Чёткая и понятная речь — важное условие для успешного
обучения, уверенного общения, грамотного чтения и письма. Альбомы серии
«Логопедическая практика» помогают развивать речь ребёнка-дошкольника в
домашних условиях без специальной подготовки и дополнительных пособий.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ
Правильное произношение формируется у детей к 5–6 годам. Но
не все дошкольники могут самостоятельно освоить фонетическую систему родного
языка. Наиболее часто у детей вызывают затруднения шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч,
свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц, сонорные звуки Л, Ль, Р, Рь. Неправильное звукопроизношение
замечают взрослые и сверстники, заставляя ребёнка переживать и стесняться своей
речи, а в школе на письме могут появиться необычные ошибки…
Если в этом возрасте в речи ребёнка отсутствуют некоторые
звуки, имеют место замены одних звуков другими, произношение некоторых звуков
нечёткое, то необходимо начинать коррекцию звукопроизношения! Неправильное произнесение
звука (например, горловой звук Р, межзубный звук С, боковой звук Ш, и др.)
лучше исправлять незамедлительно, чтобы неправильное произношение не
закрепилось.
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ
В домашних условиях можно заниматься артикуляционной
гимнастикой, развивать фонематический слух, закреплять поставленные логопедом
звуки в речи. В этом вам помогут альбомы серии «Логопедическая практика»! не
советуем ставить и исправлять ребёнку звуки самостоятельно — это задача
логопеда! Неопытный «домашний логопед» может не уловить разницу между
правильным и искажённым звуком и тем самым нанесёт вред.
ЗВУКИ Ш и Ж
Правильное произношение всех звуков родного языка
должно быть сформировано
у ребенка до поступления в
школу.
Звуки Ш и Ж являются сложными по артикуляции, поэтому, как
правило, формируются продолжительно и часто искажаются детьми. Например,
шипящие звуки могут заменяться на свистящие: Ш – на С, Ж – на З, или
произноситься подобно звукам Ф, В, Щ или Т. Так, в зависимости от вида
сигматизма (так называются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков),
ребенок вместо «шапка» может произносить «фапка», «сапка», «щапка», а вместо
«машина» может произносить «масина», «матина», «мафина», «мащина».
В группе шипящих звуков звук Ш базовый по отношению к другим
шипящим звукам — Ж, Щ, Ч. Поэтому первым мы формируем в речи звук Ш, а затем
производные звуки — Ж, Щ, Ч. Звук Ж отличается от звука Ш наличием голоса —эти
два звука образуют пару: звук Ш — глухой, а звук Ж — звонкий. В данном случае
мы просто демонстрируем ребенку, что, если к произношению звука Ш добавить
голос — ребенок может ощутить вибрацию голосовых связок, приложив руку сначала
к гортани взрослого, произносящего попеременно звуки Ш и Ж, а затем к
собственному горлышку.
Формирование в речи базового звука требует больше времени и
усилий. Формирование производного звука проходит легче. Чтобы работа над
правильным звукопроизношением Ш и Ж началась с желанием и хорошим настроением,
советуем прочитать ребенку рассказ Виктора Драгунского «Заколдованная буква».
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ: звуки Ш и Ж
Диагностика.
Артикуляционная гимнастика
Восприятие на слух заданного звука.
Постановка правильного звука. Обратитесь к логопеду.
Автоматизация звука в речи.
После того, как правильный звук поставлен, его необходимо
ввести в речь. Для этого мы предлагаем ребёнку речевой материал разного уровня
сложности для повторения — слоги (например, прямые — ША, ШО, ШУ, и обратные — АШ, ОШ, УШ), слова разной степени сложности
(например, ШУБА, КОШКА, БАБУШКА), словосочетания и предложения, стихи
(рифмовки, скороговорки, чистоговорки, стишки и потешки) и рассказы. Уровень
сложности предлагаемого речевого материала повышается постепенно. Нельзя переходить
на следующий этап, не освоив в должной мере предыдущий (например, не стоит
отрабатывать произношение звука в чистоговорках, не освоив правильное произношение
на уровне отдельных слов).
Дифференциация звуков Ш-С, Ж-З, Ш-Ж.
Логопедическая работа подразумевает чистую, правильную речь
взрослого, который занимается с ребёнком.
Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА посвящена формированию
правильного произношения у детей 5–7 лет. Современная методика развития речи
помогает сделать занятия интересными и эффективными!
Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА разработана для
самостоятельной речевой работы в домашних условиях после консультации у
логопеда и постановки им отсутствующих или искажённых у ребёнка звуков.
Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА разработана таким образом,
чтобы эффективно заниматься с ребёнком развитием речи мог и неподготовленный человек.
Прекрасные результаты занятий по развитию речи порадуют и ребёнка, и родителей!
Серия ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА помогает создать фундамент
правильной речи — основу дальнейшего успешного обучения ребёнка.