Лабиринт Как понять, что ребенку нужен логопед?
Елена Молчанова Мама — это тот человек, который знает все
про своего ребенка до определенных лет. И чтобы понять,
нуждается ли малыш в помощи логопеда, маме нужно всего лишь
внимательно понаблюдать за ребенком и честно ответить на вопрос,
соответствующий возрасту:
1
год: Произносит ли малыш свои первые слова? Если нет, то ему уже
не помешают профилактические игры и занятия.
1,5
года: Говорит ли карапуз 25−30 слов?
2
года: Составляет ли ребенок предложения из двух слов?
2,5
года: Понимают ли речь вашего маленького человека посторонние люди, те,
которые не общаются с ним каждый день?
В 3
года у ребенка в речи уверенно присутствуют сложные слова из 3−4
слогов, а вот лепетные слова и звукоподражания, наоборот, уже
не используются. Трехлетка активно общается и легко строит предложения
из 4−5 слов. Когда все так, то помощь логопеда малышу не нужна.
Если
отвечая на вышеперечисленные вопросы, мама сомневается, лучше показать
ребенка специалисту для профилактики. Чтобы сомнения развеялись.
Елена Янушко Для этого нужно оценить уровень развития его
речи в соответствии с возрастом. В 1,5−2 года важно количество
слов в словаре ребенка, а также понимает ли он инструкцию
взрослого. Например: «Катя, причеши куклу». / «Петя, дай мне мячик!»
А в 5−6 лет важно не только, как развита связная речь
у ребенка, но и насколько он правильно произносит звуки.
Например: ребенок говорит не «морковка», а «мойковка»,
не «шишка», а «сыска», не «лампа», а «вампа».
Л Какие признаки в речи ребенка должны
сигнализировать родителям о проблеме и о том, что пора обратиться
к специалисту?
ЕМ Чем раньше мама заметит, что речь ребенка
развивается с задержкой, тем легче будет исправить эту задержку
в тандеме с логопедом. Сложности с речевым развитием могут
возникнуть у деток и после 3 лет. К 3 годам у малышей
из речи «уходят» смягчения согласных звуков. Если раньше ребенок мог
сказать «сянки», то после трех появляется твердое «санки». Появляются
шипящие звуки Ш, Ж. Если к началу четвертого года этого
не происходит пора развивать слуховое внимание. К 3,5 ребята
перестают заменять шипящие звуки на свистящие и начинают уверенно
говорить «шапка» вместо «сапка» или «жук» вместо «зук». К 5 годам детки
учатся правильно произносить Л и Р. Если в 4 года у ребенка
не получается правильно согласовывать между собой слова в предложении,
или он не может образовывать новые слова и объяснять
их значения — нужно обращаться за помощью. Если в речи
пятилетнего карапуза вы слышите искаженные звуки, или замечаете, что
у него не до конца сформирована связная речь. Если слышите
трудности с пересказом истории или с ответами на вопросы
по тексту. Не пускайте ситуацию на самотек, поработайте
с логопедом. Конечно, признаков, на которые нужно обращать внимание,
гораздо больше. Чтобы перечислить их все — нужно написать учебник.
Главное помнить, что если по ощущениям мамы речь ребенка заметно отстает
от речи его сверстников, возможно ему нужна помощь.
ЕЯ Может ли обычный человек оценить речь
ребенка верно? Не всегда. Тем более, если это твое любимое чадо
и ты понимаешь его и без слов. Бывает, что даже горловое
Р родители не замечают — считают, что речь ребенка в норме.
Чтобы не нервничать и не теряться в догадках, лучше
получить консультацию у специалиста, даже если явных нарушений нет.
Недаром посещение логопеда была обязательной составляющей обследования перед
поступлением ребенка в детский сад, а затем — в школу.
Вы можете посетить логопеда в 3 года и 6 лет, или в любой
момент, когда почувствуете необходимость.
Л Какие проблемы в развитии речи характерны
для определенного возраста ребенка? На что следует обратить внимание,
скажем, в 3 года или в 5 лет?
