Чёткая и понятная речь — важное
условие для успешного обучения, уверенного общения, грамотного чтения и письма.
Альбомы серии «Логопедическая практика» помогают развивать речь
ребёнка-дошкольника в домашних условиях без специальной подготовки и дополнительных
пособий.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Правильное произношение
формируется у детей к 5–6 годам. Но не все дошкольники могут самостоятельно
освоить фонетическую систему родного языка. Наиболее часто у детей вызывают
затруднения шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч, свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц, сонорные
звуки Л, Ль, Р, Рь. Неправильное звукопроизношение замечают взрослые и
сверстники, заставляя ребёнка переживать и стесняться своей речи, а в школе на
письме могут появиться необычные ошибки…
Если в этом возрасте в речи
ребёнка отсутствуют некоторые звуки, имеют место замены одних звуков другими,
произношение некоторых звуков нечёткое, то необходимо начинать коррекцию
звукопроизношения! Неправильное произнесение звука (например, горловой звук Р,
межзубный звук С, боковой звук Ш, и др.) лучше исправлять незамедлительно,
чтобы неправильное произношение не закрепилось.
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
В домашних условиях можно
заниматься артикуляционной гимнастикой, развивать фонематический слух,
закреплять поставленные логопедом звуки в речи. В этом вам помогут альбомы
серии «Логопедическая практика»! Не советуем ставить и исправлять ребёнку звуки
самостоятельно — это задача логопеда! Неопытный «домашний логопед» может не
уловить разницу между правильным и искажённым звуком и тем самым нанесёт вред.
Правильное произношение
всех звуков родного языка должно быть сформировано у ребенка до поступления в школу.
ЗВУКИ С и Сь
Внимание! Для группы свистящих
звуков (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц) базовым является звук С, поэтому он ставится и
отрабатывается в речи первым. Постановка производных звуков СЬ, З, ЗЬ, Ц возможна
только на базе звука С. Формирование в речи базового звука требует больше
времени и усилий. Формирование производного звука проходит легче.
Свистящие звуки относятся к звукам позднего онтогенеза, они
сложны в произношении и искажаются детьми наиболее часто. Искажение свистящих
звуков называется сигматизмом, который бывает нескольких видов. Например, если
во время произнесения свистящих звуков кончик языка просовывается между
верхними и нижними резцами – это межзубный сигматизм (в народе – шепелявость).
При других видах сигматизма мы можем услышать в речи ребенка «фанки» или
«танки» вместо «санки», «тапля» вместо «цапля», «дайка» вместо «зайка» и
«донтик» вместо «зонтик», «шяхар» вместо «сахар», «жямок» вместо «замок»… Точно
определить вид нарушения и поставить ребенку правильные свистящие звуки может специалист-логопед. А автоматизацией поставленных
звуков вы можете с успехом заниматься, используя этот логопедический альбом.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Диагностика.
Артикуляционная гимнастика
Восприятие на слух заданного
звука.
Постановка правильного звука. Обратитесь
к логопеду.
Автоматизация звука в речи.
После того, как правильный звук
поставлен, его необходимо ввести в речь. Для этого мы предлагаем ребёнку
речевой материал разного уровня сложности для повторения — слоги (например, прямые – СА, СО, СУ, и обратные – АС, ОС, УС), слова разной
степени сложности (например, СОВА, МИСКА, КОМПАС), словосочетания и
предложения, стихи (рифмовки, скороговорки, чистоговорки, стишки и потешки) и
рассказы. Уровень сложности предлагаемого речевого материала повышается
постепенно. Нельзя переходить на следующий этап, не освоив в должной мере
предыдущий (например, не стоит отрабатывать произношение звука в чистоговорках,
не освоив правильное произношение на уровне отдельных слов).
Дифференциация звуков С-Сь, С-З, С-Ш,
С-Ц.
Логопедическая работа
подразумевает чистую, правильную речь взрослого, который занимается с
ребёнком.
Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
посвящена формированию правильного произношения у детей 5–7 лет. Современная
методика развития речи помогает сделать занятия интересными и эффективными!
Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
разработана для самостоятельной речевой работы в домашних условиях после
консультации у логопеда и постановки им отсутствующих или искажённых у ребёнка
звуков.
Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
разработана таким образом, чтобы эффективно заниматься с ребёнком развитием
речи мог и неподготовленный человек. Прекрасные результаты занятий по развитию
речи порадуют и ребёнка, и родителей!
Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
помогает создать фундамент правильной речи — основу дальнейшего успешного
обучения ребёнка.