от
эксперта по раннему развитию детей Елены Янушко
СМОТРЕТЬ ВИДЕО:
Тема раннего развития очень актуальна
в наши дни. Современные родители рано начинают задумываться о занятиях с
малышом. Ведь сегодня все знают о важности развития ребенка в раннем возрасте
(до трёх лет). Если вы хотите реализовать данный ребенку от природы потенциал,
создайте для него развивающую среду и организуйте специальные занятия!
Но одного желания заниматься с
малышом недостаточно. Перед родителями встает множество вопросов, на которые
необходимо найти ответ. Иначе занятия не будут такими эффективными, как
хотелось бы, а у мамы могут возникнуть вопросы: «Что я делаю не так?» или «Что
не так с моим ребенком?»
Давайте вместе ответим на самые
важные и актуальные вопросы раннего развития и организации занятий с малышом.
Это даст вам шанс избежать типичных ошибок и построить организацию развивающих
занятий дома наилучшим образом!
1
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ЗАНЯТИЮ?
Занятие с малышом от 1 года до 3 лет
требует тщательной подготовки. В силу психо-физиологических особенностей
возраста, малыш не способен ждать, его внимание пока кратковременно. Будьте
готовы к тому, что занятие будет проходить быстро. Стремитесь не терять
времени, пока ребенок не убежал/уполз/отвлёкся/устал… Поэтому надо заранее
составить примерный план занятия – во что вы хотите поиграть с ребенком. Также
надо заранее подобрать все необходимые материалы для занятия – игрушки,
картинки, книжки и другие – сложите их в специальную коробку или корзинку. Если
во время игры вы используйте стишки или потешки, выучите их заранее!
2
ГДЕ ИГРАТЬ?
Слово «занятие» ассоциируется у нас
со столом или школьной партой. Но к самым маленьким это не относится! В течение
занятия (да и в течение всего дня) мы можем играть в разных местах – перевозить
кубики в грузовике или строить башню мы будем на полу, рисовать или лепить
будем за столом, играть с водой – в ванной комнате, играть с песком или
природными материалами можно на улице во время прогулки, и т.д. Со временем вы
научитесь организовывать развивающее занятие с вашим малышом в любом месте –
даже в транспорте или очереди к врачу!
3
КАК ИГРАТЬ?
Играть с малышом надо эмоционально,
ведь положительные эмоции «заражают» и вовлекают ребенка в игру! Кроме этого,
необходимо быть по-настоящему заинтересованным и вовлеченным и вести ребенка за
собой, формальный подход на занятиях с самыми маленькими просто невозможен.
Также надо соблюдать баланс между настойчивостью, когда мы предлагаем ребенку
определенные игры и задания, и гибкостью, когда мы по желанию ребенка меняем
ход игры. Это умение приходит с опытом.
4
ВО ЧТО ИГРАТЬ?
Прежде чем начинать развивающие
занятия с малышом, надо чётко представлять основные направления развития
ребенка раннего возраста. Это развитие речи, сенсорное развитие (или развитие
восприятия), знакомство с окружающим миром, развитие двигательной сферы и
мелкой моторики, творческие виды деятельности – рисование, лепка, аппликация, а
также конструирование и первое знакомство с математикой. Только адекватный
подбор материала для занятий, который соответствует возрасту ребенка, его
возможностям и потребностям, принесет пользу и вы увидите прогресс в развитии
малыша! Дорогие родители, не волнуйтесь, что ваш малыш отстанет от сверстников,
и не спешите учить буквы и цифры, обучать малыша чтению и письму – всему свое
время!
5
КОГДА ИГРАТЬ? СКОЛЬКО ИГРАТЬ?
Выделите в течение дня оптимальное
время для занятий с малышом – в утреннее время, или же вскоре после дневного
сна. В этот момент ребенок должен быть в хорошем настроении и готов к занятию –
сытый, выспавшийся, не занят каким-либо важным для него делом. Поначалу, пока
еще ребенок не привык к новой форме взаимодействия с родителем – развивающему
занятию, оно может длится всего 2-5 минут. Но постепенно время занятия
увеличивается и доходит до 20-30 минут и более. Однако, не со всеми детишками
получается провести одно большое комплексное занятие, в которое входит
несколько разноплановых развивающих игр. Если у ребенка не получается надолго
сохранять внимание и сосредоточение на занятии, можно разбить занятие на
несколько частей и проводить короткие развивающие игры в разное время – благо,
занятия в домашних условиях позволяют это сделать. Главное, чтобы занятия были
регулярными!
6
С ЧЕМ ИГРАТЬ?
Организуя развивающие игры с ребенком
раннего возраста, надо помнить, что ведущий вид деятельности в возрасте от 1
года до 3 лет (согласно отечественной детской психологии) – предметная игра. В
этом возрасте ребенок невероятно увлечен миром предметов, поэтому для занятий
мы подбираем различные игрушки в соответствии с возрастом ребенка, а также
подходящие предметы, которые найдутся в каждом доме. Также надо понимать, что
наглядный материал помогает воспринимать информацию, поэтому мы подбираем для
занятий подходящие предметные и сюжетные картинки, которые должны отвечать
определенным требованиям – изображения крупные, четкие, хорошо узнаваемые,
чистых цветов, с контуром. Кроме этого, в наше время есть большой выбор
развивающих книг и книжек-игрушек для самых маленьких – их также необходимо
использовать на занятиях! Важно помнить, что материалы для развивающих занятий
лучше не давать ребенку в свободный доступ и хранить отдельно – так мы
сохраняем интерес малыша.
7
КАК ОТСЛЕЖИВАТЬ ДИНАМИКУ?
Для молодой мамы, тем более если
ребенок первый, очень важно научиться видеть успехи малыша в ходе развивающих
занятий – результаты ребенка не только радуют маму, но придают уверенности и
энтузиазма продолжать занятия! Поэтому
очень важно отслеживать динамику развития ребенка в ходе занятий. Для этого
можно вести дневник развития ребенка, в который вы будете записывать достижения
ребенка – его можно вести в обычной тетрадке или оформить в электронном виде,
кому как удобно. Один из вариантов – Дневник развития речи: новые слова ребенка
(любые формы слов!), их значения и даты появления слов записываются в графы.
Еще один вариант оценки эффективности занятий – видеоотчеты. Мамы, которые
ведут аккаунты в Инстаграм и выкладывают занятия со своими малышами, могут
видеть вместе со своими подписчиками, как подрастает их малыш, с каждым новым
днем осваивая новые знания, умения и навыки! Но даже если вы не наблюдаете
бурных скачков в развитии своего малыша, продолжайте заниматься и получайте
взаимное удовольствие от занятий! «Период накопления» новой информации у разных
детей разный по продолжительности, и результаты обязательно будут!
8
КАК ИЗБЕЖАТЬ ДОСАДНЫХ ОШИБОК?
Организуя развивающие занятия со
своим малышом, современные родители имеют возможность не действовать в одиночку
методом проб и ошибок, а подобрать качественную, проверенную методику раннего
развития. Ведь если занятия специально разработаны для детей раннего возраста,
вам не придется задаваться сложными вопросами: Как подобрать уровень сложности
задания? Как правильно говорить с ребенком? Почему ему неинтересно? И многие
другие… В серии «Авторская методика Елены Янушко» представлены Годовые курсы
занятий, многоразовые развивающие карточки по рисованию и лепке, карточки по
аппликации и конструированию, сборники «100 развивающих занятий» - многие из
этих пособий уже стали хитом у мам и малышей. Присоединяйтесь!
МЕТОДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА Начата работа над серией "Методическая библиотека Елены Янушко". 1-я часть серии - описание методики занятий с детьми раннего возраста (от 1 до 3 лет) по разным направлениям развития. 1-я книга - ЛЕПКА!
МАГАЗИН Ищите книгу Елены Янушко, но её уже нет в продаже? Здесь выложены авторские экземпляры - последняя возможность купить нужное для обучения пособие!