ОБО МНЕ
КНИГИ
ПУБЛИКАЦИИ
КОНСУЛЬТАЦИИ
ПРОЕКТЫ
РЕКОМЕНДУЮ
ЗАНЯТИЯ
Главная »» Публикации

Развитие активной речи ребенка 1-3 лет. Использование ритма в развитии речи, часть 1 — стихи

Ритмичность заложена в человеке самой природой. Характерные особенности ритма – это внутренняя организация, повторяемость , размеренность и предсказуемость. Эти особенности ритма можно с успехом использовать на занятиях по развитию речи малыша.

Ритмичность заложена в человеке самой природой (суточный режим дня, сезонные изменения ритма жизни). Характерные особенности ритма – это внутренняя организация (способность организовывать, упорядочивать хаотичные элементы), повторяемость (чередование одних и тех же элементов), размеренность и предсказуемость.

 

 Эти особенности ритма можно с успехом использовать на занятиях по развитию речи малыша. Для этого в качестве речевого материала для занятий подбираются стихотворные тексты — народные потешки и авторские стишки для малышей, ритмичность в которых обеспечена  стихотворным размером и повторяемостью элементов (звуковые созвучия слов-рифм). Кроме этого, каждый из текстов отрабатывается по много раз, часто сопровождается ритмичными движениями. Все это помогает лучше воспринять, понять и запомнить текст: один фрагмент связан с другим, как цепочка, ведет за собой следующие звенья.

 

Сначала мы знакомим ребенка с текстом, многократно повторяя его, одновременно показывая необходимые движения, а ребенок наблюдает и запоминает – главное, чтобы текст стал знакомым, узнаваемым, «своим». Только после этого ребенок вовлекается в игру, и становится возможным побуждение его к использованию им активной речи: ребенок учится повторять за взрослым необходимые движения, проговаривать слова и фразы из текста. Для этого при чтении  взрослый делает паузы, давая ребенку возможность договорить  часть знакомого текста. Сначала ребенок может назвать последнее слово в строке, в последующем он сможет договорить  два последних слова, а потом и целую строку.

 

Но если текст осложняется элементами поэтической образности, наличием незнакомых слов и выражений, малышам сложно понять значение текста и активно включиться в игру. Чтобы восприятие текста было осмысленным, стихотворения, потешки должны отвечать ряду условий: 1) тексты должны быть недлинными, особенно на начальном этапе работы; 2) тексты должны быть простыми по содержанию; 3) тексты должны быть гармоничными, рифмы легкими и естественными, не надуманными, а логичными и легко запоминающимися; 4) в текстах должны присутствовать повторяющиеся элементы – слова, фразы , кроме этого, простые стихотворения-четверостишия многократно повторяются.

 

Тексты, которые можно использовать в ходе речевых занятий с самыми маленькими,  включают в себя прежде всего короткие стихотворения и потешки. Чтобы помочь малышу воспринять и осмыслить не только отдельные слова и фрагменты произведения, но и содержание в целом, надо приложить дополнительные усилия – эмоционально обыграть текст произведения, используя игрушки и предметы; или сопровождать чтение  характерными повторяющимися движениями или действиями; использовать иллюстрации к произведениям и пр.

 

Не забывайте похвалить и одобрить попытки ребенка принять участие в игре. Но если малыш продолжает молчать, не стоит расстраиваться. Наберитесь терпения и обязательно продолжайте занятия – делайте паузы в текстах, а затем сами договаривайте или допевайте нужные слова и строчки. Придет время, и ребенок обязательно включится в игру.

 

Ниже приводим примерный перечень текстов, которые особенно эффективны на занятиях по развитию речи самых маленьких. На примере некоторых текстов наглядно можно видеть, какие части текста предлагаются для повторения (подчеркнуты). Уровень сложности текста и задания к нему можно гибко варьировать в зависимости от уровня развития малыша. Простые и забавные ритмичные движения к текстам вы можете придумать сами.

 

Авторские стихотворения – цикл «Игрушки» Агнии Барто (Мишка, Мячик, Бычок, Грузовик, Зайка, Самолет, Слон), короткие стихи Елены Благининой и другие. Например:

 

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише. Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

 

 

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

 

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

 

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

 

Села птичка на окошко.

«Посиди у нас немножко!

Посиди, не улетай!

Улетела: Ай!»

 

Дождик, дождик, кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

 

Светит солнышко в окошко.

Смотрит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

 

Потешки – народные потешки и прибаутки очень нравятся малышам и создают дополнительный стимул развития речи. Перечисленные ниже потешки зарекомендовали себя как особенно эффективные: Петушок – золотой гребешок, Сорока-Белобока, Ладушки, Божья коровка, Пошел котик на Торжок, Баба сеяла горох. Например:

 

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы!

 

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет!

 

Божья коровка,

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

 

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Громко песни поешь,

Детям спать не даешь?

 

Сорока-белобока

Кашку варила,

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты печь не топил,

Тебе каши не дадим!

 

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами!

Ножками: топ! топ!

Глазками: хлоп! хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молочка не пьет,

Того забодает,

Забодает, забодает!

 

- Ладушки, ладушки,

где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Кашку поели,

Бражку попили,

Шу-у-у, полетели –

На головку сели!

 

Считалки – также можно использовать некоторые простые считалки: Вышел зайчик погулять, Вышел месяц из тумана, Аты-баты – шли солдаты и другие. Например:

 

Дождь прошел,

Я гриб нашел.

Буду варить,

А тебе водить!

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет,

Пиф-паф! Не попал –

Серый зайчик убежал!

 

Продолжение темы использования ритма на занятиях по развитию речи детей раннего возраста (1-3) года читайте в статье   "Использованине ритма в развитии речи, часть 2 — песенки", а также в статье "Использование ритма в развитии речи, часть 3 — рифмованные загадки".




Самая современная методика развития речи малышей 1-3 лет в книге "Помогите малышу заговорить!" Узнать подробнее о методике

Купить книгу "Помогите малышу заговорить" в интернет-магазине book24


При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
Авторская методика Елены Янушко
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов

ДЕТСКИЙ НАВИГАТОР ЛАБИРИНТА
Апрель 2017: РАСТИ С УМОМ! Елена Янушко рассказывает о своей методике раннего развития

АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА ЕЛЕНЫ ЯНУШКО
NEW! Серия "Новый ребенок" 1+ в новом формате - полный годовой курс и наборы многоразовых карточек - выходит под новым названием "Авторская методика Елены Янушко". Уже в продаже! Не пропустите!

РАСПРОДАЖА
Уникальные книги для малышей, комплекты по игровому обучению чтению, и другие эксклюзивные книги из авторского архива

ПОМОГИТЕ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ!
Самая новая редакция книги-бестселлера "Помогите малышу заговорить!" - авторская методика раннего развития речи (от 1 до 3 лет)


Обо мне
Книги
Публикации
Консультации
Проекты
Рекомендую
Занятия
Авторская методика Елены Янушко
Проект НОВЫЙ РЕБЕНОК
Книжки-игрушки
Книги для самых маленьких
Книги для дошкольников
Чтение и грамота
Альбомы по рисованию, лепке, аппликации
Раскраски и наклейки
Игры
Книги для родителей и педагогов