ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Мои книги »»  Проект ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА »» РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ЗАНЯТИЯ задания для дошкольников от 4 до 6 лет

Беседы с ребёнком 4-6 лет, которые развивают речь




Тема развития речи дошкольника очень актуальна, ведь все родители хотят, чтобы речь их ребёнка была богатой, чистой и правильной, позволяла продуктивно общаться и выражать мысли любой степени сложности.

Тема развития мышления дошкольника не менее актуальна: научить ребенка новым полезным навыкам не так уж сложно, а вот научить самостоятельно думать – это гораздо более масштабная и сложная задача.

В этой книге мы предлагаем «комплексный подход» - гармоничным образом объединяем усилия по развитию речи и развитию мышления ребенка дошкольного возраста. Эта непростая задача естественным образом решается при использовании специально созданных заданий, направленных одновременно на развитие речи и мышления, учитывая при этом особенности дошкольного возраста.

Интеллектуальная и речевая готовность ребенка к школьному обучению

В современной школе ждут подготовленных детей. Готовность к школе предполагает личностную (мотивационную), социальную, волевую, речевую, интеллектуальную готовность. В этой книге главное внимание уделяется именно развитию речи и интеллекта дошкольника.

Речевая готовность ребенка к школе предполагает определенный уровень развития речи. У ребенка должен быть развитый словарь – он знает много слов, понимает нюансы их значений, знает и употребляет устойчивые выражения (фразеологизмы), пословицы и поговорки. Ребенок усвоил основы грамматики, правильно сочетает слова в предложении. Звукопроизношение правильное, нет отсутствующих или искаженных звуков. У дошкольника развита связная речь, он владеет искусством рассказчика. Также развита письменная речь – ребенок умеет читать и писать печатными буквами.

Интеллектуальная готовность к школе проявляется в детской познавательной активности. При этом если в раннем возрасте главный интерес малыша был направлен на мир предметов, то в дошкольном возрасте «сфера интересов» ребенка как бы отрывается от предметного мира и существенно расширяется – теперь ребенку интересны и социальный мир, и мир природы. Дошкольник пытается как-то упорядочить для себя окружающий мир, объяснить происходящие в нем события, установить в нем какие-то связи. Его познавательные интересы включают в себя стремление узнать что-то новое, понять суть наблюдаемых явлений, решить умственную задачу.

Интеллектуально-речевые занятия с дошкольниками

Наша книга решает эти непростые, но необходимые задачи – развитие речи и интеллекта – в симбиозе. Для этого были разработаны специальные занятия, в ходе которых происходит разговор взрослого с ребенком с целью ответить на интересные вопросы и решить важные задачи. Многие задания нестандартны и уникальны – вы встретите их впервые в этом развивающем пособии.

Именно такой подход позволяет научить ребенка размышлять, не стесняться высказывать свое собственное мнение, строить предположения и гипотезы, обсуждать их, принимать критику и доказывать свою точку зрения. Поэтому если у ребенка появится свой вариант ответа, не совпадающий с общепринятым, не переубеждайте, а дайте ему высказать свою точку зрения.

Предлагаемая в книге форма занятий позволяет проверить уровень накопленных ребенком знаний и активизировать их. В ходе интеллектуально-речевых занятий происходит уточнение и систематизация знаний ребенка.

В книге предлагаются в основном устные задания. Следует отметить, что восприятие информации только на слух, без подкрепления посредством наглядности, развивает внимание, слуховое сосредоточение, подстегивает развитие мышления.

Надеемся, вам и вашему ребенку понравятся задания в этой книге. Помните: научить ребенка считать, читать и писать не так сложно. Важнее научить ребенка свободно рассуждать!

 

УМНЫЕ БЕСЕДЫ

Важность ежедневных бесед взрослого с ребенком трудно переоценить. В ходе таких бесед естественным и незаметным для ребенка образом выполняются несколько важных задач:

§  Взрослый получает возможность оценить уровень развития речи и мышления ребенка, что дает возможность вовремя восполнить пробелы в знаниях.

§  В ходе «умных бесед» затрагиваются самые разные темы, задействуются разные пласты уже имеющихся у ребенка знаний о мире вокруг, усваиваются новые сведения.

