Русский язык сложен
по своей структуре. Поэтому если начать обучение ребенка грамотному чтению и письму
в старшем дошкольном возрасте, в будущем ему будет легче учиться в школе.
Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок в первом классе бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот.
Знакомство с буквами, обучение чтению и письму печатными буквами – это
то, чем мы можем заниматься с ребенком в дошкольном возрасте. Только обучение надо
строить правильно: использовать специально разработанные для дошкольников игровые
интерактивные методики, предлагать на занятиях не букварь, а специально разработанные для дошкольников
обучающие пособия. Этим условием отвечает наша книга, цель которой не только
научить, но научить правильно и безошибочно! Профилактическая работа очень
важна: специально разработанные задания позволяют контролировать процесс обучения
ребенка грамоте, вовремя выявлять ошибки усвоения материала и исправлять их.
Прежде чем начинать обучение, стоит ответить на несколько важных
вопросов.
В каком возрасте лучше начинать обучению грамоте?
Чтобы не нанести вред и не отбить у ребенка желание заниматься в
дальнейшем, начинать обучение чтению и письму можно только тогда, когда ребенок
готов, его мозг созрел для этого. Это возраст 5-6 лет. Именно в это время ребенок
сам начинает интересоваться буквами и легко запоминает их, создается фундамент
для формирования письменной речи – чтения и письма.
С позиции отечественной
психологии обучение становится ведущей деятельностью с 7 лет, до этого на
первом месте – игра. Однако система образования сегодня не дает такой возможности:
в школе ждут уже подготовленных детей.
Какие трудности
при обучении грамоте встречаются у детей наиболее часто?
Ребенок может забывать и путать
буквы. Необходимость каждый раз вспоминать графический образ буквы или какой
звук она обозначает, значительно затрудняет чтение и письмо. Кроме этого,
дошкольник может читать слишком медленно и в этом случае пока дочитает слово до
конца, успевает забыть начало. Либо читает по буквам или по слогам, не сливая
их плавно в слова – понять результат такого чтения сложно. Еще один вид нарушения
чтения – ребенок читает, но не понимает смысл прочитанного. Все эти и многие другие
проблемы обучения грамоте прорабатываются в книгах серии «Профилактика
трудностей школьного обучения».
Как определить,
на каком уровне читает ребенок, какие есть критерии?
В процессе чтения можно выделить две стороны:
ТЕХНИЧЕСКАЯ – соотнесение букв с соответствующими звуками, их прочитывание, и
СМЫСЛОВАЯ – соотнесение звуковой формы слова с его значением. В тех случаях,
когда у ребенка не сформирована техническая сторона, все его внимание будет
сконцентрировано на самом процессе чтения слова. Поэтому он не сможет понять
его значение, будет читать механически, по нескольку раз возвращаясь к началу. Отрабатывать
техническую сторону – умение читать быстро, без запинок и с выражением – можно
отработать на слоговых таблицах и прочитывании столбиков специально подобранных
слов. А для понимания смысла прочитанного мы предлагаем специально разработанные
игровые задания – при их выполнении наглядно видно, понял ребенок что прочитал,
или нет.
Содержание пособия:
Инструкция для взрослых. Прежде чем начать занятия, советуем ознакомиться с инструкцией.
Это не займет много времени, но поможет понять основные положения, которые легли
в основу методики.
Знакомство с буквами не по
букварю.Для ребенка важнее не выучить
порядок букв в алфавите, а запомнить звук, который буква означает! Только после
того, как в сознании ребенка соединятся буква (то, что пишем) и звук (то, что
слышим), можно переходить к обучению чтению и письму! Поэтому мы предлагаем
учить буквы по специально разработанной для дошкольников методике не по
алфавиту, а в свободном порядке – сначала чаще употребляемые буквы, даже из
ограниченного набора изученных букв уже можно складывать слоги.
Учимся читать по слогам.После того, как
ребенок запомнил буквы (или часть букв), можно переходить к следующему этапу
обучения чтению – сливанию букв в слоги. Начинаем
читать с обратных слогов (например, АМ, АП), так как в этом случае легче тянуть гласный звук, после
этого учимся читать прямые слоги (например, МА, ПА). Этот этап может стать
по-настоящему сложным для дошкольника. Чтобы облегчить процесс обучения чтению,
предлагаем специально разработанную методику обучения чтению по слогам! А чтобы
отработать технику чтения, предлагаем таблицы слогов.
Читаем простые слова.В этом разделе мы предлагаем ребенку для прочтения
самые простые слова (1, 2 и 3-го классов слоговой структуры слов (классификация
по А.К.Марковой)).
Читаем слова разной степени сложности.Далее мы предлагаем ребенку читать слова разной
степени сложности вперемешку – с разным количеством слогов, включающим слоги
разной степени сложности (со стечением согласных).
Читаем словосочетания,
предложения, тексты.Научив ребёнка читать слова,
переходите на следующий уровень – чтение словосочетаний, простых предложений, рифмованных
текстов ( короткие стишки, потешки, дразнилки, считалки), коротких рассказов.
С началом школьного обучения многие дети сталкиваются с трудностями! Такие
проблемы тем более неожиданны, если ребенка готовили к школе, и он пошёл в
первый класс, уже умея читать, писать и считать. Причины могут быть разными – слишком
раннее начало обучения, неправильно подобранная методика, отсутствие мотива и принуждение
к учебе, сложности адаптации, более высокий уровень требований, и др. В итоге может
снизиться общая успеваемость, а ребенок потеряет интерес к учёбе и веру в свои
силы...
Конечно, гораздо
эффективнее предупреждать проблемы, чем их преодолевать. В обучении грамоте и предупреждении многообразных ошибок в
чтении и письме помогут рабочие тетради серии «Профилактика трудностей
школьного обучения». Задания разработаны
на основе лучших достижений отечественной педагогики, психологии и
нейропсихологии. Структура каждой книги и всей серии позволяет любому взрослому
самостоятельно и с высокой эффективностью организовать для ребенка курс
домашнего обучения. Задания в книгах расположены в порядке усложнения, поэтому
лучше выполнять их по порядку.
Система подготовки к школе, обучения грамоте и
профилактики нарушений чтения и письма представлена следующими книгами:
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО – знакомимся с буквами и учимся читать
МАГАЗИН Ищите книгу Елены Янушко, но её уже нет в продаже? Здесь выложены авторские экземпляры - последняя возможность купить нужное для обучения пособие!
НОВИНКА! Вышла в свет замечательная книга "10 навыков высокоэффективных детей. Осваиваем со Смешариками"! Помогает сформировать у ребёнка полезные навыки. Отличный подарок