ЕМ Я рекомендую время от времени сверяться
с общими нормами развития речи, чтобы примерно понимать, как с этим
обстоят дела у ребенка. В 3 года, например, малыш уже составляет
фразы из 3−4 слов, но иногда затрудняется выстроить слова
в правильном порядке: «я хочу нет» — я не хочу. Или
может неверно подбирать окончания к словам: «у меня много подругов».
Карапуз в этом возрасте все еще продолжает сокращать длинные слова
«атабиль» — автомобиль, переставляет или пропускает звуки «девича» —
девочка и вставляет лишние гласные между двумя согласными «зинаю» —
знаю. Важно в этом возрасте учить малыша задавать вопросы и правильно
на них отвечать. Заниматься развитием слухового внимания и помогать
ему правильно подбирать окончания к словам. К 5 годам
у маленького человека начинают закладываться основы словесно-логического
мышления. Все звуки он произносит верно, правильно расставляет слоги
в словах и без запинок произносит сложные слова. Пятилетнего ребенка
здорово учить рассказывать истории по картинкам или без опоры на них.
Показывать ему, как украшать рассказ подробностями и деталями
с помощью слов и расширять его словарный запас.
ЕЯ Если представить развитие речи ребенка глобально,
то до 3 лет ребенок осваивает речь и становится говорящим.
И хотя речь малыша пока часто непонятна окружающим, исправлять
звукопроизношение еще рано — оно формируется до 5 лет. С этого
возраста необходимо поработать над чистотой звуков, если есть проблемы. То есть,
старший дошкольник должен не просто говорить, а говорить понятно. Ну,
а далее, примерно с 6 лет — освоение уже письменной речи:
ребенок учится читать и писать. А вот логопед сможет увидеть тонкости
и нюансы развития речи, невидимые неподготовленному человеку. И при
необходимости поставит точный диагноз — это необходимо, чтобы оптимальным
образом решать речевые проблемы, если они у ребенка есть.
Л Есть ли разница в развитии речи
у мальчиков и девочек?
ЕМ Точно могу сказать, что нормы развития речи
одинаковы и для мальчиков, и для девочек. И речевые сложности
ничем не различаются. Что касается конкретно моей практики,
то в прошлом году кабинет посетили 130 мальчиков и 68 девочек.
Сейчас на занятиях равное количество одних и других. Но я склонна
считать эти цифры случайной выборкой.
ЕЯ Это довольно частый вопрос. Но возникает
встречный вопрос: а что более влияет на развитие высших психических
функций (речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение) —
особенности строения и функционирования мозга, психические особенности
человека, условия развития ребенка (наличие развивающей среды
и правильного окружения)? Или пол? По моим наблюдениям, часто
утверждение, что «мальчики начинают говорить позже девочек» используется как
оправдание: раз у нас мальчик, то можно подождать, пока сам
заговорит. Мой совет — не заострять внимание на этом вопросе.
И действовать — заниматься с ребенком развитием речи. Благо, что
сегодня существует множество методических разработок, которые с успехом
можно использовать на занятиях дома.
Л Всегда ли стоит устранять дефекты речи?
ЕМ Правильная речь открывает ребенку любые возможности
в жизни. Родители же не могут спрогнозировать, как сложится
будущее маленького человека? Может быть он захочет стать певцом или
политиком, а вдруг надумает создать собственный подкаст. Во всех этих
случаях ему нужна грамотная, понятная речь. Поэтому я считаю, что да!
Лучше устранить все речевые дефекты в детстве, чтобы когда-нибудь ребенок
о них не «споткнулся».
ЕЯ Действительно, некоторые ставят вопрос именно так.
Конечно, легче ничего не делать, а нарушение речи назвать «милой
особенностью». Но скажет ли вам ребенок за это спасибо, когда
подрастет? Особенности речи привлекают ненужное внимание в школе —
будет ли ребенку приятно, когда его дразнят сверстники и не понимают
учителя? Исправлять дефекты речи взрослому сложнее, но кому-то это
придется делать, ведь чистая правильная речь необходима во многих
профессиях. Да и для своих детей «шепелявый» или «картавый» родитель
не сможет дать образец правильной речи… Поэтому мнение специалиста:
устранять дефекты речи необходимо!