§  В ходе бесед взрослого с ребенком активизируются ранее не используемые речевые возможности – ребенок не просто отвечает на стандартные вопросы, а рассуждает, высказывает свои предположения, уточняет информацию.

§  «Умные беседы» предполагаю диалог взрослого и ребенка, равноправное общение. Это дает ребенку возможность получить опыт свободного интеллектуально-речевого общения.

Ребёнок, с которым беседуют описанным образом, всегда выгодно выделяется на фоне сверстников. Поэтому рекомендуется организовать такие интеллектуально-речевые занятия с дошкольником.

Но как быть, если взрослый не имеет педагогического опыта и затрудняется в подборе тем для бесед и составлении вопросов по теме? В этом случае поможет наша книга! В разделе «Умные беседы: подумай и ответь» предлагаются целых 50 тем для обсуждения с ребенком.

Не следует пугаться того, что некоторые вопросы не предлагают единственно правильного ответа – разбирайте возможные варианты и рассуждайте вместе с ребенком. В ходе «Умных бесед» ребенок не должен услышать подобные фразы: «Это неверно», «Правильный ответ такой», и т.п. Ведь цель занятий не найди единственно верное решение, а пробудить в ребенке желание рассуждать и искать варианты ответов. Возможно, и для ребенка, и для вас занятия по этой книге смогут впервые дать уникальную возможность неформального общения и свободных бесед.

 

 

МИР ВОКРУГ

В дошкольном возрасте продолжается процесс расширения словарного запаса ребенка, который происходит быстрыми темпами. Процесс освоения новых слов происходит естественным образом – и в ходе специально организованных занятий, и в повседневной жизни. Тем не менее, чтобы речь ребенка развивалась наилучшим образом, необходимо уделять изучению новых слов достаточно внимания. Что это даёт?

– ребёнок постоянно узнаёт много новых слов, его словарных запас быстро расширяется и не ограничивается бытовой лексикой, что делает речь ребёнка намного богаче.

– ребёнок лучше понимает значения слов, в ходе занятий происходит уточнение значений слов и лучшее их запоминание.

– ребёнок узнает новые слова не спонтанно, а в чёткой системе, что помогает эффективно развивать словарь в течение длительного времени.

– развитие словаря происходит осознанно, а не хаотично, что позволяет планировать и давать на занятиях тот новый материал, который необходимо.

– планирование речевых занятий позволяет показать ребёнку возможности использования изучаемых слов в разных ситуациях, уточнить значение слов в зависимости от контекста.

Именно в соответствии с этими положениями были разработали задания для развития, уточнения и систематизации словаря ребенка по темам, которые представлены в этом разделе нашей книги.

В основе заданий – обобщение: ребёнок слушает перечень слов, анализирует услышанное, а затем называет обобщающее слово, которое объединяет данную группу предметов. Таким образом мы предлагаем ребенку для изучения 31 группу предметов.

Далее мы предлагаем ребенку дополнительные задания для закрепления и расширения знаний по теме - назвать другие слова по изучаемой теме (если ребенок их знает), найти 4-й лишний среди перечисленных предметов из данной группы, из нескольких перечисленных предметов выбрать подходящий, и т.п.

Выполняя задания в этом разделе книги, мы не просто расширяем словарь ребенка, мы его систематизируем. Усвоение полезных знаний в системе делает их запоминание и использование в жизни более эффективным.


 

ЗАГАДАЙ И ОТГАДАЙ!

Отгадывание загадок – весёлый и интересный процесс, приносящий удовольствие и детям, и взрослым. Именно загадки дарят богатые возможности для развития речи, внимания, мышления и воображения ребенка. Прежде чем начать загадывать ребенку загадки, полезно узнать, какие они бывают.

Классическая загадка является жанром устного народного творчества – это небольшое высказывание, где не назван сам предмет, а только указаны его признаки. Такие загадки содержат в себе метафору — выражение, употребляемое в переносном значении. Таким образом, один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство. Однако, такой вид загадок может быть сложен для дошкольников.

