояснить ситуацию и не тревожиться!

Серия ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В серию входят 6 книг: Учимся читать, Учимся писать, Учимся считать, Закладываем основы грамотности, Готовимся к школе, Развиваем межполушарное взаимодействие

УНИКАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ "Картинки с секретом" для развития - ваш малыш будет в восторге!

Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Логопедические альбомы по формированию звуков Р-Рь, Ш-Ж, Л-Ль, С-Сь уже в продаже. Не пропустите!

3+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 3 до 4 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, альбом ПРАКТИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА, альбом ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажёр

2+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 2 до 3 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ и ЛЕПКА, альбом с заданиями АППЛИКАЦИЯ и КОНСТРУИРОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

1+ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ РАЗВИВАЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ
Обучающие материалы для детей от 1 года до 2 лет: ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий, многоразовые карточки ЛЕПКА, многоразовые карточки РИСОВАНИЕ, 100 УПРАЖНЕНИЙ практическая тетрадь-тренажер

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ!
МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ - книга-бестселлер


Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
Рекомендую
Занятия
Авторская методика Елены Янушко..
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов