СОДЕРЖАНИЕ:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
МАТЕМАТИКА
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
ИЗУЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА
Ни для кого не секрет, насколько важно развивать речь ребёнка – это не только возможность понимать речь окружающих и говорить самому, но и мощный двигатель развития ребёнка в целом. Ведь огромную часть информации о мире вокруг мы усваиваем посредством речи. И мыслим мы словами. Развивая речь ребенка, важно подобрать правильную методику и содержание, соответствующие возрасту. В книге вы найдете разнообразные эффективные задания по развитию речи ребёнка пятого года жизни:
Учимся читать: слоги и слова
Слияние букв в слоги – важнейший начальный этап обучения чтению, который может стать по-настоящему сложным для дошкольника. В книге представлена специально разработанная для дошкольников методика обучения чтению по слогам. Уровень сложности заданий повышается постепенно, поэтому лучше их выполнять в том порядке, в котором они предлагаются в книге: сначала учим читать обратные слоги (например, АМ, АП, АХ), затем прямые (например, МА, ПА, ХА), в дальнейшем мы предлагаем прямые и обратные слоги с йотированными гласными (например, ИП, ЯП, ЮП; ПИ, ПЯ, ПЮ). Уже на этапе чтения слогов мы предлагаем интересные сюжеты и забавные картинки, чтобы заинтересовать ребёнка процессом обучения и сделать чтение осмысленным.
Внимание: избегайте побуквенного чтения!
После того, как ребёнок научится читать слоги, предлагаем для прочтения самые простые слова 1, 2 и 3-го классов слоговой структуры слов в соответствии с классификацией А.К. Марковой, например, РУ-КА, ЛУ-НА; МА-ЛИ-НА, ПИ-РА-ТЫ; СОК, МАК! Далее мы предлагаем ребенку читать слова разной степени сложности вперемешку.
Обратите внимание, что в процессе чтения можно выделить две стороны – техническую и смысловую. Технику чтения – умение читать быстро, без запинок и с выражением – мы отрабатываем на слоговых таблицах. Осмысленность чтения – соотнесение звуковой формы слова с его значением – мы формируем в ходе специально разработанных заданий, при их выполнении наглядно видно, понял ребенок что прочитал, или нет.
Расширяем словарный запас
В дошкольном возрасте продолжается процесс расширения словарного запаса ребенка, который происходит быстрыми темпами: ребёнок постоянно узнаёт много новых слов, его словарных запас быстро расширяется и уже не ограничивается бытовой лексикой, ребёнок лучше понимает значения слов, в ходе занятий происходит уточнение значений слов и лучшее их запоминание.
Если ребёнок узнает новые слова не спонтанно, а в чёткой системе, это помогает более эффективно развивать его словарь. В книге предлагаются задания по уточнению, расширению и систематизации словаря ребенка по темам «Предметы» и «Продукты питания». В предлагаемых заданиях ребёнок не только рассматривает и называет изображения, но самостоятельно называет обобщающее слово.
Словообразование и словоизменение: изучаем «семьи» животных
Без специально проведенной работы дети часто употребляют названия детёнышей животных неверно, придумывая их произвольно, например: орёл – орёлик, свинья – свинёнок, курица – курёнок, овца – овчонок и т.п. В этом разделе мы продолжаем начатое в «Годовом курсе развивающих занятий для детей от 3 до 4 лет» знакомство с животными и их детёнышами.
Для детей от 4 до 5 лет мы подготовили более сложный материал: мы предлагаем не только запомнить названия «папы, мамы и ребёнка» и таким образом изучаем с ним словообразование, то также предлагаем изменять изучаемые слова – назвать в единственном и множественном числе, а также в сочетании с разными числительными.
Повторить тему животных и их детенышей вы можете, используя «Годовой курс развивающих заданий для детей от 3 до 4 лет»: кошки, собаки, коровы, лошади, козы, овцы, свиньи, кролики, куры, утки, лисы, волки. В книге, которую вы держите в руках, мы изучим медведей, ежей, слонов, львов, ослов, верблюдов, оленей, лосей, гусей, индеек, голубей, орлов.