Рифмованные загадки – в некоторых загадках-стихотворениях предлагается назвать в качестве отгадки последнее слово в строке. Совпадение рифмы со словом предыдущей строки – это дополнительная подсказка при отгадывании. Рифма подскажет отгадку и поможет ребенку почувствовать себя успешным, поверить в свои силы. Такие занятия доступны самым маленьким и малыши очень любят такие загадки. Рифмованные загадки могут быть совсем короткие – всего по две строки, и подлиннее. Например:

 

Быстро прячется от страха

В панцирь твердый… (черепаха)

 

Хвост как веер, гордый взгляд,

Не одежда, а наряд.

Пусть завидуют вокруг:

Птица важная… (индюк)

 

До чего огромный рот!

Пасть разинул… (бегемот)

 

Загадки-обманки также предлагают в качестве ответа слово-рифму, вот только это подсказка наоборот – путаница, неправильное слово. Отгадывание таких загадок требует от ребенка внимательности и сосредоточенности: дошкольник должен не поддаться на подсказку-обманку и не позволить себя запутать, дать правильный ответ, который не созвучен стихотворению. Например:

 

На заборе поутру

Кукарекал… (не кенгуру, а петух)

 

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая… (не лисица, а белка)

 

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать… (не соловей, а свинья)

 

В чаще голову задрав,

Воет с голоду… (не удав, а волк)

 



Загадки-описания

Описательные загадки настолько просты, что отгадки на них смогут найти даже самые маленькие. Загадка-описание – это перечисление важных особенностей и характерных деталей предмета, явления или живого существа, о котором идет речь. Например: «Он живет в океане. Он огромный – самый большой на земле. Кто это?» (кит) Или: «Он стоит в комнате. У него четыре ноги. Что это?» (стол)

Описательные загадки можно упрощать или усложнять, давая более краткий или развернутый варианты описаний. Например: «Это животное самое большое на суше. Кто это?» / «Он очень большой. У него большие уши, короткий хвостик и длинный хобот. Кто это?» (слон) Или: «Ею управляют при помощи руля. Что это?» / «У нее есть мотор, руль и четыре колеса. Она едет по дороге и сигналит: БИ-БИ! Что это?» (машина)

Так как всегда желательно опережать актуальный уровень развития ребенка (то, что он уже знает и умеет на данный момент), советуем задавать сначала более сложный (краткий) вариант описательной загадки, и, конечно, давать время подумать. Но если видите, что ребенку пока сложно, можно загадать более легкий (развернутый) вариант. Конечно, стоит составлять загадки-описания разного уровня сложности в зависимости от возраста ребенка и уровня его индивидуального развития.

Таким образом, в основе описательной загадки – необходимость ответить на вопросы. Ответы на вопросы – часто используемый вид заданий на занятиях с дошкольниками. Однако, чтобы добиться больших успехов в развитии ребенка и по-настоящему развить его мышление, необходимо его самого научить задавать правильные вопросы, которые помогают раскрыть суть предмета или явления.

 

 

Речь ребёнка обязательно надо развивать! Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА содержит книги, направленные на развитие разных сторон речи дошкольника:

§  Коррекция звукопроизношения

§  Интеллектуально-речевые занятия

§  Развитие связной речи

§  Диагностика речевого развития дошкольника

 


Раннее развитие 1-3 года
Раннее развитие речи 1-3 года
Развитие связной речи 3-5 лет
Коррекция звукопроизношения 5-7 лет
Подготовка к школе 5-7 лет
Внимание, память, мышление 3-7 лет
Практикум по русскому языку 1-4 классы

МАГАЗИН
Ищите книгу Елены Янушко, но её уже нет в продаже? Здесь выложены авторские экземпляры - последняя возможность купить нужное для обучения пособие!

НОВИНКА!
Вышла в свет замечательная книга "10 навыков высокоэффективных детей. Осваиваем со Смешариками"! Помогает сформировать у ребёнка полезные навыки. Отличный подарок







Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
2024-2025
Занятия
Авторская методика Елены Янушко..
Помогите малышу заговорить
Первые занятия для малышей
Методика раннего развития
Логопедическая практика
Профилактика трудностей школьного обучения
Книги для младших школьников
Развивающее обучение
Развивающие занятия
Отзывы