Правильное произношение – важное условие для успешного обучения, уверенного общения, грамотного чтения и письма. Книги серии «Логопедическая практика» помогают развивать речь ребенка-дошкольника в увлекательной игре: выполняя интересные упражнения, ребенок учится говорить красиво и грамотно! Занятия, предлагаемые в логопедических альбомах, не требуют специальной подготовки и дополнительных пособий.
Формирование правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте
Правильное произношение звуков формируется у некоторых детей к 4-5 годам, у других – к 5-6 годам. Но не все дошкольники могут самостоятельно освоить фонетическую систему родного языка… Наиболее часто у детей вызывают затруднения шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч, свистящие звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, сонорные звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Неправильное звукопроизношение замечают взрослые и сверстники, заставляя ребенка переживать и стесняться своей речи, а в школе на письме могут появиться необычные ошибки…
Взрослым не следует критиковать несовершенную речь ребенка, а постараться правильно и вовремя помочь исправить речевые недостатки. Поэтому если в возрасте около 5 лет в речи ребенка отсутствуют некоторые звуки (например, звуки Р, Л), имеют место замены одних звуков другими (например, звук Л заменяется звуком В или У, Ы или Й – получается не «лапа», а «вапа», не «иголка», а «игоука», не «стул», а «стуы», не «полка», а «пойка»), произношение некоторых звуков нечёткое, то необходимо начинать коррекцию звукопроизношения!
Важно: правильное произношение всех звуков родного языка
должно быть сформировано у ребенка до поступления в школу!
Задачи логопеда и родителей
Логопедическая работа подразумевает чистую, правильную речь взрослого,
который занимается с ребёнком.
Не советуем ставить и исправлять ребенку звуки самостоятельно – это задача логопеда! Тем не менее, многие виды работы – артикуляционная гимнастика, развитие фонематического слуха, закрепление поставленных логопедом звуков в речи – вполне по силам выполнять в домашних условиях. В этом вам помогут альбомы серии «Логопедическая практика»!
Звуки Л и ЛЬ
Логопедический альбом серии «Логопедическая практика», который вы держите в руках, посвящен звукам Звуки Л (твердый звук) и ЛЬ (мягкий звук) являются сложными по артикуляции, они относятся к звукам позднего онтогенеза и обычно появляются в речи ребенка позже других звуков. Нарушения произношения звуков Л и ЛЬ – отсутствие звуков, замены на другие звуки – довольно распространённая проблема. Желательно, чтобы правильные звуки Л и ЛЬ поставил ребенку специалист-логопед. А автоматизацией поставленных звуков вы можете с успехом заниматься, используя этот логопедический альбом.
Этапы формирования правильного звукопроизношения
Диагностика.
Артикуляционная гимнастика.
Восприятие на слух заданного звука.
Постановка правильного звука.
Автоматизация звука в речи.
После того, как правильный звук поставлен, его необходимо ввести в речь. Для этого мы предлагаем ребенку речевой материал разного уровня сложности для повторения – слоги (например, прямые – ЛА, ЛО, ЛУ, и обратные – АЛ, ОЛ, УЛ), слова разной степени сложности (например, ЛУНА, ЛАМПА, ПАЛАТКА), словосочетания и предложения, стихи (рифмовки, скороговорки, чистоговорки, стишки и потешки) и рассказы. Уровень сложности предлагаемого речевого материала повышается постепенно.
Автоматизация звука в речи – это самый продолжительный по времени этап формирования правильного звукопроизношения. Будьте готовы к серьёзной и продолжительной работе!
Дифференциация звуков Л – ЛЬ, Л/ЛЬ – Р/РЬ.
Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков Л-Ль приведён в альбоме в определенной последовательности (вы можете предлагать ребенку речевой материал и в другом порядке по рекомендациям вашего логопеда):