Главная »» Публикации Развитие активной речи ребенка 1-3 лет. Использование ритма в развитии речи, часть 2 — песенки
2016 - публикация на сайте rebenok-govorit.ru |
|
В этой статье мы продолжаем тему использования ритма на
занятиях по развитию речи детей раннего
возраста. Напоминаю, что в предидущей статье мы говорили об использовании таких
ритмичных текстов, как стишки, потешки, считалки. Читать статью «Использование
ритма в развитии речи, часть 1 — стихи».
Пение простых детских песенок - это уникальная возможность применения ритма
как средства развития речи, так как помимо ритмичности текста песни (рифма,
повторение припевов), сюда прибавляется музыка. Не стану углубляться в тему того, как музыка влияет на общее
развитие ребенка , развитие эмоций и чувства прекрасного, его психологическое
состояние — здесь мы рассматриваем исключительно прикладную роль музыки. А опыт
педагогических занятий с малышами говорит о том, что большинство детей раннего
возраста положительно относятся к музыке и песенкам — они с удовольствием
слушают простые песенки и пытаются подпевать.
Хотя, стоит упомянуть и об исключениях, которые мне довелось
наблюдать в ходе моей педагогической практики: несколько раз встречались дети,
равнодушные к музыке, в другом случае мальчик просто закрывал мне рот рукой — у
него был авсолютный слух и мое неплохое в общем-то пение (после многолетних
занятий в детском хоре и участия в вокальной группе) для него, по-видимому,
звучало фальшиво и доставляло явный дискомфорт. Я считаю, что в таких
исключительных случаях не следует делать упор на этот вид занятий, в остальных
же случаях использование пения на занятиях по развитию речи детей раннего
возраста (1-3 года) приветствуется и дает хорошие результаты.
Как же выбрать «репертуар» при подготовке к речевому занятию
с малышом? И что делать если вы не знаете мелодию подходящей и понравившейся
вам песенки и не умеете читать ноты? Ниже опишу правила выбора песенок для
занятий с малышами:
Песенки должны быть простыми по содержанию, чтобы малыш мог
понять, о чем, собственно, поется в песне. Чтобы малыш лучше усвоил содержание
песенки, желательно обыграть сюжет при помощи игрушек или показать картинку к
песне.
Песенки не должны быть слишком длинными. Если в песне
несколько куплетов, можно начинать лишь с пропевания одного куплета, а затем
постепенно, в ходе следующих занятий добавлять следующие куплеты и припев.
Мелодия песенки также должна быть простой, легко
воспроизводимой и запоминающейся.
На занятиях по развитию речи малышей можно использовать
народные песни и детские песенки из мультфильмов — в этом случае мы знаем, как
песня поется (можно послушать на диске или найти запись в интернете), например:
Жили у бабуси два веселых гуся, По малину в сад пойдём, Пирожки, В лесу
родилась елочка, Во поле береза стояла, Жил-был у бабушки серенький козлик, В
траве сидел кузнечик, Спят усталые игрушки, Песенка львенка и черепахи и др.
Если же вам попалась какая-то интересная по тексту песня, а мелодии к ней вы не
знаете, или она вам не подходит (например, слишком сложная), можно напеть
песенку на собственный простой мотив. Но в этом случае, надо петь ее на этот же
мотив и на следующих занятиях, так что будьте внимательны.
Методика работы с ритмичным текстом песни остается прежней
(как и в случае с обычными стихотворениями): сначала мы в течение нескольких
занятий пропеваем неоднократно песенку, пока малыш не запомнит ее хорошенько.
После этого в ходе пения пропускаем некоторые слова (в дальнейшем целые строки)
песни, предлагая ребенку допеть их.
Попробуйте попеть с ребенком, даже если вы не умеете петь
очень хорошо, не стесняйтесь. Главное здесь — искреннее чувство и желание
общаться с ребенком, вызвать его эмоциональную реакцию.
Ниже привожу некоторые тексты песен, которые с успехом
использовались на речевых занятиях с малышами. Подчеркиванием отмечены
последние слова в строках, предлагаемые для допевания (в этом месте песни
взрослый делает паузу).
ДЕД МОРОЗ
Сл. Т. Волгиной
Муз. А Филиппенко
Дед Мороз, Дед Мороз
Деткам ёлочку принёс.
А на ней фонарики,
Золотые шарики.
ЁЛОЧКА
Сл. Р.Кудашевой
Муз. Л Бекман
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
БОБИК
Сл. Н.Найденовой
Муз. Т. Попатенко
Вот наш Бобик,
Славный пёс!
Гав! Гав!
Белый лобик,
Черный нос!
Гав! Гав!
Бобик, Бобик,
Лапку дай!
Гав! Гав!
Сядь на коврик
И не лай!
ПИРОЖКИ
Сл. Н.Кукловской
Муз. А.Филиппенко
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку.
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка,
Вкусные два пряничка.
А ребяток позову,
Пирожками угощу.
ЦЫПЛЯТА
Сл. Т.Волгиной
Муз. А.Филиппенко
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите!»
Съели толстого жука,
Дождевого червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
Начало темы использования ритма на занятиях по развитию
речи детей раннего возраста (1-3) года читайте в статье "Использованине ритма в развитии речи, часть 1 — стихи", а продолжение читайте в статье "Использование ритма в развитии речи, часть 3 —
рифмованные загадки".
Самая современная методика развития речи малышей 1-3 лет в книге "Помогите малышу заговорить!" Купить книгу "Помогите малышу заговорить" в интернет-магазине book24
При копировании материалов с сайта elenayanushko.ru ссылка на источник обязательна!
|
|
МАГАЗИН Ищите книгу Елены Янушко, но её уже нет в продаже? Здесь выложены авторские экземпляры - последняя возможность купить нужное для обучения пособие!
|
НОВИНКА! Вышла в свет замечательная книга "10 навыков высокоэффективных детей. Осваиваем со Смешариками"! Помогает сформировать у ребёнка полезные навыки. Отличный подарок
|
|
|