Главная »» Занятия »» 1+ Развивающие занятия с детьми от 1 года до 2 лет ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ!
1+ РАЗВИТИЕ РЕЧИ: развиваем у малыша речевое подражание в весёлых играх! |
|
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ как средство развития активной речи малыша Наиважнейшая задача речевых занятий с малышом – вызвать подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений. Добиться у неговорящего ребенка первых попыток активной речи непросто, но возможно в специально созданной игровой ситуации. В ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема, и такой положительный настрой предоставляет уникальную возможность побуждать малыша к повторению речи. Организация игр для развития подражания является оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе развития речи маленького ребенка. В предложенных ниже играх подражание ребенком речи взрослого выступает на первое место. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает ребенка повторить эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы малыша в любом виде, взрослый же дает только образец правильной речи. Подражание речи взрослого также проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение: 1) отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре; 2) аморфных слов (му, ав-ав, мяу, бом-бом, ду-ду, динь-дин, би-би, ту-ту и др.); 3) слов – сначала простых (на, дай, ляля, миша, киса и др.), затем более сложных (в основном двух-, трехсложные слова); 4) коротких фраз – это этап объединения в одном предложении нескольких слов (Где мама? Там мяч. Это ложка. Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка). Игры, направленные на развитие у малыша речевого подражания, представлены ниже именно в этой последовательности: звуки – аморфные слова – слова – фразы. Звуки, слова и фразы, предлагаемые для повторения, выделены заглавными буквами.
Игра «Самолетики»
Предложите малышу поиграть в самолетики: попросите послушать стихотворение про самолётик и «полетать» по комнате – побегать, расставив прямые руки в стороны.
По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолёт
Прямо вперёд!
Полетели в небе самолеты, загудели: У-У-У!
Игра «Машинки»
Предложите малышу поиграть в машинки: дайте послушать стихотворение про машину и «покататься на машине» – походить или побегать по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной (крутим руль), и «посигналить».
Би-би-би – гудит машина:
Не поеду без бензина!
Поехали машинки: Ж-Ж-Ж! Сигналит машинка: БИ-БИ! Освободите дорогу!
Игра «Поиграем на дудочке»
Предложите ребенку «поиграть» на дудочке: сначала покажите настоящую дудочку, поиграйте на ней, затем изобразите игру на дудочке с помощью движений рук и озвучьте ее: Давай поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяй за мной!
Игра «Поиграем на балалайке»
Предложите ребенку «поиграть» на балалайке: сначала покажите настоящую балалайку и поиграйте на ней (или картинку с ее изображением), затем изобразите игру на балалайке с помощью движений и озвучьте ее: А теперь давай поиграем на балалайке – вот так: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
Игра «Гости»
Заранее приготовьте следующие игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, коровка, гусь, утка, лошадка и др. Постройте вместе с малышом домик из конструктора и предложите поиграть в игру «Гости»: Вот какой у нас домик получился замечательный – большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? ТУК-ТУК! Кто там? (игрушка не видна) АВ-АВ! Кто же это, догадались? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости. Давайте поговорим с собачкой на ее собачьем языке: АВ-АВ! ТУК-ТУК! Кто-то ещё пожаловал к нам в гости…Можно варьировать количество и состав персонажей игры в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии: КУРИЦА – КО-КО-КО, КОШКА – МЯУ, КОРОВА – МУ, ГУСЬ – ГА-ГА-ГА, УТКА – КРЯ-КРЯ, ЛОШАДКА – И-ГО-ГО, ОСЛИК – ИА, КОЗЛИК – МЕ, БАРАШЕК – БЕ, ГОЛУБЬ – ГУЛИ-ГУЛИ, ВОРОНА – КАР, МЫШКА – ПИ-ПИ. В дальнейшем в этой игре можно повторять и простые фразы: КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.
Игра «На! Дай!»
Покажите малышу игру с зайчиком. Сначала протяните зайчику маленький мячик со словами: НА, зайка, МЯЧИК! На! Затем попросите у зайки мячик, сопровождая слова характерным жестом и словами: Зайка ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ! Затем предложите ребенку дать зайке мячик, а затем попросить мячик обратно. Игру можно продолжать в разных ситуациях (игровых и бытовых) с самыми разными предметами. Побуждайте малыша повторять за вами не только слова, но и фразы: НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т.д.
Здесь описаны лишь некоторые из возможных вариантов речевых подражательных игр. Вы можете придумать свои интересные сюжеты и новые варианты игр, используя слова и фразы, понятные ребенку раннего возраста.
Полная методика раннего развития речи ЗДЕСЬ!
Внимание! При копировании этого материала ссылка на источник обязательна!
|
|
|