Знакомимся с синонимами и антонимами
Используя специально разработанные для дошкольников интересные и доступные его восприятию задания, мы можем познакомить его с «похожими словами» - синонимами. Такие слова могут звучать по-разному, но имеют одно значение (совершенно идентичное или похожее). Аналогичным образом мы знакомим ребенка с антонимами – словами, имеющими противоположные значения.
Составляем описательные загадки
Ответы на вопросы – часто используемый вид заданий на занятиях с дошкольниками. Загадывание загадок – также всем известный вид заданий, который развивает как речь, так и мышление ребёнка. Но чтобы по-настоящему развить мышление ребёнка, надо его самого научить задавать правильные вопросы, ведь известно, что «вопрос – начало мышления». Ведь часто можно столкнуться с ситуацией, когда ребёнок довольно успешно справляется с ответами на вопросы и с разгадыванием несложных загадок, но вот задать вопрос самостоятельно у него не получается.
Чтобы ребёнок с успехом освоил такой новый для него вид речевой и мыслительной работы, мы подготовили раздел по обучению составлению описательных загадок. Для подготовки описательной загадки, необходимо перечислить важные особенности и характерные детали предмета, явления или живого существа, о котором идет речь, при этом не называя его.
Учимся рассказывать по серии картинок
Задания следующего раздела в интересной игровой форме учат ребенка рассказу по серии картинок. Содержание рассказов и уровень их сложности вполне соответствуют возрасту – предлагаются короткие серии из 3 картинок с небольшими простыми текстами к ним. Сюжеты рассказов интересны, понятны, близки опыту детей пятого года жизни.
МАТЕМАТИКА
Математика – сложный и важный вид человеческого знания. Познакомить дошкольника с математикой вполне возможно, но на доступном для его возраста уровне. Сегодня в помощь родителям и педагогам разработаны современные методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Стоит воспользоваться предложенными возможностями, ведь основная задача родителей – создать для ребенка развивающую среду, в которой он с успехом сможет реализовать все заложенные в него природой способности. В этом вам помогут материалы этой книги:
Практикуем счёт до 10-ти: конструируем из счетных палочек
Счет – важное умение, которое понадобится ребенку не только во время обучения в школе, но и в самых разных жизненных ситуациях. Четырёхлетнего ребенка можно учить количественному счёту в пределах десяти. Задания интерактивные и усилены сюжетом и яркой картинкой-основой: предлагаем ребенку отсчитать заданное количество счётных палочек, а затем сложить из них заданное по сюжету изображение. Таким образом, от того, насколько правильно ребёнок пересчитает палочки, зависит результат: хватит ли «стройматериалов» для постройки или нет, лишних деталей также не должно быть.
Изучаем числовые ряды
Ребёнку четвёртого года мы можем предложить для изучения числовые ряды – прямые и обратные в пределах 5: 1 2 3 4 5 и 5 4 3 2 1. Очень важно запомнить прямой и обратный порядок чисел. Конечно, мы предлагаем задания по изучению числовых рядов с сюжетом.
Находим числа-соседи
Чтобы закрепить знание порядка чисел, мы предлагаем ребёнку задания на определение чисел-«соседей» - тех чисел, которые стоят с одной и с другой стороны от заданного числа в прямом ряду чисел от 1 до 5. Например, соседи числа 3 – 2 и 4, а соседи числа 4 – 3 и 5.
Изучаем состав чисел
Число можно сложить из двух других чисел. Важно изучить и запомнить возможные варианты состава чисел. Например, число 4 – это 1 и 3, или 2 и 2, или 4 и 0. Важно запомнить варианты – эти знания пригодятся ребёнку для решения примеров.
Изучаем сложение и вычитание
Ребёнка дошкольного возраста стоит начать знакомить со сложением и вычитанием в пределах 5-ти. Чтобы ребёнку было легче воспринимать новый материал, мы предлагаем его в строгой последовательности в порядке усложнения: сначала знакомим со сложением, затем с вычитанием; предлагаем примеры на сложение и вычитание на материале изображений предметов, точек и чисел; пока не предлагаем примеры с использованием нолей.
