Главная »» Занятия »» 2+ Развивающие занятия с детьми от 2 до 3 лет РАМКИ МОНТЕССОРИ
2+ СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: знакомим малыша с формой |
 |

КРУГ,
КВАДРАТ, ТРЕУГОЛЬНИК
Как правильно
познакомить малыша 1-3 лет с формой?
Знакомить ребенка раннего возраста (от 1 до 3 лет) с таким важным признаком предметов,
как форма, надо постепенно и поэтапно. В этом случае он получит
настоящие знания и навыки, которые не будут формальными, а лягут в основу
дальнейшего усвоения и уточнения сенсорных эталонов, научат ими пользоваться.
Учитывая
психо-физиологические особенности маленького ребёнка, лучше знакомить его с формами в следующем порядке:
1. Практические действия, направленные на
изучение формы предмета. Чтобы ребенок практическим путем
выделил форму предметов, используются специальные дидактические игрушки, при игровых действиях с которыми форма становится значимой для
достижения игровой цели. Действуя
с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять форму
зависит результат его игры. В процессе восприятия формы посредством
практических действий происходит сличение предметов по форме по принципу «такой
– не такой» (без называния).
2. Зрительное восприятие формы – это
сравнение предметов по форме «на глаз» при
непосредственном их сближении (прикладывании, примеривании). Когда две формы
вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или
неодинаковость. При этом в начале занятий фигуры располагаются рядом для
облегчения восприятия, а в дальнейшем – на некотором расстоянии друг от друга.
В ходе занятий взрослый
называет изучаемые формы, но поначалу не
требует точного
запоминания и повторения
их названий от ребенка.
3. Закрепление представлений о форме в
слове-названии –
ребенок различает форму по слову-названию без необходимости прикладывания или
сопоставления на глаз с образцом формы, а также самостоятельно называет
изучаемые формы. При помощи слова накопленный ребенком опыт восприятия формы
становится представлениями о форме, которые ребенок использует в жизни –
постепенно запоминая эталоны геометрических форм и их названия, ребенок
начинает использовать эти знания в различных ситуациях.
ПРИМЕРЫ
ИГР НА ЗНАКОМСТВО С ФОРМОЙ С ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРУШКОЙ «РАМКИ МОНТЕССОРИ»
«Рамки Монтессори» - известное во всем
мире развивающее пособие для самых маленьких – плоские деревянные рамки со
сквозными прорезями в виде разных фигур (квадрат, круг, треугольник, овал,
прямоугольник и др.) и вкладыши к ним контрастного цвета (часто на вкладышах
есть специальные ручки-держатели).
Покажите малышу две-три рамки, попросите
найти вкладыши к ним среди других и вставить их на место. Предлагайте вначале
самые простые формы – круг, квадрат, треугольник, затем можно добавлять и
другие формы. Обратите внимание, что занятия с использованием «Рамок
Монтессори» можно обыгрывать по-разному.
Например, игра «Закрой окошко!».
Разложите рамки на полу или на столе –
это «деревенские домики».
- Это деревня. Здесь есть маленькие одноэтажные
домики. Давай закроем окна в домиках ставнями подходящей формы!
В другой раз
предложите детям построить из рамок многоэтажный дом (количество рамок
увеличивайте постепенно).
- Смотри, какой высокий и красивый у меня получился
дом. Рамки – это квартиры, в каждой квартире кто-то живёт. Вдруг подул сильный
ветер! Давай скорее закроем окошки в доме, чтобы никто не замерз.
Или игра
«Обед для кукол».
- Представь, что это волшебные кастрюльки – найди
для каждой кастрюльки крышку!
Вначале малыш действует методом проб и
ошибок, пытаясь вставить фигурку в каждую рамку поочередно, пока не найдет
нужную. Не вмешивайтесь и не подсказывайте правильный способ действия – пусть
ребенок найдет его самостоятельно. Затем становится возможным действовать
методом практического примеривания: ребенок подносит фигуру к рамке и
сравнивает по форме, не пытаясь ее сразу вставить. Следующий этап действий
ребенка – зрительное соотнесение: ребенок сначала внимательно смотрит и
выбирает на глаз нужную по форме рамку, затем вставляет в нее фигурку.
Конечно, такое развитие в способах
действий ребёнка с дидактической (обучающей) игрушкой происходит постепенно, в
ходе игр и занятий.
При подготовке использованы материалы
книги Елены Янушко «ПОЗНАКОМЬТЕ МАЛЫША С МИРОМ ВОКРУГ».
Напоминаю, что в трилогии, посвященной
раннему возрасту (1-3 года) охвачены все основные стороны развития - развитие
речи и мышления, сенсорное развитие и знакомство с окружающим миром, творческие
виды деятельности - рисование, лепка, аппликация:
1-я книга – ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ.
БОЛЬШЕ ПРАКТИКИ
2-я книга – НАУЧИТЕ МАЛЫША ДУМАТЬ И
ТВОРИТЬ
3-я книга – ПОЗНАКОМЬТЕ МАЛЫША С МИРОМ
ВОКРУГ
Желаю успеха в развитии и обучении ваших
детей!
|