Главная »» Занятия »» ЗАПУСК РЕЧИ МАЛЫША Слова-действия для запуска речи малыша
Методика речевых занятий с детьми раннего возраста |
 |
ЗАПУСК
РЕЧИ:
Слова-действия, которые развивают речь малыша
В словаре малышей прослеживается важная закономерность: чем больше
слов-действий в словаре ребёнка, тем выше уровень развития его речи. Предлагаю
уделить развитию глагольного словаря особое внимание!
🚶♂️🚶♀️🏃♂️🏃♀️💃🕺
Какие вопросы наиболее часто звучат в нашем разговоре с малышом, который
только начинает говорить? Обычно это вопросы «Кто это?», «Что это?» и ответами
на них являются слова-существительные, обозначающие предметы.
Тем не менее, слова, обозначающие действия, играют ключевую роль в процессе
развития детской речи: чем больше глаголов в речи ребенка, тем лучше ребёнок
говорит!
Работу над глагольным словарем с самыми маленькими (дети второго года
жизни) лучше начинать с облегченных слов – они более доступны не только для
восприятия, но и для воспроизведения малышом, который только начинает говорить.
При этом мы даем как основной глагол, так и его облегченный вариант, который
является временным заменителем основного слова-действия.
Дудочка играет: ДУ-ДУ-ДУ!
Малыш идёт: ТОП-ТОП!
Зайка прыгает: ПРЫГ-СКОК!
Маша качается: КАЧ-КАЧ!
Катя купается: КУП-КУП!
Ваня смеётся: ХА-ХА-ХА!
Миша споткнулся и упал: БУХ!
Лена ест кашу: АМ!
Таня поёт песенку: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
Рита наступила в лужу: ПЛЮХ!
Водичка течёт: БУЛЬ-БУЛЬ!
Молоток стучит: ТУК-ТУК!
Вода пролилась: КАП-КАП!
Машина едет: БИ-БИ!
Не стоит бояться, что облегченные формы слов останутся в речи ребенка
надолго - дети с удовольствием переходят на следующий уровень развития: как
только появится возможность, ребенок будет употреблять обычные формы слов!
По мере развития речи малыша следует усложнять задания в таком порядке:
облегченные слова – отдельные слова-глаголы – простые фразы из 2-4 слов,
которые рассказывают о каком-либо действии. Например:
КАЧ-КАЧ –
качается – Ваня качается на качелях.
Чтобы малыш лучше усвоил значения изучаемых слов-действий, взрослый подкрепляет
глагол. Например, взрослый не только произносит слово, но и демонстрирует движение или
действие, которое оно обозначает, побуждая малыша повторить движение за ним. - Давай похлопаем – ХЛОП-ХЛОП! Давай покажем, как играем на дудочке –
ДУ-ДУ-ДУ!
Или взрослый демонстрирует действие на игрушке – мишке,
кукле, машинке. Например: - Мишка топает – ТОП-ТОП! Мишка прыгает – ПРЫГ-ПРЫГ! Кукла спит – БАЮ-БАЙ! Кукла
поёт песенку – ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
Или взрослый показывает малышу картинку с изображением действия и озвучивает
его. Например: - Зайка на огороде. Он удивляется: ОГО! Какая большая
морковка! Как Зайка удивляется? 
- Зайка пришёл в цирк. Там клоун смешит детей. Зайка
смеётся: ХА-ХА-ХА! Как Зайка смеётся?

- - Зайка грустит: АХ! Он заболел… Как Зайка грустно
вздыхает? Поправляйся, Зайка! 
- Зайка сердится: АЙ-АЙ-АЙ! Кто сломал грузовик? Как
Зайка сердится? 
- Зайка плачет: А-А-А! Он споткнулся и упал: БУХ! Как
Зайка упал? Как зайка плачет? Не плачь, Зайка! 
- Зайка боится: ОЙ! Он один в тёмной комнате… Как Зайка
боится? Не бойся, Зайка, включи свет! 
Такой интерактивный подход очень нравится малышам и является дополнительным
стимулом для развития речи.
В видео использованы материалы книги "ГОДОВОЙ КУРС развивающих занятий для малышей от 2 до 3 лет". Ещё больше речевых игр вы найдете в книге «Помогите малышу заговорить.
Больше практики». В серию, посвященную развитию детей раннего возраста также
входят книги:
- Научите малыша думать и творить.
- Познакомьте малыша с миром вокруг.
Спасибо, что посмотрели – надеюсь, видео было полезно. Подписывайтесь,
ставьте лайки. И конечно, помогайте вашему малышу развиваться!
|