Знакомимся с равенствами и неравенствами
С ребёнком четвёртого года жизни мы продолжаем тему сравнения множеств – знакомим его с вариантами записи результатов сравнения в виде равенств и неравенств, знакомим со знаками «больше», «меньше», «поровну». Материал заданий усложняется постепенно: сначала ребёнок сравнивает множества в виде изображений предметов и точек, затем множества, записанные в виде чисел.
Чтобы ребёнок быстро и правильно запомнил знаки «больше» и «меньше» мы используем прием наглядного изображения знака в виде цыпленка с открытым клювом – цыплёнок всегда смотрит в сторону большего количества.
Изучаем форму (объемные геометрические тела)
С ребёнком пятого года знакомимся с объемными геометрическими телами и запоминаем их названия, используя интересные тексты, яркие картинки, достаточное количество наглядных примеров предметов такой формы в повседневной жизни.
Изучаем величину (ряды по величине в пределах 5-ти)
Также мы продолжаем изучать величину. Если на четвёртом году мы изучали три предмета, различающиеся по величине – «большой, средний, маленький», то на пятом году изучаем ряды по величине в пределах пяти – «большой, поменьше, ещё меньше, ещё меньше, маленький», или «маленький, побольше, побольше, ещё больше, большой». Чтобы ребёнку было интересно и он смог потренироваться, мы предлагаем разнообразные наглядные материалы по этой теме.
Изучаем время (времена года, месяцы, дни недели)
Ребёнок может с успехом усвоить начальные сведения о такой абстрактной категории, как время, если предлагать ему интересные задания, разработанные специально для дошкольников.
Знакомство со временем мы начали в «Годовом курсе развивающих занятий для детей от 3 до 4 лет» – и начали мы с тех временных категорий, которые весьма наглядны, которые можно наблюдать в обычной жизни: смена для и ночи в сутках, смена времен года, распорядок дня, кому сколько лет, вчера-сегодня завтра. С ребёнком пятого года мы продолжаем изучение времени – повторяем времена года, их последовательность и признаки, знакомимся с месяцами и днями недели.
Изучаем пространство вокруг
В разделе по изучению пространства, учим ребёнка ориентации в собственном теле и в пространстве вокруг, особое внимание уделяем употреблению пространственных предлогов.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
В книге вы найдёте интересный и эффективный материал по развитию внимания и памяти в увлекательных историях про симпатичного Мишку. Уникальность предложенной методики заключается в том, что обучение проводится весело и непринужденно – не напрямую, а косвенным образом: ребенок играет, не замечая того, что во время игры учится.
Задания представляют собой своеобразный тренинг внимания и памяти: ребенок рассматривает картинки, сравнивает, находит различия и изменения, и постепенно учится внимательно анализировать информацию, быть более наблюдательным, замечать детали. Развиваются кратковременная и долговременная виды памяти: в одних заданиях ребенок вспоминает то, что должен был запомнить, перевернув одну страничку, в других – должен хранить в памяти информацию от начала до конца истории.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Недаром говорят, что труднее всего – научить ребенка думать. Умение эффективно – быстро и продуктивно – мыслить является главным условием успешной и счастливой жизни человека в современном сложном и динамичном мире. Поэтому очень важно развивать эту психическую функцию уже в дошкольном возрасте.
В этом разделе «Годового курса развивающих занятий для детей от 4 до 5 лет» мы предлагаем практические задания на развитие мышления ребенка – разнообразные, интересные, эффективные. Ребенок научится внимательно рассматривать картинки и сравнивать их – находить сходство и отличия, определять последовательности и закономерности. Такая тренировка очень полезна: ребёнок учится анализировать исходные данные и решать поставленную мыслительную задачу.
ИЗУЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Чтобы информация об окружающем мире хорошо усвоилась – ребёнок её запомнил и использовал потом в течение всей жизни, необходим осознанный подход и систематизация. Именно такой подход мы используем в этой книге – ребенок получает базовую чётко систематизированную информацию по нескольким темам: «Профессии» и «Транспорт». Использование сюжетов и ярких иллюстраций помогает ребёнку усвоить информацию и запомнить её.