Дошкольный
возраст – время бурного развития всех сторон речи ребёнка. Очень важно
обеспечить развивающую речевую среду, чтобы при поступлении в школу речь
ребёнка была правильной – без нарушений звукопроизношения, связной, с богатым
словарным запасом.
А
если у ребенка есть проблемы со звукопроизношением – например, он нечетко произносит
одни звуки, другие заменяет, а некоторые звуки вообще отсутствуют в речи? Не
стоит надеяться, что такие нарушения сами собой пройдут со временем. Если
ребенку нужна помощь, действуйте, ведь нарушения звукопроизношения в детском
возрасте исправить легче – речь находится на этапе формирования, а детский мозг
очень пластичен.
С
помощью этой книги вы сможете оценить правильность произношения звуков родного
языка у ребенка-дошкольника и в случае необходимости подкорректировать
звукопроизношение.
Задания
в этой книге полезны и тем детям, речь которых развивается без нарушений. Таким
образом мы тренируем технику речи – четкую дикцию, плавность и скорость речи. Порой
без специальной речевой работы ребёнок может говорить невнятно, запинаться во
время речи, у него может «заплетаться язык», особенно когда он волнуется или во
время публичных выступлений. Повторяя специально подобранные группы слов,
словосочетания, предложения и стишки, ребёнок получает возможность оттачивать
свое мастерство оратора.
Диагностика развития речи ребёнка 5-7 лет
Работа
над звукопроизношением начинается с диагностики. В книге описывается методика
диагностики звукопроизношения, дана таблица для заполнения и методика оценки
результатов обследования звукопроизношения.
Формирование правильного звукопроизношения
Правильное
звукопроизношение – важное условие для успешного обучения, уверенного общения,
грамотного чтения и письма.
Предлагая
ребёнку интересные задания в этой книге, можно формировать правильное
звукопроизношение в увлекательной игре! Методика занятий по развитию речи
разработана детально: вдумчиво подобран речевой материал, который по
возможности подкреплён иллюстрациями, задания расположены по возрастанию
степени сложности. Занятия не требуют специальной подготовки и дополнительных
пособий.
Правильное
произношение звуков формируется у детей к 5-6 годам. Но не все дошкольники
могут самостоятельно освоить фонетическую систему родного языка… Наиболее часто
у детей вызывают затруднения шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч, свистящие звуки С, СЬ,
З, ЗЬ, Ц, сонорные звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ.
Книга содержит
речевой материал для работы над всеми группами «трудных звуков»:
Неправильное
звукопроизношение замечают взрослые и сверстники, заставляя ребенка переживать
и стесняться своей речи, а в школе на письме могут появиться необычные ошибки…
Взрослым не следует
критиковать несовершенную речь ребенка, а постараться правильно и вовремя
помочь исправить речевые недостатки. Поэтому если в возрасте около 5 лет в речи
ребенка отсутствуют некоторые звуки (например, звуки Р, Л), имеют место замены
одних звуков другими (например, вместо «сумка»
ребенок говорит «сюмка» или «фумка», вместо «собака» - «шябака», а вместо
«самолёт» - «тамолёт», вместо «санки» говорит «фанки» или «танки», вместо
«цапля» - «тапля», вместо «зайка» - «дайка»,
вместо «замок» - «жямок», и т.п.), произношение некоторых звуков нечёткое, то
необходимо начинать коррекцию звукопроизношения!
Особенного внимания
требуют случаи, когда обнаружено стойкое неправильное произнесение звука или не
соответствующая возрасту замена другим звуком – такие нарушения лучше
исправлять незамедлительно. В противном случае неправильное произношение
закрепится и исправлять его через год-два будет значительно сложнее.
Важно: правильное произношение всех звуков
родного языка должно быть сформировано у
ребенка до поступления в школу!
Задания по отработке
правильных звуков в речи, представленные в книге, предназначены для
многократного использования – к каждому заданию можно возвращаться не один раз,
подбирая уровень сложности в зависимости от речевых возможностей ребенка.
Обратите внимание,
что речевой материал в книге предлагается блоками. Например, звук представлен в
прямых слогах (СА – САПОГИ, ЛИСА), в обратных слогах (АС
– АСТРА, ОС – ОСПА), в слогах со стечением согласных
звуков (СТА – СТАКАН, СТАРИК; СТУ – СТУЖА).
Сначала отрабатывается изолированное произнесение звука, затем произношение в
слогах, словах разной степени сложности, после этого – в словосочетаниях,
предложения, текстах. Предлагая ребенку повторять речевой материал конкретного
блока, внимательно следите за его реакцией: если получается – продолжайте, если
ребенку трудно – можно предложить речевой материал из другого блока, который
окажется для конкретного ребенка легче, а к более трудным упражнениям можно
вернуться позже. Запомните: начинать отработку правильного звукопроизношения
следует всегда с того речевого материала, который проще для воспроизведения.
После отработки звукопроизношения на данном речевом материале, следует
переходить к следующему блоку упражнений.
Автоматизация звука в речи – это самый
продолжительный по времени этап формирования правильного звукопроизношения.
Будьте готовы к серьёзной и продолжительной работе!
Несколько
страниц книги:
Занимайтесь
по нашей книге и говорите красиво!
Желаем
успехов в развитии речи!
Речь
ребёнка обязательно надо развивать! Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА содержит книги,
направленные на развитие разных сторон речи дошкольника:
§ Коррекция звукопроизношения. Упражнения для чистой
речи дошкольников от 5 до 7 лет
§ Интеллектуально-речевые занятия. Задания для
дошкольников от 4 до 6 лет
§ Развитие связной речи
§ Диагностика речевого развития дошкольника