Л Постановка каких звуков наиболее сложна для
малыша?
ЕМ Интуитивно многие ответят на этот вопрос
правильно. Сложнее всего деткам освоить звук Р. Для него важна совокупность
навыков: сильный выдох, поставленный голос, язык должен крепко подниматься
к небу и совершать определенные действия. Поэтому четкий звук
Р появляется в речи одним из последних.
ЕЯ Наиболее часто нарушаются (отсутствуют в речи
или заменяются/искажаются) так называемые «звуки позднего онтогенеза», которые
появляются в речи ребенка позже других — это свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ,
Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч), соноры (Л, ЛЬ, Р, РЬ). Звук Р — самый
сложный по артикуляции.
Л Если в семье присутствуют люди
с нарушением речи, может ли это повлиять на речь ребенка
в будущем? Как быть, если, например, мама или папа не выговаривают
«Р»?
ЕМ Речь близких может повлиять на речевое развитие
ребенка, а может и не повлиять. Это будет зависеть
от множества факторов. Малыш сам выбирает, кому он будет подражать.
Звук Р, например, формируется у деток, когда их слуховое внимание
достаточно развито, чтобы отличить правильное произношение
от неправильного. Если вы замечаете, что ребенок подражает речи
родителя с особенностями произношения, то я предлагаю вместе
с этим родителем и приходить на встречу к логопеду.
Совместные занятия сближают.
ЕЯ Это ответ на вопрос о том, стоит ли
устранять дефекты речи… Но если так получилось, что родители говорят
неправильно, дети могут перенять неверное произношение по подражанию.
Я наблюдала целые семьи, в которых и родители, и дети
одинаково неправильно произносили звуки (замена звука Л на В, межзубное С)
… Как быть в этой ситуации? Поскольку родители вряд ли решатся
на занятия у логопеда, да это и не быстрый процесс,
необходимо обеспечить ребенку полноценное речевое общение со взрослыми
и детьми, которые могут дать правильный образец речи — это могут быть
родственники, частный педагог, обязательное посещение ребенком детского сада, и т. п. При
необходимости это должны быть специально организованные занятия
с логопедом. Зная о риске неправильного развития речи, можно принять
меры профилактики!
Л Как помочь ребенку разговориться?
ЕМ Речевое развитие крохи начинается с первого
крика. И все-все общение мамы с ребенком это самое развитие
подпитывает. Здорово, когда родители много разговаривают с малышом,
комментируют все свои действия, читают ему стишки и потешки — дети
любят рифмованную речь. Когда малыш начинает взаимодействовать с помощью
звуков с окружающим миром, родителям важно замечать это и отвечать
ребенку. Разговаривайте с крохой медленнее, чем обычно. Делайте паузы,
чтобы у него была возможность вам отвечать. Речевое развитие —
процесс, который происходит естественным образом, поэтому сложностей с ним
может и не возникнуть.
ЕЯ Чтобы речь ребенка развивалась наилучшим образом,
необходимо создать речевую среду — правильно разговаривать
с ребенком, играть в речевые игры, читать книги, обеспечить посещение
ребенком развивающего центра или дошкольного учреждения. Если же все эти
условия соблюдены, но с речью все равно проблемы, необходимо
обратиться к специалисту — логопеду.
Л Может ли мама в домашних условиях
помочь ребенку разговориться? Или нужно обязательно обращаться
к специалисту?
ЕМ Мама может помочь ребенку разговориться, но для
этого ей нужно понять принципы запуска речи. Она может
проконсультироваться с логопедом и узнать у него, как заниматься
с ребенком, чтобы запустить его речь. Редко встречаются мамы, которые
разбираются с этим вопросом самостоятельно. Нужно понимать, что они тратят
на это очень много своего времени, читают статьи, ищут пособия, готовят
игры и пробуют разные подходы к ребенку. На это нужен большой
ресурс. Но все возможно. Еще реже встречаются мамы, которые интуитивно
общаются с детьми так, как надо. Они нигде этому не учатся,
а делают так, как чувствуют. И их детки начинают вовремя говорить.
ЕЯ Конечно, наибольшее влияние на процесс развития
ребенка оказывают близкие, в первую очередь мама — ведь до трех
лет она постоянно находится рядом с ребенком, общается с ним,
организует игры и занятия. Далее ребенок начинает ходить в детский
сад — общается с новыми людьми, занимается с педагогами,
начинает посещать кружки. Тем не менее, даже не смотря на самые
лучшие условия для развития, у ребенка могут появиться проблемы
в развитии речи. И в этом случае не стоит тратить время
на тревоги и сомнения, спрашивать совета у соседки или
на форумах и в соцсетях. В этом случае вам необходима
консультация логопеда — специалист обследует речь ребенка и даст
рекомендации.
Л Важные советы для родителей при работе
с вашими пособиями: как сделать домашние занятия максимально полезными
и эффективными?
ЕМ Самая важная моя рекомендация — выполнять все
задания по порядку. Эти пособия отличаются от множества других тем,
что в их основе лежит систематизированный подход к запуску речи.
Детки, занимаясь по ним, шаг за шагом будут нарабатывать необходимые
для правильной речи навыки. Все книги сопровождаются шпаргалками лично
от меня. Так я задаю вопросы на занятиях своим юным ученикам.
Не меняйте слова местами, когда читаете карапузу задания и принимайте
от него те ответы, которые прописаны. Старайтесь уделять время
занятиям каждый день. Пусть по длительности они будут не больше 10
минут, но результат будет закрепляться, и это важно.
И напоследок хочу напомнить, что детей обязательно нужно хвалить! Даже
за самые маленькие победы и за самые легкие ответы. Это отлично
мотивирует их развиваться дальше и делиться своими новыми умениями
с вами и с миром.
ЕЯ Как оптимальным образом организовать занятия
с ребенком, если все-таки необходимы занятия с логопедом? Частные
занятия недешевы, а заниматься порой необходимо не один месяц…
Если же ребенок ходит в логопедическую группу детского сада,
то групповых занятий часто бывает недостаточно, чтобы полностью исправить
звукопроизношение к школе… Серия альбомов «Логопедическая практика Елены
Янушко» предлагает оптимальный подход, а именно, плодотворное
сотрудничество логопеда и близких ребенка. Специалист должен обследовать
речь ребенка и в случае речевых проблем поставить точный диагноз.
Если имеют место проблемы со звуками — некоторые звуки отсутствуют в речи,
другие заменяются или произносятся искаженно — то логопед ставит
ребенку правильные звуки.
Но поставить
звуки — это полдела. Надо ввести звуки в речь, чтобы ребенок
произносил их самостоятельно без специального контроля. Именно
автоматизацией звуков вы можете заниматься дома самостоятельно. Альбомы
серии «Логопедическая практика» заменяют тетрадки для логопедических
занятий — те самые, в которые логопед вписывал или вклеивал
задания на дом. И не просто заменяют, ведь материал
логопедических альбомов — это современная разработка, цель которой
не только дать полезные занятия, но сделать их максимально
простыми и интересными для ребенка, но при этом очень эффективными!
Альбомы
серии «Логопедическая
практика» посвящены самым сложным звукам, которые нарушаются чаще
других — это свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч),
соноры (Л, ЛЬ, Р, РЬ). Задания расположены в порядке от простого
к сложному: сначала мы учим ребенка выделять заданный звук среди
других звуков и в словах, затем отрабатываем произношение
звука — в слогах, словах разной степени сложности, словосочетаниях,
предложениях, в стихах и рассказах. При этом от взрослых,
которые занимаются с ребенком не требуются специальная подготовка
и дополнительные усилия: материал занятий продуман и выверен, даже
внешнее оформление представлено в оптимальной форме, чтобы максимально
облегчить занятия, не теряя при этом результативности. Задача
взрослого — эмоционально прочитать задание и проконтролировать его
выполнение ребенком. Наши логопедические альбомы помогают превратить трудный
урок в веселую игру!
Подробнее: https://www.labirint.ru/child-now/logopedicheskaya-praktika/